Граждане как субъекты гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Гражданско–правовые отношения – это отношения, которые возникают по поводу удовлетворения разнообразных материальных и духовных благ. Особенность гражданско–правовых отношений состоит в том, что они возникают (преимущественно) по воле участвующих в них лиц; характеризуются равенством сторон и их юридической независимостью друг от друга.

Оглавление

# 2. ПОНЯТИЕ ПРАВОСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН (ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ) 2
* 2.1. Содержание правоспособности 2
* 2.2. Равенство, не отчуждаемость, невозможность ограничения правоспособности 2
# 3. ПОНЯТИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН (ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ) 2
* 3.1. Разновидности дееспособности 2
* 3.2. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным 2
# 4. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСНО ОТСУТВУЮЩИМ ИЛИ УМЕРШИМ 2
# 5. ОПЕКА, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. ПАТРОНАЖ 2
# ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
# СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 2

Файлы: 1 файл

Aйгуля.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Не получение в  течение указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и  невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.

Сокращенный шести  месячный срок для объявления гражданина умершим применяется, как сказано в законе, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (авиакатастрофа, землетрясения, ураган) или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

Особо закон определяет условия объявления умершим гражданином, пропавшего во время военных действии: он может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действии (п. 2 ст. 45 ГК).

На основании решения  суда объявлении гражданина умершим органа загса выдают заинтересованным лицам свидетельство о его смерти. Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели.

Последствия вынесением судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрено, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носит личный характер. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет.

Так как, объявление гражданина умершим, в отличие от смерти, устанавливает  презумпцию, но не сам факт смерти, так  как в основе лежит только предположение  о смерти гражданина, то правоспособность его с момента вступления решения суда в законную силу не прекращается. Правоспособность прекращается лишь с фактической смертью. Однако гражданин объявленный умершим на самом деле жив и в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК РФ).

Решение суда является основанием для аннулирования записи о смерти в книге записи актов  гражданского состояния (ст. 257 ГПК). Однако отмена решения суда об объявлении гражданина умершим не может восстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый брак, то брачные отношения не могут быть остановлены, имущество, перешедшее по наследству, могло не сохраниться и т.д. Поэтому закон предусматривает специальные правила на случай явки гражданина, объявленного умершим.

Согласно п. 2 ст. 46 ГК не зависимо от времени своей  явки гражданин может потребовать  от любого лица возврата сохранившегося имущества (сохранившегося в натуре), которое безвозмездно перешло к  этому лицу после объявления гражданина умершим.

Если лицо, которому безвозмездно перешло имущество  гражданина, ошибочно объявленного умершим, было недобросовестным приобретателем, то есть, знало, что гражданин находится  в живых, то гражданину должны быть возмещены убытки, причиненные утратой имущества. Ст. 303 ГК РФ определяет, что возврату подлежит не только имущество в натуре, но и доходы, которые недобросовестный владелец извлек или должен быть извлечь за время владения.

Если гражданин, ошибочно объявленный умершим, состоял в браке и имел совместно нажитое супругами имущество, возможно, требовать возврата только полагающейся ему части общего имущества. Некоторые виды имущества возврату не подлежат. Это деньги и ценные бумаги на предъявителя (средства от продажи имущества) (п. 3 ст. 302 ГК РФ).

Если же имущество  лица объявленного умершим, кто-то приобрел на возмездных началах, то лица, к которым  имущество такого гражданина перешло  по возмездным сделкам не обязаны  возвращать ему это имущество. Имеются  ввиду такие сделки, как купля-продажа и мена.

5. ОПЕКА, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. ПАТРОНАЖ

Так как, не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права  и исполнять обязанности  в силу недостатка дееспособности или  его полного отсутствия, для выполнения не достающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используются институт опеки и попечительства.

В российском праве  институт опеки первоначально рассматривался как забота над осиротевшими детьми. Термин заимствован русским законодательством из литовского права.

Опека устанавливается  над детьми в возрасте до 14 лет, а  так же над гражданами, признанными  судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица признанное судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо - опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих интересах своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения выданного органом опеки и попечительства либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.

Попечительство устанавливается  над гражданами, которые частично дееспособны, над несовершеннолетними  в возрасте от 14 до18 лет, а так же над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 31 ГК). Часть 3 ст. 33 ГК определяет, что попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнение обязанностей, а так же охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Попечительство состоит  в том, что специально назначенное  лицо - попечитель помогает частично дееспособному  либо ограничено дееспособному лицу осуществлять принадлежащие ему права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение таким лицом сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный в праве совершать самостоятельно) попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В настоящее время  опека и попечительство находится в ведении органов местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава района, городской администрации по месту жительства лица, подлежащего опеки и попечительства или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимать решения об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решением суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органов местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних - на отделы (управления) народного образования, в отношении лиц, признанных недееспособными в следствии психического расстройства, - на отделы (управление) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения.

Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно  назначить опекунами (попечителями), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, необходимых в случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривают жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие меры в случае обнаружении обстоятельств, отрицатель влияющих на подопечного и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль в раскрытии механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений играет понятие гражданского правоотношения и его составляющей - субъектов гражданского правоотношения.

В данной курсовой работе рассмотрены наиболее важные аспекты  гражданско-правового положения  граждан, как субъектов гражданских  правоотношений, а так же особенности, отличающие их статус от статуса юридических лиц.

Конечно, очень сложно охватить объемом курсовой работы все  аспекты данной темы. Поэтому были отмечены только основные моменты, характеризующие  и классифицирующие граждан как  субъектов гражданских правоотношений.

Мною также были выделены, освещены и рассмотрены  такие вопросы, связанные с темой  работы, как:

так как субъектами гражданского права, кроме граждан  физических лиц признаются еще юридические  лица, а так же публично правовые образования, возникает вопрос о правовом статусе и месте гражданина в гражданских правоотношениях;

так как граждане - субъекты гражданских правоотношений, то уместен вопрос об их субъективных правах и обязанностях;

так как не все граждане могут в полной мере осуществлять свои права и исполнять обязанности, следует вопрос об опеке, попечительстве и патронаже над такими гражданами;

так как способность  граждан своими действиями приобретать  и осуществлять гражданские права, неодинакова, а зависит от многих факторов, то “законен” вопрос о дееспособности граждан (ее объеме) и от чего она зависит;

так как способность  иметь гражданские права и  нести обязанности, хоть и признается законом в равной мере за всеми  гражданами (однако думаю, что это  не так) то неминуем вопрос о правоспособности граждан;

так как в жизни  нередки случаи, когда гражданин  пропал без вести или возможно умер, то вопрос о признании гражданина безвестно отсутствующим и умершим, а так же в последствиях этого, возникает сам собой.

Итак, проанализировав наше современное российское законодательство, становится ясным, что гражданам России реформами конца 20-го столетия, даны многие права и свободы, характерные для гражданского общества и демократического государства. Это широкий спектр экономических, политических и иных прав граждан.

Мне думается, что  по сравнению со старым законодательством  нашей страны (законодательство СССР) в современном российском законодательстве значительно ограничены полномочия государства по отношению к гражданину. Следовательно, есть основания предполагать, что в процессе разрешения спорных вопросов государства и гражданине стали в большей степени уравнены.

Конечно, гражданин  как субъект гражданского права  и гражданских правоотношений, вообще стал более независимым, получил больше возможности реализовывать свои способности. Однако не все проблемы решены. В российском законодательстве требуется большая работа по устранению противоречий в различных нормативно-правовых актах.

Это зачастую становится причиной неразберихи в суде, что уже противоречит главенству принципа защиты прав и свобод гражданина. Со стороны государства требуется также огромная работа по налаживанию механизмов приведения в исполнение существующих законов. Существует еще много проблем в российском законодательстве, которых нет смысла перечислять и которые надо решать.

Информация о работе Граждане как субъекты гражданских правоотношений