Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование понятия, сущности и принципов государственной службы в РФ.
В соответствии с поставленной целью необходимо разрешить следующие задачи:
- раскрыть понятие государственной службы;
- охарактеризовать принципы государственной службы;
- исследовать систему государственной службы в РФ;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы функционирования института государственной службы……………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие государственной службы в РФ………………………………..6
1.2. Принципы государственной службы……………………………………9
Глава 2. Система государственной службы………………………………..15
2.1. Система государственной службы в РФ………………………………15
2.2. Система государственной службы в субъектах РФ…………………..22
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованных источников……………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая сидоренко 10.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

- заниматься  другой  оплачиваемой  должностью,  кроме  педагогической,  научной  и  иной  творческой  деятельности;

- быть  депутатом  законодательного  органа  (представительного  органа)  всех  уровней;

- заниматься  предпринимательской  деятельностью,  лично  или  через  доверенных  лиц;

- состоять  членом  органа  коммерческой  организации;

- принимать  участие  в  забастовках;

- быть  поверенным  или  представителем  по  делам  третьих  лиц  в  государственном  органе,  в  котором  он  состоит  на  службе;

- использовать  в  неслужебных  целях  средства  и  имущество  органа,  в  котором  состоит  на  службе;

- и  другие  ограничения.

Кроме  прав,  обязанностей  и  ограничений  правовое  положение  государственных  служащих  включает  следующие  составляющие:  способы  замещения  государственных  должностей;  нормирование  и  организацию  труда,  требования  предъявляемые  к  государственным  служащим;  прохождение  государственной  службы  (аттестация,  повышение  по  службе  присвоение  квалификационного  разряда,  ранг,  специального  звания  и  т.п.);  меры  стимулирования  и  ответственности.[4]

Специфика  выполняемых  служащими    задач  и  государственных  функций  определяет  особенности  правового  положения  различных  категорий  государственных  служащих.  Так,  для  некоторых  видов  государственных  служащих  законодателем  могут  быть  установлены  особые  правила  прохождения  государственной  службы,  специальные  права  и  обязанности,  ограничения  по  службе,  порядок  проведения  аттестации,  привлечения  к  дисциплинарной  ответственности,  возможность  (или,  наоборот,  запрет)  привлечения  к  уголовной  и  административной  ответственности.

Особенности  правового  положения  различных  категорий  служащих  обусловлены  возложенными  на  них  обязанностями  и  характером  служебных  полномочий,  спецификой  деятельности  государственных  органов,  в  которых  они  проходят  службу.  Особое  правовое  положение  различных  видов  государственных  служащих  устанавливается  специальными  нормативными  актами,  например:  законами  РФ  «О  прокуратуре»,  «О  федеральных  органах  налоговой  полиции»,  Федеральным  законом  «Об  органах  федеральной  службы  безопасности в  РФ»,  Положением  о  федеральной  государственной  службе.

Правовое  положение  государственных  служащих  с  изменением  условий  прохождения  государственной  службы  также  изменяется.  Например,  повышение  по  службе  предоставляет  служащему  дополнительные  полномочия,  права  и  обязанности;  устанавливаются  и  дополнительные  запреты  и  ограничения  по  службе,  особенности  процедуры  привлечения  к  дисциплинарной  ответственности.  Указ  Президента  РФ  от  4  апреля  1992 г.  «О  борьбе  с  коррупцией  в  системе  государственный  службы»  установил,  что  государственным  служащим  запрещается:

- заниматься  предпринимательской  деятельностью;

- оказывать  любое  не  предусмотренное  законом,  содействие  физическим  и  юридическим лицам  с  использованием своего  служебного  положения  в  осуществлении  предпринимательской  деятельности  и  получать  за  это  вознаграждение,  услуги  и  льготы;

- выполнять  иную  оплачиваемую  работу  на  условиях  совместительства  (кроме  научной,  предпринимательской    деятельностью  через  посредников,  а  равно  быть  поверенным у  третьих  лиц  по  делам  государственного  органа,  в  котором  состоит  на  службе;

- самостоятельно  или  через  представителя  принимать  участие  в  управлении  акционерными  обществами,  товариществами  с  ограниченной  ответственностью  или  иными  хозяйствующими  субъектами.

Положение  о  федеральной  государственной  службе  утверждённое  Указом  Президента  РФ  от  22  декабря  1993 г.  также  запрещает  лицам,  состоящим  на  государственной  службе,  одновременно  занимать  должности  через  доверенных  лиц  участвовать  в  управлении  хозяйствующим  субъектом  кроме  случаев,  когда  непосредственное  участие  в  управлении  специально  предусмотрено  законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственная должность  государственной службы

2.1 Понятие и виды государственных служащих

Государственный  служащий  -  это  физическое  лицо,  граждан  РФ  не  моложе  18  лет,  владеющий  государственным  языком  и  имеющий  профессиональное  образование.  Государственный  служащий  является  одной  из  сторон  государственно-служебного  правоотношения.  Между  государственным  органом  и  служащим  заключается  трудовой  договор,  согласно  которому  служащий  выполняет  полномочия  государственного  органа,  государственные  функции,  решает  специальные  задания  для  достижения  определённой  цели  государственного  строительства,  а  государство,  в  свою  очередь,  имеет  обязанности  перед  служащим:  устанавливает  и  обеспечивает  его  права  и  интересы,  социально-правовые  гарантии,  ответственность,  обязуется  выплачивать  денежное  содержание  и  т.д.  Государственный  служащий  является  представителем  администрации,  части  государственной  бюрократии,  без  которой  не  существует  ни  одно  общество.  Все  действия  государственного  служащего  осуществляются  от  имени  государства  и  по  его  поручению;  государство  же  ведёт  контроль  за  деятельностью  государственного  служащего  и  в  соответствующих  случаях  применяет  к  нему  меры  принуждения. [5]

Государственный  служащий  занимает  государственную  должность  только  в  государственном  органе.  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  не  считает  деятельность  служащих  государственных  предприятий  и  учреждений  государственной  службой.  Не  является  государственной  службой,  по  мнению  законодателя,  и  деятельность  Президента  РФ,  министров,  губернаторов,  судей  и  иных  лиц,  замещающих  политические  государственные  должности  государственные  должности  категории  «А».

Государственный  служащий  должен  отвечать  требованиям  законодательства  о  государственной  службе.

Государственный  служащий  занимает  оплачиваемую  должность  государственной  службы  в  установленном  законом  порядке.  Специальные  федеральные  законы  определяют  содержание деятельности  служащего,  его  правовое  положение,  цели,  задачи  и  основные  направления  деятельности  служащего,  права,  обязанности,  ограничения,  запреты  ответственность,  гарантии  и т.д.

Государственные  должности  могут  занимать  только  государственные  служащие.  Государственному  служащему  присваивается  в  установленном  порядке  квалифицированный  разряд  (чин,  специальное  звание,  класс,  ранг  и  т.д.).

Государственный  служащий  выполняет  государственные  функции,  полномочия  государственных  органов,  решает  государственные  задачи  в  экономической,  социальной,  административно-политической  сфере.

Государственный  служащий  совершает  во  многих  случаях  действия,  которые  вызывают  определённые  юридические  последствия.  Такие  действия  могут  быть  юридическими  фактами  и  используются  в  качестве  доказательств  или  документов.  Эти  действия  государственных  служащих  изменяют,  образуют  либо  прекращают  различные  правоотношения  в  сфере  государственной  и  общественной  жизни.

Деятельность  государственных  служащих  носит,  как правило,  непроизводственный  характер.  Она  воздействует  на  сознание  людей,  влияет  на  экономическую  жизнь,  на  технологические  процессы  производства,  организацию  и  деятельность  трудовых  коллективов. [6]

Многие  законодательные  акты,  регулирующие  государственно-служебные  отношения,  содержат  ещё  один  признак  государственного  служащего:  принятие  им  присяги  на  верность  государству  -  РФ.  Однако  ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  РФ»  не  устанавливает  необходимость  принятия  служащим  присяги  на  верность.  Вместо  этого  в  трудовом  договоре,  заключаемом  государственным  служащим  с  государственным  органом  содержится  обязательство  гражданина,  поступающего  на  государственную  службу,  обеспечивать  выполнение  Конституцией  РФ  и  федеральных  законов  в  интересах  граждан  РФ.

Существует  масса  классификаций  видов  государственной  службы.  Наиболее  существенное  теоретическое  и  практическое  значение  имеет  классификация  государственных  служащих  по:  1)  роду  их  деятельности;  2)  признаку  объёма  должностных  полномочий.

Классификация  государственных  служащих  по  роду  и  месту  их  службы  прямо  вытекает  из  сфер  государственно-служебной  деятельности:  государственный  аппарат,  военная  служба.  В  соответствии  с  этим  все  государственные  служащие  подразделяются  на  две  группы:  служащие  в  государственном  аппарате  и  военнослужащие.  В  свою  очередь,  можно  проводить  дальнейшую  классификацию  каждой  из  групп.  Служащие  государственного  аппарата  делятся  по  органам,  в  которых  они  трудятся:  служащие  в  органах  представительной  власти,  служащие  в  органах  управления,  служащие  в  органах  судебной  власти,  работники  прокуратуры  и  т.д.  Военнослужащие  подразделяются  по  видам  и  роду  вооружённых  сил  (сухопутные  войска,  военно-морские  силы  и  т.д.),  в  службах,  к  ним  приравненных  (внешняя  разведка,  погранслужба  и  других  структурах).[7]

При  классификации  государственных  служащих  по  объему  должностных  полномочий  служащих  разделяют  по  их  роли  в  реализации  функций  органа  по  объёму  полномочий  в  общем  виде,  без  детализации:  а)  руководители;  б)  специалисты  (основной  состав);  в)  вспомогательный  персонал.

К  группе  руководителей  относятся  руководители  органов,  организаций  и  их  структурных  подразделений,  их  штатные  заместители.  В  их  задачи  входит  непосредственное  осуществление  функций  данного  органа  (организации).

К  группе  специалистов  (основному  составу  -  как  по  численности,  так  и  по  роли  в   реализации   функций   органа)   относятся   служащие,  которые  реализуют  функции  и   соответствующие   полномочия  лично  и  непосредственно:  инженеры,  техники,   преподаватели,   врачи,   работники   учётно-бухгалтерских  подразделений  и  т.д.

К  группе  вспомогательного  персонала  относятся  служащие,  которые  непосредственно  не осуществляют  функций  и  полномочий  данного  органа,  но  создают  условия  для  нормальной  работы  двух  вышеназванных  групп.  Это  секретари,  работники  делопроизводства  и  другие  служащие.

Продолжением  классификации  служащих  по  объёму  должностных  полномочий  является  их  разделение  по  признаку  обладания  в  рамках должностных  полномочий  полномочиями  распорядительного  характера.  По  этому  критерию  служащие  должны  быть  разделены  на  две  группы:  1)  служащие,  наделённые  полномочиями  распорядительного  свойства,  то  есть  полномочиями  давать  распоряжения,  приказы,  принимать  нормативные  акты  и  т.д.;  2)  служащие,  таковыми  полномочиями  не  наделённые.

К  первой  группе  в  этом  случае  относятся  руководители  предприятий  и  учреждений  и  структурных  подразделений  в  них,  работники  милиции  и  другие.  В  литературе  и  текущем  законодательстве  все  эти  служащие  именуются  должностными  лицами.

ФЗ  «Об  основах  государственной  службы  в  РФ»  классифицирует  государственных  служащих  по  видам  государственной  службы  в  соответствии  с  конституционно-правовым  принципом  разделения  властей  на:  государственных  служащих  исполнительной  власти,  государственных  служащих  судебной  власти.

 

2.2 Правовое положение  государственного служащего

 

Государственный  служащий  обладает  полным  объёмом  конституционных  прав  личности  и  гражданина  РФ.  Общегражданские  права  и  обязанности  государственных  служащих  такие  же,  что  и  других  граждан.  Государственные  служащие  пользуются  всеми  правами  и  свободами,  а  также  несут  обязанности  на  перед  обществом  на  ровне  со  всеми  правами  и  свободами,  а  также  несут  обязанности  перед  обществом  наравне  со  всеми  гражданами.  Ограничения  служащего  в  правах  могут  иметь  место  только  законом  о  государственной  службе,  в  связи  с  обеспечением  надлежащего  выполнения  служащими  своих  служебных  полномочий  (например,  в  сфере  предпринимательской  деятельности). [8]

Государственный  служащий  имеет  определённое  правовое  положение.  Для  него  определены  особые  условия  поступления  на  государственную  службу  прохождение  и  прекращение  службы.  Государственный  служащий  реализует  предоставленные  ему  полномочия  и  функции  как  внутри  государственной  администрации,  так  и  по  отношению  к  внешним  субъектам  права  (гражданам  и  другим  организациям  и  т.д.).

Правовое  положение  служащего,  находящегося  на  федеральной  государственной  службе  (в  министерствах,  государственных  комитетах,  аппарате  Администрации  Президента,  Правительства  и  т.д.)  отличается  от  правового  положения,  например,  военнослужащего  характером  служебных  полномочий, содержанием  прав  и  обязанностей, механизмом  привлечения  к  правовой  ответственности.

Правовое  положение  государственных  служащих  зависит  также  от  условий,  в  которых  протекает  государственная  служба.  Поэтому  особенности  правового  положения  государственных  служащих могут  определяться  и  объективно  возникшей  общественно-политической  либо  государственной  ситуацией:  например,  введение  режима  чрезвычайного  положения  или  военного  положения;  объявление  мобилизации;  другие  установленные  специальными  законами  административно-правовые  режимы.  В  этих  случаях  содержание  правового  положения  государственного  служащего  существенным  образом  может  изменяться;  служащие  могут  получать  дополнительные  полномочия,  права;  для  них  могут  устанавливаться  специальные  обязанности  и  особые  условия  прохождения  службы  и  юридической  ответственности.  Правовое  положение  государственных  служащих  определяет  в  первую  очередь  различный  набор  прав  и  обязанностей. [9]

Информация о работе Государственная служба