Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:11, контрольная работа
Защита материнства является одной из приоритетных задач Российского государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства. Подтверждение государственной политики в данной области в Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.
Введение…………………………………………………………………………3
1.1 Общие вопросы защиты материнства и детства ..………………………...5
1.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом праве…....13
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………………..17
В России же, долгое время не было ни законодательного воспрещения промыслового труда рожениц, ни страхования материнства. Правовые основы институт материнства и детства появились сравнительно недавно. После прихода к власти Советов, происходит уравнение трудовых прав женщины и мужчины, со временем, формируется институт материнства и детства. Кодекс Законов о Труде 1922 года[9] в целях защиты здоровья и интересов матери и беременной женщины устанавливал ряд ограничений, связанных с трудовой деятельностью. Так, к примеру, ст. 131 не допускает сверхурочная и ночная работа беременных и кормящих грудью, ст. 133 разрешает женщинам, начиная с пятого месяца беременности отказываться от командировок, ст. 134 дает кормящим матерям кроме общих перерывов также дополнительные для кормления ребенка - как видно, молодое советское государство уже на заре своего существования достаточно серьезно подошло к вопросу заботы о здоровье детей и матерей - своих гражданах. Однако, защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г.
Современное Российское законодательство данный принцип не просто закрепляет в Основном законе страны, кодифицированных актах, законах и подзаконных актах. Оно создает механизмы его реализации и санкции для нарушителей. Нет нужды доказывать, почему именно институты материнства и детства нуждаются в дополнительной защите - тем не менее, попробуем пояснить на типичном примере из практики
Женщина забеременела, вышла в отпуск по беременности, родила, находится в отпуске по уходу за ребенком - нормы трудового кодекса не позволяют уволить работника, находящегося в такой ситуации. Но с другой стороны, можно понять и работодателя - проходит год, два, сотрудник теряет квалификацию, его место должен хотя бы на время занять другой работник, которого нужно вводить в курс дела (что может быть связано и с расходами на обучение, и с общим вливанием в коллектив). По возвращении сотрудницы-женщины может возникнуть вопрос об излишних кадрах - кого увольнять, старого или нового сотрудника? Более того, пока ребенок маленький рано или поздно начнутся многочисленные больничные, школьные собрания и пр. проблемы непременно связанные с процессом ухода, воспитания и обучения ребенка. А что, если женщина - одинокая мать? Чтобы разрешить такие ситуации, закон четко гарантирует защиту интересов женщины и ребенка во многих подобных ситуациях (конкретнее их рассмотрению посвящена вторая глава дипломной работы). Не менее проблемным вопросом является вопрос использования детского труда. Приведем типичный пример из практики. На стройке (строительство, например, здания) обращается к прорабу мальчик 12 лет с просьбой принять на подсобные работы (носить мешки, работать на высоте, да все что угодно), за пол ставки от «взрослого оклада». При этом мальчик может убедить работодателя, что очень нуждается в деньгах (например, родители мало зарабатывают или мальчик вообще сирота). Вправе ли прораб принять мальчика на работу? На полный рабочий день? Платить ему только половину заработной платы? На практике работодатель - «бог и закон», однако российское законодательство диктует жесткие условия использования и гарантии детского труда. Таким образом, во исполнение конституционных принципов действующее законодательство создает необходимую систему защиты интересов матери и ребенка, охраны материнства и детства: от деклараций до санкций нарушителям норм закона.
В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:
1. Принимаются
соответствующие
2. Создаются
механизмы и институты,
3. Нарабатывается
практика, совершенствуются институты
и нормы, создаются
1.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом праве
Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения ст. 37 Конституции РФ, закрепляющие гарантии свободного труда, корреспондируют положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 ст. 6, признают право на труд, включающее право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права. Конституция закрепляет свободу договора, свободу ведения предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ), в тоже время, в силу конституционных положений и международных принципов (ст. 38 Конституции РФ, положений Конвенции МОТ «Об охране материнства»), государство гарантирует защиту материнства и детства.Безусловно, что законодатель, предусматривая в соответствии с требованиями стст. 37, 38 Конституции Российской Федерации гарантии трудовых прав работников, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения, не вправе устанавливать такие ограничения правомочий работодателя, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности, - иное противоречило бы предписаниям статьи 55 Конституции РФ, в соответствии с которыми защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными.
Несмотря
на кажущуюся, на первый взгляд, коллизию
конституционных норм - с одной
стороны принцип свободы
Действующее трудовое законодательство Российской Федерации, представленное, прежде всего, Трудовым кодексом РФ, устанавливает для таких работников дополнительные гарантии (сосредоточенные главным образом в гл. 41 ТК РФ), включая механизмы эффективного контроля за правомерностью действий работодателя при их увольнении.
Определенные гарантии распространяются на следующие категории лиц:
- женщин (как категории работников в целом);
- беременных женщин;
- женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
- женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
- женщинам
- одиноким матерям, имеющим
- работникам, усыновившим ребенка.
Перечисленная группа работников собирательно именуется ТК РФ (заглавие гл. 41) как «женщины с семейными обязанностями», при этом в качестве объекта семейных обязанностей закон называет ребенка (даже еще не родившегося и наставшего субъектом права в качестве человека).
Объем гарантий напрямую связан с возрастом детей матери (или лиц ее заменяющих). Разный объем гарантий и пределы защиты трудовых прав предоставляется беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, трех лет, четырнадцати лет (либо детей инвалидов в возрасте до восемнадцати лет). Важно подчеркнуть, что закон предоставляет гарантии работникам, имеющим детей инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.
В силу
ст. 264 ТК РФ (гарантии и льготы лицам,
воспитывающим детей без
Гарантии материнства реализуются через закрепление следующих норм:
1) ограничение
и запрещение использования
- ограничение
труда на тяжелых работах и работах с вредными
и (или) опасными условиями труда, а также
на подземных работах, за исключением
нефизических работ или работ по санитарному
и бытовому обслуживанию (ч. 1 ст. 253 ТК РФ)
(Перечень тяжелых работ и работ с вредными
или опасными условиями труда, при выполнении
которых запрещается применение труда
женщин, утвержденный постановлением
Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №162).
Для облегчения условий труда беременных
женщин и женщин, имеющих детей в возрасте
до полутора лет, коллективными договорами
и социально-партнерскими соглашениями
могут создаваться в этих целях специализированные
цеха, участки, рабочие места, в том числе
на долевых началах для нескольких производств
района, города.
Заключение
Защита
материнства и детства, семьи носит комплексный
социально-экономический характер и осуществляется
путем принятия разнообразных государственных
мер по поощрению материнства, охране
интересов матери и ребенка, укреплению
семьи, ее социальной поддержке, обеспечению
семейных прав граждан.Государство всемерно
содействует укреплению семьи, устраняя
дискриминацию при вступлении в брак,
утверждая равенство прав мужчины и женщины,
основывающих семью. Этому способствует
Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс
и другие нормативные акты. В настоящее
время в Государственной думе находится
ряд проектов законодательных актов, направленных
на защиту интересов материнства и детства.
Так можно выделить проект федерального
закона №127413-4 «Об единовременном федеральном
государственном денежном пособии семье
на рождение третьего, четвертого и пятого
ребенка» (внесен депутатом ГД С.Н. Бабуриным),
основная суть которого сводится к выплате
единовременного пособия семье на рождение
третьего, четвертого и пятого ребенка.
При этом размер пособия устанавливается
в каждом случае в размере 200 000 (двести
тысяч) рублей. Проект был справедливо
раскритикован Правительством РФ, так
сравнительно большая сумма пособия может
стать основой иждивенческого образа
жизни большой части населения страны.
Список литературы
Информация о работе Конституционная защита прав материнства и детства в России