Государственное регулирование национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:35, реферат

Краткое описание

На современном этапе развития экономики одной из наиболее важных задач является определение роли государства в народном хозяйстве. Государственное регулирование стало необходимой компонентой экономической модели по мере развития рыночного хозяйства и усложнения экономических и социальных проблем, которые не могли быть решены автоматически в условиях рынка. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, проблема занятости, нарушения в денежном обращении, усиление конкурентной борьбы - все это требовало от государств создания механизмов государственного регулирования.

Оглавление

Введение 3
1. Регулирование экономики нефтегазовой отрасли в России 5
1.2 Значение нефтегазового комплекса для страны 5
1.2 Принципы и методы регулирования 10
2. Опыт зарубежных стран 16
3. Проблемы нефтегазовой отрасли и пути их решения 19
Заключение 24
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование нац. эконом. готовая.doc

— 127.00 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение

1. Регулирование экономики нефтегазовой отрасли в России

1.2 Значение нефтегазового комплекса для страны

1.2 Принципы и методы регулирования

2. Опыт зарубежных стран

3. Проблемы нефтегазовой отрасли и пути их решения

Заключение

Список литературы


Введение

 

На современном этапе развития экономики одной из наиболее важных задач является определение роли государства в народном хозяйстве. Государственное регулирование стало необходимой компонентой экономической модели по мере развития рыночного хозяйства и усложнения экономических и социальных проблем, которые не могли быть решены автоматически в условиях рынка. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, проблема занятости, нарушения в денежном обращении, усиление конкурентной борьбы - все это требовало от государств создания механизмов государственного регулирования.

В условиях формирования рыночных отношений, связанных с глубокими социально-экономическими изменениями в российском обществе, исследование взаимодействия государства и экономики представляется важнейшей задачей, направленной на исправление следующих негативных явлений.
Государственное регулирование определяется как объективными, так и субъективными факторами, причем в последнем случае важную роль играют не только воля и желание отдельных политических партий и личностей, но и выбор большинством населения страны хозяйственного и политического порядка.

Исследователи различают несколько моделей государственного регулирования в современной экономике, исходя из различных условий экономико-политического характера, исторического формирования, географического положения и менталитета народа.

В данной работе речь пойдет о государственном регулировании топливно-энергетического комплекса России. В основе анализа - исследование главных аспектов институционально-функционального и налогово-финансового механизмов.

Топливно-энергетический комплекс является одним из главных компонентов любой цивилизации. Все современные достижения были бы невозможны без применения нефти, природного газа или угля. При этом
необходимо обозначить два основных момента, сделавшие топливно-энергетический комплекс ареной борьбы различных политико-экономических интересов. Во-первых, добыча, переработка и реализация нефти, нефтепродуктов и газа в современном мире является крупнейшим, самым распространенным и лучше всего организованным видом предпринимательства. Во-вторых, транснациональные корпорации и государства стремятся использовать топливный сектор экономики для роста прибылей и решения на этой основе многих социально-экономических задач.

В результате развития топливно-энергетического комплекса происходит эволюция предпринимательства, стратегического менеджмента, технологического прогресса, маркетинга, национальных экономик и всей мировой экономики в XX веке. Пока не будут найдены альтернативные источники энергии, топливно-энергетический комплекс будет оказывать решающее влияние на развитие мировой экономики. Ценовые колебания могут способствовать как экономическому росту, так и спаду. Нефть и природный газ дают богатство государствам, делая их центром притяжения инвестиций и доходов и наделяя дополнительными возможностями.

Целью данной работы является анализ регулирования экономики нефтегазовой отрасли России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть значение нефтегазового комплекса для экономики России;

- выявить принципы государственного регулирования экономики сектора;

- проанализировать опыт регулирования зарубежных стран;

- выявить проблемы государственного регулирования экономики нефтегазового сектора России.

Объектом данной работы является нефтегазовый сектор, а предметом процесс государственного регулирования.

1. Регулирование экономики нефтегазовой отрасли в России

 

1.2 Значение нефтегазового комплекса для страны

 

Нефтегазовый рынок России с точки зрения государственного регулирования рассматривается как составная часть топливно-энергетического комплекса со всеми внутренними взаимосвязями, и в качестве объекта исследования сочетает в себе различных по задачам участников – государство в лице уполномоченных органов, регулирующих и контролирующих ситуацию; организации, непосредственно осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, формирующие предложение; потребители нефти и нефтепродуктов (топлива, энергии в широком понимании), определяющие спрос.

Нефтегазовый комплекс (НГК) занимает особе место в национальной экономике – практически 80% всех энергоресурсов в России производится с использованием нефти и газа, он является фундаментом всей российской экономики, также как и в любой стране, стремящейся получить определенный эффект от возможностей добычи нефти, газа и их переработки. Важнейшие показатели функционирования топливно-энергетических рынков, в том числе нефти и нефтепродуктов, входят в систему национальных счетов и отражают место рынка в формировании результативных показателей мирового и российского хозяйства[1].

Нефтяная отрасль Российской Федерации в настоящее время производит 12-14% промышленной продукции, обеспечивает 17-18% доходов федерального бюджета и более 35% валютных поступлений, в то время как в 1996 г. рынок нефтепродуктов обеспечивал около 6% бюджетных поступлений, в 1997 г. – 13%, в 1998 г. – 16%, в 1997-1998 гг. – 22%, и в 1999 г. нефтяная промышленность обеспечила уже 25% валютных поступлений страны. Кроме того, при всей сложности ситуации в нефтеперерабатывающей промышленности производство основных нефтепродуктов увеличилось за 1996-2006 гг., в частности автомобильного бензина – на 30,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 26,5%; дизельного топлива – на 43,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 30,5%; топочного мазута – на 1,2%, но за 2000-2006 гг. - на 23,0% с тенденцией к значительному снижению его потребления Нефтяной комплекс России в 2006 г. обеспечил свыше 20,2% добавленной стоимости в ВВП, 49,7% экспорта страны и 40,7% налоговых поступлений в бюджетную систему с учетом таможенных платежей. Однако, как и любая система, нефтяной комплекс России постоянно развивается и в рыночных условиях одной их приоритетных задач является увеличение производства высококачественных конкурентных нефтепродуктов при сокращении производства топочного мазута и поставок нефтепродуктов на экспорт.

Для газовой отрасли в современной обстановке характерен высокий уровень динамичного и устойчивого развития, о чем свидетельствуют значения технико-экономических показателей. В частности, при росте добычи газа ОАО «Газпром» за 2000-2007 гг. всего на 4,85%, рыночная капитализация компании увеличилась с 7,94 млрд. долларов в 2000 г. до 259,0 млрд. долларов в 2007 г., то есть в 32,6 раза, что выдвинуло её в мировом хозяйстве[2].

Всего на начало 2008 г. в России зарегистрировано 16 100 предприятий и организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, из них 6 500 (или 43,5%) – непосредственно добычей топливно-энергетических ископаемых, при этом 81,4% находятся в частной собственности. Добычу нефти в стране осуществляют более 150 компаний, из которых 10 вертикально-интегрированных нефтедобывающих холдингов, включая ОАО «Газпром», обеспечивают около 92,5% всего объема добычи. Кроме того, в России в 2008 г. производством кокса и нефтепродуктов занимаются 2 700 предприятий и организаций, 88,9% которых имеют частную форму собственности, примерно 955 организаций – действующие. В сфере транспорта нефти и нефтепродуктов свыше 95% приходится на деятельность государственной компании ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (а с 2007-2008 гг. и транспортом нефтепродуктов), в газовой отрасли также монополистом является ОАО «Газпром», 50,002% акций которого контролируется государством, в том числе 38,373% Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, 10,740% - ОАО «Роснефтегаз» и 0,889% - ОАО «Росгазификация».

На рынке нефти и нефтепродуктов предложение товаров осуществляется крупными нефтяными компаниями, которые сформировались в результате неоднократных слияний, поглощений, раздела и т.д.: ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», НК «ТНК-ВР», ОАО «АНК Башнефть», ОАО «Татнефть», ОАО «НГК «Славнефть», ОАО «РуссНефть», ОАО «Газпром», в том числе ОАО «Газпром нефть», а также рядом независимых нефтеперерабатывающих заводов и компаний. В той или иной степени в акционерном капитале каждой из них присутствует пакет акций, контролируемый либо федеральными органами власти, либо региональными. Данные компании стали образовываться в 1990-х годах, когда Министерство нефтяной промышленности России провело реформирование отрасли на фоне структурных преобразований в экономике страны. Постепенно государственное регулирование экономики и нефтегазового рынка снижало степень своего влияния в пользу рыночных методов регулирования нефтегазовой отрасли. Однако, в условиях кризиса финансовой системы 2008 года, роль государств в мировой и национальных экономиках возросла, особенно в отношении государственной поддержки крупных коммерческих организаций и банков, чей размер капиталов наиболее зависим от колебаний фондовых и сырьевых рынков[3].

Фактически государственное регулирование рынка – это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Осуществляется с целью организации процессов, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов. Государственное регулирование реализуется через налоговую, бюджетную, структурно-инвестиционную, валютно-финансовую, научно-техническую политику. Государственная политика подразумевает помимо налоговой и других вышеперечисленных видов, участие в международных организациях и соглашениях, внешнеэкономическую политику, политику расходов (государственные закупки, инвестиции), экологические ограничения и, конечно же, ценовую политику. При этом эффективность государственного регулирования нефтегазового рынка зависит от:

                  степени монополизации и необходимости реализации структурных реформ;

                  территориально-географических особенностей страны и ее экономики;

                  степени зависимости бюджета и внешнеторгового баланса страны от нефтегазовой отрасли и других.

В то же время эффективность функционирования рынка зависит от таких явлений, как структура экономики, ее масштаб, уровень ВВП на душу населения, состояние технико-технологических схем, плотность инфраструктуры, квалификационный состав трудовых ресурсов, устойчивость организационной системы и других.

Растущие потребности экономики и населения в перспективе требуют значительных инвестиционных потоков, обеспечить которые за счет средств консолидированных бюджетов или собственных средств нефтегазовых компаний не всегда представляется возможным, особенно при поиске, разведке, разработке и эксплуатации новых нефтегазоносных провинций в труднодоступных, стратегически важных и оспариваемых другими странами регионах. Одним из вариантов выхода в данных обстоятельствах является сотрудничество, либо партнёрство нескольких нефтегазовых компаний (в том числе на международном уровне), либо при поддержке или непосредственном долевом участии государства в лице уполномоченных представителей в различных проектах.

При этом системы бухгалтерского учета в коммерческих организациях и бюджетного учета в учреждениях сопоставимы и согласованы.

Экономический эффект развития НГК в условиях глобализации определяется не только и не столько количественным ростом комплекса в целом и составляющих его отраслей, сколько воздействием этой сферы на технико-технологическую структуру экономики, научно-технический прогресс, рост производительности общественного труда и качество жизни человека.

Динамика мировой экономики XXI века определяет тенденции топливно-энергетической сферы, в том числе нефтегазового рынка, выступающих одновременно как результат, и как предпосылка экономического развития. При этом существующие проблемы нефтегазового комплекса требуют решения не столько на региональном уровне, сколько на государственном, учитывая возможности федеральных институтов, которые способны повлиять на изменение каких-либо неблагоприятных тенденций топливно-энергетического комплекса страны. На фоне международного финансового кризиса 2008 г. направления государственного регулирования и соответствующие действия с целью нивелирования отрицательных последствий в России приобрели особую актуальность и значимость.

1.2 Принципы и методы регулирования

 

В современном российском обществе продолжает усиливаться идеология о противоположности государства и рынка, что в принципе является ошибочным и наносит колоссальный ущерб экономике. Рыночный и государственный механизмы являются по своему значению экономически равнозначными и социально необходимыми. Государственной и рыночной сферам присущи одинаковые организационно-управленческие и корректирующие механизмы, направленные на поддержание и коррекцию внутренних пропорций экономической системы государства. Мировой опыт показывает, что практически все развитые государства характеризуются общностью единых правил государственной политики, играющих равнозначную роль с законами рыночной экономики. Важнейшая особенность современного производства практически любой страны мира заключается в глубоком внутреннем единстве между социальной и экономической эффективностью.

Российской Федерации усиление роли государства требуется, в первую очередь, в вопросе регулирования пользования природными ресурсами. В соответствии с законодательством недра в России принадлежат государству, однако практика последних 15 лет показывает, что темпы роста уровня жизни населения и пополнения бюджета слабо определяются эффективностью работы нефтегазового комплекса страны. Во всем мире, кроме России, до 90% сверхприбыли от работы нефтегазового комплекса поступают в казну посредством механизма природной ренты[4].

Всестороннее государственное регулирование в любом обществе способствует развитию рыночного либерализма, индивидуальной инициативы, всемерному действию некоммерческих стимулов. Государство может и должно являться инициатором формирования национальной стратегии и национальной идеи, а также обязано быть главным источником и координатором социальной ориентации развития страны. Данный аспект имеет значительную историю существования в российской экономике. Апелляция к истории уместна, поскольку нельзя надеяться на стабильность в будущем, если игнорируется отечественный исторический опыт, отражающий традиции, культуру и национальные предпочтения.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики