В
государственной экономической деятельности
все время возникает необходимость оказывать
финансовую помощь для налаживания стабильной
деятельности тех предприятий и отраслей
промышленности, в которых государство
заинтересованно и по этому использование
казначейской ссуды в дальнейшем не исключено.
Казначейская ссуда отличается от банковской
тем, что она выдается на льготных условиях,
не имеет коммерческой цели, а является
средством поддержки важных для государства
экономических или властных структур.
Иногда
правительство может гарантировать безусловное
погашение займа, выпущенного нижестоящим
органом власти или управления, и даже
выплаты процентов по нему. Здесь правительство
несет гарантированную ответственность
в случае неплатежеспособности плательщика.
Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими
государственными органами или отдельными
структурами каких-либо процентных или
беспроцентных ценных бумаг вопрос их
погашения должен согласовываться с Министерством
финансов или Правительством РФ.
Если
эмитентом является не государственная,
а коммерческая структура, то за эмиссию
впускаемых ею денежных обязательств
независимо от их названия - ценные это
бумаги или нет, государство ответственности
не несет, даже если на деятельность этих
коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия.
В этом случае лицензия только удостоверяет,
что данная коммерческая финансовая или
хозяйствующая структура получила разрешение
на выпуск таких обязательств и государством
проверены порядок ее образования, величина
уставного капитала, наличие резервных
фондов, что является гарантией выплат
по ценным бумагам, но не более.
Отличие
муниципальных займов от государственных
состоит в том, что выпуск муниципальных
облигаций обеспечивается муниципальным
имуществом и средствами местного бюджета.
Государство не несет ответственности
по обязательствам муниципальных образований(МО),
а муниципальное образование не несет
ответственности по обязательствам государства.
Порядок выпуска муниципальных облигаций,
размещения, обращения, и распространения
их определяется законодательством РФ.
Исполнение обязательств по муниципальным
облигациям осуществляется за счет средств
местной казны в соответствии с правовым
актом ОМС о местном бюджете на текущий
финансовый год.
Вступивший
в силу с 1.01.00 г. Бюджетный кодекс РФ определяет
муниципальные заимствования как займы
и кредиты, привлекаемые от юридических
и физических лиц, по которым возникают
долговые обязательства МО как заемщика
или гаранта погашения займов (кредитов)
другими заемщиками, выраженные в валюте
обязательств (статья 90).
Статьей
92 Бюджетного кодекса РФ установлен лимит
на размер дефицита местного бюджета -
не более 10% объема его доходов без учета
финансовой помощи из вышестоящих бюджетов
(некоторые исключения связаны с поступлениями
от продажи имущества).
Классификация
муниципальных займов:
- Займы по
целям заимствования делятся на:
- целевые,
ориентированные на инвестиционный сектор
экономики;
- нецелевые,
ориентированные на финансовый (фиктивный)
сектор;
- По характеру
решаемых задач эмитируемые в России займы
подразделяются на три группы, и при принятии
решения о выпуске ценных бумаг эмитенты
ставят соответствующие следующие задачи:
- инвестиционные
- для финансирования инвестиционных проектов:
жилищного строительства и развития местной
промышленности, производства, транспортной
и социальной сферы;
- социальные
- для финансирования мероприятий и программ
в социальной сфере: защита сбережений
населения от инфляции; финансирование
социальных программ; создание новых рабочих
мест; решение экологических проблем;
- бюджетные
- для текущего обслуживания местного
бюджета: финансирование текущих расходов
бюджета; сглаживание неравномерности
поступления налоговых платежей в бюджет;
погашение задолженности местного бюджета
перед предприятиями; решение проблемы
взаимозачетов; снижение задолженности
перед бюджетом по налогам.
- По сроку
обращения:
- краткосрочные
(до 1 года);
- среднесрочные
(1-5 лет);
- долгосрочные
(5-30 лет).
- В зависимости
от модели займа выделяют:
- жилищные
займы;
- телефонные
займы;
- арбитражные
займы;
- ГКО-подобные
займы;
- «сельские»
облигации или агрооблигации;
- инвестиционно-промышленные
займы;
- социально-экономические
займы.
- В зависимости
от характера обеспечения займы делятся
на следующие виды:
- облигации
общего покрытия (общего займа) - обеспечиваются
средствами бюджета / отдельными его статьями
и имуществом / частью имущества, находящегося
в собственности эмитента;
- доходные
облигации - обеспечиваются доходами /
имуществом от реализации конкретных
инвестиционных проектов, профинансированных
за счет средств от выпуска облигаций;
- обеспечением
по облигациям смешанного («двойного»)
покрытия выступают смешанные активы
в комбинации с гарантиями третьих лиц.
- По видам
займы представляют собой:
- облигации
со сроком погашения более года;
- краткосрочные
долговые обязательства эмитируются на
срок до года, не преследуют инвестиционных
целей и предназначены для финансирования
текущих расходов.
- краткосрочные
облигации по типу ГКО, до последнего времени
их выпускали субъекты РФ. Они являются
дисконтными именными ценными бумагами
и выпускаются в безналичной форме отдельными
траншами сроком от 2 до 24 месяцев через
аукционную форму продажи. Целями выпуска
данных обязательств является финансирование
текущих расходов бюджета;
- По источникам
получения доходов и обслуживания долга
займы подразделяются на:
- имущественно-доходные,
выпускаемые под конкретный самоокупаемый
доходный проект и погашаемые доходами
от его реализации;
- финансовые
(депозитно-арбитражные), основным источником
дохода в этом случае являются доходы
от размещения средств займа на банковских
депозитах и от операций с другими высокодоходными
финансовыми инструментами (арбитражные
операции);
- бюджетные
(бюджетно-налоговые), обслуживаемые за
счет налоговых поступлений в бюджет.
- По форме
выплате дохода (погашение облигации)
выделяют:
- займы с денежной
формой погашения;
- займы с натуральной
(неденежной) формой погашения.
Литература
- Горбунова О.Н.
«Финансовое право», М. Юристъ, 1996
- Бабич А.М. Государственные
и муниципальные финансы: Учебник для
вузов. - М.: Финансы, 2001.
- Качанова Е.А. Курс
лекций «Государственные и муниципальные
финансы». Лекция 12 Дифференциация государственных
займов. Политика управления государственным
и муниципальным долгом.
- Рынок государственных
и муниципальных ценных бумаг. // Финансовая
Россия. - февраль, 1998. - №6 - с. 14.
- Шадрин А.
Перспективы трансформации российского
финансового рынка. // Рынок ценных бумаг.
- 1998. - №2 - с. 11-12.