Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:03, реферат

Краткое описание

Краткое описаниео государственном долге,понятие виды и его свойства..

Файлы: 1 файл

18953.rtf

— 134.78 Кб (Скачать)

     В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.

     Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ.

     Если эмитентом является не государственная, а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия. В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумагам, но не более.

     Отличие муниципальных займов от государственных состоит в том, что выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местного бюджета. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципальных образований(МО), а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Порядок выпуска муниципальных облигаций, размещения, обращения, и распространения их определяется законодательством РФ. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом ОМС о местном бюджете на текущий финансовый год.

     Вступивший в силу с 1.01.00 г. Бюджетный кодекс РФ определяет муниципальные заимствования как займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства МО как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств (статья 90).

     Статьей 92 Бюджетного кодекса РФ установлен лимит на размер дефицита местного бюджета - не более 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов (некоторые исключения связаны с поступлениями от продажи имущества).

     Классификация муниципальных займов:

  1. Займы по целям заимствования делятся на:
  • целевые, ориентированные на инвестиционный сектор экономики;
  • нецелевые, ориентированные на финансовый (фиктивный) сектор;
  1. По характеру решаемых задач эмитируемые в России займы подразделяются на три группы, и при принятии решения о выпуске ценных бумаг эмитенты ставят соответствующие следующие задачи:
  • инвестиционные - для финансирования инвестиционных проектов: жилищного строительства и развития местной промышленности, производства, транспортной и социальной сферы;
  • социальные - для финансирования мероприятий и программ в социальной сфере: защита сбережений населения от инфляции; финансирование социальных программ; создание новых рабочих мест; решение экологических проблем;
  • бюджетные - для текущего обслуживания местного бюджета: финансирование текущих расходов бюджета; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей в бюджет; погашение задолженности местного бюджета перед предприятиями; решение проблемы взаимозачетов; снижение задолженности перед бюджетом по налогам.
  1. По сроку обращения:
  • краткосрочные (до 1 года);
  • среднесрочные (1-5 лет);
  • долгосрочные (5-30 лет).
  1. В зависимости от модели займа выделяют:
  • жилищные займы;
  • телефонные займы;
  • арбитражные займы;
  • ГКО-подобные займы;
  • «сельские» облигации или агрооблигации;
  • инвестиционно-промышленные займы;
  • социально-экономические займы.
  1. В зависимости от характера обеспечения займы делятся на следующие виды:
  • облигации общего покрытия (общего займа) - обеспечиваются средствами бюджета / отдельными его статьями и имуществом / частью имущества, находящегося в собственности эмитента;
  • доходные облигации - обеспечиваются доходами / имуществом от реализации конкретных инвестиционных проектов, профинансированных за счет средств от выпуска облигаций;
  • обеспечением по облигациям смешанного («двойного») покрытия выступают смешанные активы в комбинации с гарантиями третьих лиц.
  1. По видам займы представляют собой:
  • облигации со сроком погашения более года;
  • краткосрочные долговые обязательства эмитируются на срок до года, не преследуют инвестиционных целей и предназначены для финансирования текущих расходов.
  • краткосрочные облигации по типу ГКО, до последнего времени их выпускали субъекты РФ. Они являются дисконтными именными ценными бумагами и выпускаются в безналичной форме отдельными траншами сроком от 2 до 24 месяцев через аукционную форму продажи. Целями выпуска данных обязательств является финансирование текущих расходов бюджета;
  1. По источникам получения доходов и обслуживания долга займы подразделяются на:
  • имущественно-доходные, выпускаемые под конкретный самоокупаемый доходный проект и погашаемые доходами от его реализации;
  • финансовые (депозитно-арбитражные), основным источником дохода в этом случае являются доходы от размещения средств займа на банковских депозитах и от операций с другими высокодоходными финансовыми инструментами (арбитражные операции);
  • бюджетные (бюджетно-налоговые), обслуживаемые за счет налоговых поступлений в бюджет.
  1. По форме выплате дохода (погашение облигации) выделяют:
  • займы с денежной формой погашения;
  • займы с натуральной (неденежной) формой погашения.
 
 

 

      Литература 

  1. Горбунова О.Н. «Финансовое право», М. Юристъ, 1996
  2. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, 2001.
  3. Качанова Е.А. Курс лекций «Государственные и муниципальные финансы». Лекция 12 Дифференциация государственных займов. Политика управления государственным и муниципальным долгом.
  4. Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг. // Финансовая Россия. - февраль, 1998. - №6 - с. 14.
  5. Шадрин А. Перспективы трансформации российского финансового рынка. // Рынок ценных бумаг. - 1998. - №2 - с. 11-12.

Информация о работе Государственный кредит