Должностные преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

Проблема расследования должностных преступлений является крайне актуальной для современного российского общества, ведь не случайно Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем ежегодном послании в 2009 году поставил борьбу с коррупцией в число первоочередных национальных приоритетов. Кроме того, по данным международного центра по исследованию и противодействию коррупции Россия находится в числе стран мира, где уровень коррупции является наиболее высоким, следуя в рейтинге сразу же после Гондураса. В связи с этим проблема выявления, пресечения и расследования должностных преступлений является целью настоящей работы.

Оглавление

Введение 3
I. Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений 4-10
II. Выявление признаков преступления, тактика следственных действий 11-13
III. Планирование расследования, возбуждение уголовного дела, первоначальные следственные действия (на примере преступлений предусмотренных статьями 290
и 291 УК РФ) 14-22
IV. Последующие следственные действия 23-25
Заключение 26
Список использованной литературы 27-28

Файлы: 1 файл

моя контр раб по уголовному праву.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     Мотив должностного преступления тесно связан с целью его совершения. Действующее  законодательство, формулируя составы  должностных преступлений, не указывает  на цель как обязательный признак  состава преступлений. Но для назначения справедливого наказания немаловажно выяснить, с какой целью совершено преступление.

     Следователь должен установить также обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности  обвиняемого. К данной группе обстоятельств  относятся прежде всего перечисленные в законе смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

     При расследовании должностного преступления необходимо иметь в виду, что в  числе обстоятельств, смягчающих ответственность, должны быть выяснены такие, как: предотвращение последствий преступления, устранение причиненного вреда, совершение преступления под влиянием принуждения либо в силу служебной зависимости, совершение преступления впервые вследствие случайного стечения обстоятельств, чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления и др. Перечень смягчающих обстоятельств, как известно, не ограничен рамками закона. В качестве таковых могут быть признаны, например, добросовестное отношение к служебным обязанностям, преклонный возраст, состояние здоровья и т.п.

     Напротив, перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, исчерпывающий. Из их числа по делам  о должностных преступлениях  подлежат выяснению следующие: неоднократное  совершение должностным лицом преступления, причинение тяжких телесных повреждений, совершение преступления в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от виновного.

     III. Планирование расследования, возбуждение уголовного дела. первоначальные следственные действия (на примере расследования получения и дачи взятки) 

     Борьба  с коррупцией в государственных  и муниципальных органах власти является одной из основных задач  современного российского общества. По опросам общественного мнения и проведенным научным исследованиям  получение и дача взятки являются одними из наиболее распространенных преступлений власть имущих. В связи с тем, что должностные преступления составляют отдельную группу преступлений схожих между собой, прежде всего субъектом преступления. Видится необходимым в целях настоящей курсовой работы уделить внимание планированию расследования, и проведению первоначальных следственных действий при расследовании такого подвида должностных преступлений как взяточничество т.е. деяний предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ.

     Взяточничество  – одно из наиболее сложных для расследования преступлений. Во-первых, оно совершается, как правило, в отсутствие свидетелей-очевидцев. Это и понятно, поскольку все участники преступления – взяткодатель, взяткополучатель и посредник – подлежат уголовной ответственности, а потому заинтересованы в сокрытии следов своей преступной деятельности. Во-вторых, стремясь уйти от уголовной ответственности за содеянное, его участники обычно отказываются давать правдивые показания, создают своеобразную круговую поруку. Кроме того, нередки случаи получения и дачи взятки за совершение законных действий. Взяточничество также зачастую связано с незаконной приватизацией государственного имущества, с другими преступниками. Разоблачить нередко разветвленную и глубоко законспирированную группу преступников бывает очень трудно. И последнее: по сравнению с другими преступлениями при расследовании взяточничества относительно невелик объем доказательств. В большинстве случаев обвинение строится на косвенных доказательствах, сбор и оценка которых представляют значительные трудности.

     Все это требует от следователя особенно тщательного и вдумчивого отношения  к расследованию, использования  всех научно-технических возможностей, тесного взаимодействия с оперативными работниками.

     Зачастую  уголовные дела по факту дачи и получения взятки возбуждаются по результатам долгой и кропотливой оперативно- розыскной работы направленной на выявление и изобличение лиц, получающих и дающих взятки. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий по фактам взяточничества.

     Уполномоченные  лица органа дознания в пределах своей  компетенции, установленной ведомственными приказами и инструкциями, а также  ФЗ « Об оперативно-розыскной деятельности», в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий обеспечивают:

  1. Проверку полученной первичной информации о признаках, подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлений, в т.ч. и данной категории.
  2. Обнаружение, документирование, изъятие при необходимости и сохранение имущества в т.ч. денег, иных ценностей, добытых преступным путем, сведений, документов и других предметов, которые могут иметь доказательственное значение.

     При проведении оперативно-розыскных мероприятий  органом дознания используются возможности  информационных систем, видео- и аудиозаписи, фотосъемка, а также иные технические средства, не причиняющие ущерба жизни, здоровью граждан и окружающей среде.

     На  сотрудника оперативного подразделения  и его непосредственного начальника возлагается подготовка по проведению оперативно-розыскных мероприятий (например, определение участников, проведение инструктажа, их экипировка, обеспечение необходимыми документами прикрытия, специальными техническими и иными средствами, разработка линии поведения, перепись номеров денежных купюр или нанесение на них индивидуальных маркировок и т.д.), а также обеспечение личной безопасности участников данных мероприятий.

     Сотрудники  органа дознания в рамках своей компетенции  при осуществлении оперативно-розыскных  мероприятий по заявлениям о взяточничестве (других преступлениях должностных лиц) самостоятельно осуществляют подбор необходимых специальных технических средств (видео, аудио и других) и принимают меры по маскировке от лиц, в отношении которых предполагается использование этих средств. Методика и тактика проведения ОРМ – исключительная прерогатива органа дознания.

     Выбор средств фиксации ОРМ должны обеспечить получение качественных, убедительных, не составляющих сомнений в достоверности  материалов.

     Для достижения необходимой эффективности  ОРМ по выявлению и раскрытию фактов взяточничества должны проводиться по трем основным направлениям:

  1. установление лиц. Осведомленных о преступных действиях взяткодателя (взяткополучателя), которые могут быть свидетелями в уголовном процессе;
  2. выявление предметов. Документов. Которые использовались при совершении преступления и могут быть использованы в качестве вещественных доказательств;
  3. фиксация преступных действий субъектов взяточничества и их преступных связей.

     Следует отметить некоторые особенности  подготовки к проведению ОРМ по заявлениям о требованиях взятки, которая еще не вручена6

  1. перед началом производства мероприятия необходимо с максимальной подробностью выяснить у заявителя все вопросы, касающиеся обстоятельств, требования у него взятки;
  2. Получить согласие заявителя на участие в проведении соответствующего оперативно-розыскного мероприятия (чаще всего оперативного- эксперимента), разъяснив ему суть предстоящего мероприятия;
  3. проинструктировать заявителя о порядке его действий при различных направлениях развития ситуации, согласовать с ним общее направление беседы с взяткополучателем, возможные вопросы могущие привести к изобличению виновного, фиксации его умысла на получение взятки. Особенно важно проинструктировать заявителя о его поведении в той ситуации, когда взяткополучатель избегает в своих разговорах прямых указаний на передачу ему взятки.8

     Возбуждение уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

     Уголовные дела о даче и получении взятки чаще всего возбуждают по заявлениям и письмам граждан, при непосредственном обнаружении органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков данного преступления; при явке взяточников с повинной; по сообщениям государственных или общественных организаций, должностных лиц; материалам статей, заметок, писем, опубликованных в СМИ.

     При решении вопроса о возбуждении  уголовного дела следует тщательно выяснить основания к этому, ибо в ряде случаев сообщаемые факты о даче и получении взятки отличаются неконкретностью, а объяснения тех или иных лиц – определенной тенденциозностью. Если в полученных следователем материалах имеются достаточные данные, указывающие на дачу-получение взятки, например явка взяткодателя с повинной, то уголовное дело должно быть возбуждено незамедлительно. Необязательно, чтобы в этих материалах содержались сведения обо всех обстоятельствах совершения преступления и всех его участниках. Эта задача решается в процессе расследования.

     Иногда  проводится предварительная проверка, которая должна установить основания  для возбуждения уголовного дела. Такая проверка обычно нужна при  поступлении заявлений граждан, которым стало известно о взяточничестве из каких-либо непроверенных источников; писем из редакций газет, из учреждений и организаций; показаний подозреваемых (обвиняемых) по другим делам, которые знают о взятке, но не хотят по каким-то соображениям рассказать подробности совершенного взяточничества, из оперативно-розыскных данных органов дознания; заявлений и сообщений по телефону.

     Предварительная проверка может быть проведена посредством: 1) изучения структуры и общих  условий деятельности организации, в которой работает должностное лицо, заподозренное в получении взятки, ознакомления с кругом его обязанностей; 2) истребования необходимых документов и их изучения, ознакомления с системой документооборота, порядком прохождения документов, постановкой учета и отчетности, состоянием контроля; 3) изучения находящихся в прокуратуре, милиции и других органах документов о фактах, изложенных в первичных материалах (например, ранее рассмотренное заявление или сообщение, по которому было отказано в возбуждении уголовного дела, прекращенное уголовное дело, переписка и т.д.); 4) проведения по предложению следователя проверки деятельности конкретной организации вышестоящими органами; 5) консультации у соответствующего специалиста, в частности аудитора, бухгалтера-ревизора, технолога; 6) получения письменных и устных объяснений от должностных лиц и граждан; 7) использования оперативно-розыскных возможностей соответствующих правоохранительных органов.

     Проверка  должна производиться с максимальной осторожностью, чтобы преступники  не узнали о ней и не уничтожили следы своей криминальной деятельности. Поэтому категорически запрещено начинать проверку с получения объяснений от заподозренных лиц. Если такая необходимость неизбежна, следует получать объяснения в самом конце проверки, с тем чтобы сразу же после этого решить вопрос о возбуждении уголовного дела и немедленном допросе подозреваемого9.

     В процессе расследования уголовного дела должны быть доказаны следующие  обстоятельства:

     1) Цель дачи взятки. Какие действия (бездействие) осуществлены взяткополучателем в интересах взяткодателя? Были служебные действия взяткополучателя законными или нет?

     2) Обстоятельства дачи взятки –  обстановка (время и место, при  которых была вручена взятка), способ вручения взятки (например, ее передача под видом обмена  дорогой вещи на менее ценную, проигрыш в карты, бильярд, пари, получение денег по фиктивному трудовому соглашению, за совместительство, в качестве премиальных и т.д.), кто присутствовал при даче-получении взятки, кто мог наблюдать общение взяткодателя, взяткополучателя и посредника в момент совершения преступления?

     3) Предмет взятки, его признаки, источники  получения средств для дачи  взятки (нередко взяточничество  бывает сопряжено с совершением  иных преступлений. Установление  источника поможет выявить и  другие преступления).

     4) Круг возможных участников. Характер  служебных полномочий должностного  лица, получившего взятку или  покушавшегося на дачу взятки, его должностное положение, взаимоотношения  между участниками взяточничества (например, установление знакомства  между ними, связей между взяткодателем, взяткополучателем и посредником), роль каждого соучастника, виновность лица во взяточничестве, цели и мотивы совершения преступления, в чьих интересах действовал взяткодатель – своих, в интересах других лиц, в ложно понимаемых интересах государственной или общественной организации, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность10.

     5) Размеры преступного обогащения  взяткополучателя и посредника.

     6) Наличие вымогательства взятки, конкретные обстоятельства этого.

     7) Нет ли заранее обещанного  укрывательства?11

Информация о работе Должностные преступления