Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование понятия, сущности и принципов государственной службы в РФ.
В соответствии с поставленной целью необходимо разрешить следующие задачи:
- раскрыть понятие государственной службы;
- охарактеризовать принципы государственной службы;
- исследовать систему государственной службы в РФ;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы функционирования института государственной службы……………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие государственной службы в РФ………………………………..6
1.2. Принципы государственной службы……………………………………9
Глава 2. Система государственной службы………………………………..15
2.1. Система государственной службы в РФ………………………………15
2.2. Система государственной службы в субъектах РФ…………………..22
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованных источников……………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая сидоренко 10.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Права  государственного  служащего  перечисленные  в  ст.  9  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  можно  объединить  в  две  группы.  В  первую  из  них  войдут  те  права  государственного  служащего,  которые  реализуются  в  процессе  непосредственного  осуществления  должностных  полномочий:

- ознакомление  с  документами,  определяющими  его  должностное  положение;

- получение  в  установленном  порядке  информации  и  материалов,  необходимых  для  исполнения  должности;

- посещение  в  установленном  порядке  предприятий  и  учреждений  независимо  от  форм  собственности;

- принятие  решений  и  участие  их  в  подготовке  в  соответствии  с  должностным  положением.

Ко  второй  группе  можно  отнести  те  права  государственного  служащего,  которые  имеют  целью  обеспечение  выполнения  служащим  его  должности:

- участие  в  конкурсе  на  замещение  должности;

- продвижение  по  службе;

- ознакомление  с  материалами  своего  личного  дела;

- повышение  квалификации;

- проведение  по  его  требованию  служебного  расследования  для  опровержения  сведений,  порочащих  его  честь  и  достоинство;

- объединение  в  профсоюзы  и  некоторые  другие.

Основные  обязанности  государственного  служащего,  закреплённые  в  ст.10  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  можно  также  сгруппировать  в  две  группы.  В  одну  из  них  включаются  обязанности  по  непосредственному осуществлению  должностных  полномочий:

- обеспечить  поддержку  конституционного  строя  и  соблюдение  Конституции  РФ,  федеральных  законов  и  законодательства  субъектов  РФ;

- добросовестно  исполнять  должностные  обязанности;

- обеспечивать  соблюдение  и  защиту  прав  и  законных  интересов  граждан;

- исполнять  приказы,  распоряжения  и  указания  вышестоящих в  порядке  подчинённости  руководителей,  отданные  в  пределах  их  должностных  полномочий, за  исключением  незаконных;

- в  пределах  своих  полномочий  рассматривать  жалобы  и  другие  обращения  граждан  в  соответствии  с  законодательством.

В  другую  группу  обязанностей  государственного  служащего  входят  те  обязанности,  которые  преследует  цель  обеспечить  наиболее  эффективное  исполнение  должности:

- соблюдать  правила  внутреннего  трудового  распорядка,  установленные  в  государственном  органе,  должностные  инструкции,  порядок  работы  со  служебной  информацией;

- поддерживать  необходимый  для  должностей  уровень  классификации. 

За  неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение  государственными  служащим  возложенных  на  него  обязанностей,  на  государственного  служащего  могут  налагаться  дисциплинарные  взыскания,  предусмотренные  ст. 14  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ».

В  целях  обеспечения  исполнительской  дисциплины  в  системе  государственной  службы Президентом  РФ  был  издан  Указ  от  6  июня  1996 г.  № 810  «О  мерах  по  укреплению  дисциплины  в  системе  государственной  службы».

Для  некоторых  видов  государственных  служащих  существуют  некоторые  дополнительные  права  и  обязанности.  Например,  военнослужащие  имеют  право  на  хранение,  ношение,  применение  и  использования  оружия  в  порядке,  определяемом  законодательством;  для  них  определены  некоторые  ограничения  общегражданских    прав  и  свобод,  установлены  льготы,  особый  правовой  режим  ответственности (например,  согласно  правовым  нормам  общевоинских  уставов  Вооружённых  Сил  РФ),  материальная  и  гражданско-правовая  ответственность  военнослужащих.  Пункт  3  ст.26  ФЗ  «О  статусе  военнослужащих»  определяет,  что  материальная  ущерб,  причинённый  государству  при  исполнении  обязанностей  военной  службы,  военнослужащие  привлекаются  к  материальной  ответственности  в  соответствии  с  Положением  о  материальной  ответственности военнослужащих.

В  правовое  положение  государственного  служащего  входят  нормы,  устанавливающие  определённые  ограничения  для  служащего  в  связи  с  государственной  службой.  Эти  основные  ограничения  закреплены  в  ст.  11  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ».  Государственный  служащий  не  вправе:

- заниматься  другой  оплачиваемой  должностью,  кроме  педагогической,  научной  и  иной  творческой  деятельности;

- быть  депутатом  законодательного  органа  (представительного  органа)  всех  уровней;

- заниматься  предпринимательской  деятельностью,  лично  или  через  доверенных  лиц;

- состоять  членом  органа  коммерческой  организации;

- принимать  участие  в  забастовках;

- быть  поверенным  или  представителем  по  делам  третьих  лиц  в  государственном  органе,  в  котором  он  состоит  на  службе;

- использовать  в  неслужебных  целях  средства  и  имущество  органа,  в  котором  состоит  на  службе;

- и  другие  ограничения. [10]

Кроме  прав,  обязанностей  и  ограничений  правовое  положение  государственных  служащих  включает  следующие  составляющие:  способы  замещения  государственных  должностей;  нормирование  и  организацию  труда,  требования  предъявляемые  к  государственным  служащим;  прохождение  государственной  службы  (аттестация,  повышение  по  службе  присвоение  квалификационного  разряда,  ранг,  специального  звания  и  т.п.);  меры  стимулирования  и  ответственности. [11]

Специфика  выполняемых  служащими    задач  и  государственных  функций  определяет  особенности  правового  положения  различных  категорий  государственных  служащих.  Так,  для  некоторых  видов  государственных  служащих  законодателем  могут  быть  установлены  особые  правила  прохождения  государственной  службы,  специальные  права  и  обязанности,  ограничения  по  службе,  порядок  проведения  аттестации,  привлечения  к  дисциплинарной  ответственности,  возможность  (или,  наоборот,  запрет)  привлечения  к  уголовной  и  административной  ответственности.

Особенности  правового  положения  различных  категорий  служащих  обусловлены  возложенными  на  них  обязанностями  и  характером  служебных  полномочий,  спецификой  деятельности  государственных  органов,  в  которых  они  проходят  службу.  Особое  правовое  положение  различных  видов  государственных  служащих  устанавливается  специальными  нормативными  актами,  например:  законами  РФ  «О  прокуратуре»,  «О  федеральных  органах  налоговой  полиции»,  Федеральным  законом  «Об  органах  федеральной  службы  безопасности в  РФ»,  Положением  о  федеральной  государственной  службе.

Правовое  положение  государственных  служащих  с  изменением  условий  прохождения  государственной  службы  также  изменяется.  Например,  повышение  по  службе  предоставляет  служащему  дополнительные  полномочия,  права  и  обязанности;  устанавливаются  и  дополнительные  запреты  и  ограничения  по  службе,  особенности  процедуры  привлечения  к  дисциплинарной  ответственности.  Указ  Президента  РФ  от  4  апреля  1992 г.  «О  борьбе  с  коррупцией  в  системе  государственный  службы»  установил,  что  государственным  служащим  запрещается:

- заниматься  предпринимательской  деятельностью;

- оказывать  любое  не  предусмотренное  законом,  содействие  физическим  и  юридическим лицам  с  использованием своего  служебного  положения  в  осуществлении  предпринимательской  деятельности  и  получать  за  это  вознаграждение,  услуги  и  льготы;

- выполнять  иную  оплачиваемую  работу  на  условиях  совместительства  (кроме  научной,  предпринимательской    деятельностью  через  посредников,  а  равно  быть  поверенным у  третьих  лиц  по  делам  государственного  органа,  в  котором  состоит  на  службе;

- самостоятельно  или  через  представителя  принимать  участие  в  управлении  акционерными  обществами,  товариществами  с  ограниченной  ответственностью  или  иными  хозяйствующими  субъектами.

Положение  о  федеральной  государственной  службе  утверждённое  Указом  Президента  РФ  от  22  декабря  1993 г.  также  запрещает  лицам,  состоящим  на  государственной  службе,  одновременно  занимать  должности  через  доверенных  лиц  участвовать  в  управлении  хозяйствующим  субъектом  кроме  случаев,  когда  непосредственное  участие  в  управлении  специально  предусмотрено  законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная  государственная  служба  РФ  представляет  собой  правовую  материю,  которая  находится  в  постоянном  движении:  она  изменяется,  дополняется,  идёт  поиск  новых  инструментов  в  разрешении  существующих  проблем,  разрабатываются  новые  нормативные  акты,  регламентирующие государственно-служебные  отношения.  Перечисление  проблем  государственной  службы  России  свидетельствует  о  том,  что  в  этой  области  в  будущем  должны  произойти  важнейшие  изменения.

Современное  развитие  законодательства  позволяет  утверждать,  что  Россия  находится  на  пути  возрождения института  профессионального  чиновничества.  Этот  институт,  основываясь  на  профессионализме,  способностях,  политическом  нейтралитете  служащих  и  качественном  исполнении  служебных  обязанностей,  во  многих  странах  обеспечивает  стабильное  государственной  управление  и  является  важнейшим  фактором  сохранения  и  развития  государственности.

Реформирование государственной  службы  обусловлено  многими  факторами,  главными из  которых  являются:

-  необходимость  реформ  системы  государственного  управления  и  создания  новой  государственности  в  РФ;

- обеспечение  действия  принципа  разделения  государственной  власти  на  законодательную,  судебную  и  исполнительную;

-  осуществление  правовой  реформы;

-  проведение  экономической  и  хозяйственной  реформы;

-  укрепление  органов  федеральной  государственной  власти;

-  укрепление органов  государственной  власти  субъектов  РФ  и  органов  местного  самоуправления;

-  создание  государственного  и  муниципального  аппарата  в  субъектах  РФ;

-  необходимость  выработки   концепции и  практическое  осуществление новой  государственной  кадровой  политики; 

-  проведение  в  проведении  организационно-правовых  мероприятий  в  федеральных  и  региональных  органах  государственной  власти;

-  кардинальное  изменение  действующего    и  создание  нового  законодательства   о  государственной  службе.

Правовое  регулирование  государственно-служебных  процессов  в  настоящее  время  отстаёт  от  темпов  развития  тенденций  и  закономерностей  в  реформировании  системы  государственного  управления,  аппарата  государства,  муниципальных  органов.  Государственная  служба  как  правовой  институт  должна  обеспечить  стабильное  управление;  она  может  играть  определённую  роль  в  стабилизации  социально-политической  жизни,  разрешении  политических  конфликтов,  уравновешивании  действий  различных  политических  сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993г. (с поправками) - М.: Приор, 2009. - 48с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1-4. - Гарант. Версия от 13 февр. 2010г.

3.О системе государственной службы в Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003г. №58(с изм. и доп). - Гарант. Версия от 13 февр. 2010г.

4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004г. №79 (с изм. и доп). - Гарант. Версия от 13 февр. 2010г.

5. О муниципальной службе: федер. закон от 2 марта 2007г. №25- Гарант. Версия от 13 февр. 2010г.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 сент. 2003г. №131 (с изм. и доп.). - Гарант. Версия от 13 февр. 2010г.

7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 1999г.(с изм. и доп.). - Гарант. Версия от 13 февр. 2010г.

8. О мерах по совершенствованию государственного управления: указ Президента РФ от 16 июля 2004г. № 910. - Гарант. Версия от 13 февр. 2010г.

Научная и специальная литература

1. Агапов, А.Б. Административное право: учебник для вузов/ А.Б. Агапов. - М.: Эксмо, 2007. - 784с.

2. Бахрах, Д.Н. Государственная служба России/ Д.Н. Бахрах. - М.: Велби, 2007. - 152с.

3. Бойков, В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне/ В.Э. Бойков// Социс. - 2003. - №9. – 207 С.

4. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов/ И.А. Василенко. - М.: Гардарики, 2007. - 317с.

5. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное ( административное) управление: учебник для вузов. - М.: Проспект, 2006. - 560.

6. Государственная служба: учебник/ под общ. ред. В.Г. Игнатова. -Ростов - н/Д: Март,2004. - 526с.

7. Гусев, А.В. Роль трудового права в регулировании государственной гражданской службы/А.В. Гусев // Труд. право. - 2006. - №3. – С. 168

8. Доровских, Ю.М. Правовая основа для эффективного функционирования государственной гражданской службы/ Ю.М. Доровских// Труд. право. - 2004. - №12. – 157 с.

9. Доровских, Ю.М. Правовые и организационные основы системы государственной службы России / Ю.М. Доровских// Труд. право. - 2004. - №2. – 169 с.

Информация о работе Государственная служба