Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 09:17, курсовая работа
При написании данной работы были проанализированы Конституция РФ,
комментарии к Конституции РФ. Среди литературы, использованной при
написании данной работы, я хотел бы отметить работу "Федеральное
конституционное право России. Учебное пособие для студентов юридических
вузов и факультетов" Б.А. Страшуна как, на мой взгляд, наиболее полный и
последовательный анализ источников конституционного права РФ. Кроме того,
при написании данной работы использовался учебник по конституционному
праву РФ "Конституционное право России " под редакцией Е. И. Козлова,
О.Е. Кутафина.2
Введение 3
Глава 1. Обзор источников конституционного права. 4
Глава 2. Источники конституционного права РФ 7
2.1. Конституция РФ - основной источник конституционного права. 7
2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного
права. 8
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ. 10
2.4. Регламенты палат Федерального собрания. 11
2.5. Декларации. 11
2.6. Постановления правительства РФ. 11
2.7. Постановления Конституционного суда РФ. 12
2.8. Договора и соглашения. 12
2.9. Правовые акты СССР и РСФСР. 13
2.10. Акты представительных органов местного самоуправления. 14
Заключение 15
Список использованных источников: 16
международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее
правовой системы. По аналогии с рядом зарубежных конституций (США и др.)
Конституция устанавливает примат международного права по отношению к
внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора. Эта конституционная норма
будет иметь растущее значение в связи со вступлением России в Европейское
Сообщество, в котором действует наднациональный парламент, обладающий
законодательной функцией. Законы, принятые этим парламентом, являются
источником конституционного права каждой
входящей страны.
К числу источников конституционного права относятся правовые
акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов
которого является Россия. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в
будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей и
наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их
принятия и юридическая сила пока не определены.
В практику Российской Федерации все шире входят внутренние до
говоры и соглашения. Важным источником конституционного права ос тается
Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым были закреплены
основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Другой пример:
Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 г.,
которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное
делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и
Республики Татарстан.
2.9. Правовые акты СССР и РСФСР.
Некоторые из этих актов являются источниками конституционного
права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не
будет принято заменяющее их законодательство. В постановлении Верховного
Совета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании Содружества
Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на
территории России до принятия соответствующих законодательных актов
Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не
противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.
"Заключительные и переходные положения" Конституции 1993г.
устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на
территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей
Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции
Российской Федерации. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и
постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом
СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя
по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно
убывает.
2.10. Акты представительных органов местного
самоуправления.
Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах
своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного
самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты
регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют
права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его
источником.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что
не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые
осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.
В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве
источника конституционного права признают обычаи и доктрины
(взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права,
сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой практике
для этого пока нет оснований.
Заключение
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники
конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления
законности в правовом государстве. Совершенство названных источников
напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества
по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана
своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а
практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания
гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права.
От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования источников конституционного
права в современном государстве России?
Необходимо нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы
государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой
права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один
из них - Конституция. При этом Конституция государства не может
ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и
иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие
Конституции, не должны иметь юридической силы.
Список использованных источников:
1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.
2. Мирошникова В.А. 0 Комментарий к Конституции РФ. - М.: Ассоциа-
ция авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1998 г.
3. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов
юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1998,-
741с.
4. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь.
М.-1995 г.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.В. “ Конституционное право России ”.
Учебник
М.: Юристъ, 1999 г.
6. Федеральное конституционное право России. Учебное пособие для
студентов юридических вузов и факультетов. Сост. Б.А. Страшун. - М.
Норма, 1996.-385 с.