Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:55, контрольная работа
Проблема расследования должностных преступлений является крайне актуальной для современного российского общества, ведь не случайно Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем ежегодном послании в 2009 году поставил борьбу с коррупцией в число первоочередных национальных приоритетов. Кроме того, по данным международного центра по исследованию и противодействию коррупции Россия находится в числе стран мира, где уровень коррупции является наиболее высоким, следуя в рейтинге сразу же после Гондураса. В связи с этим проблема выявления, пресечения и расследования должностных преступлений является целью настоящей работы.
Введение 3
I. Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений 4-10
II. Выявление признаков преступления, тактика следственных действий 11-13
III. Планирование расследования, возбуждение уголовного дела, первоначальные следственные действия (на примере преступлений предусмотренных статьями 290
и 291 УК РФ) 14-22
IV. Последующие следственные действия 23-25
Заключение 26
Список использованной литературы 27-28
Мотив должностного преступления тесно связан с целью его совершения. Действующее законодательство, формулируя составы должностных преступлений, не указывает на цель как обязательный признак состава преступлений. Но для назначения справедливого наказания немаловажно выяснить, с какой целью совершено преступление.
Следователь должен установить также обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого. К данной группе обстоятельств относятся прежде всего перечисленные в законе смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
При расследовании должностного преступления необходимо иметь в виду, что в числе обстоятельств, смягчающих ответственность, должны быть выяснены такие, как: предотвращение последствий преступления, устранение причиненного вреда, совершение преступления под влиянием принуждения либо в силу служебной зависимости, совершение преступления впервые вследствие случайного стечения обстоятельств, чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления и др. Перечень смягчающих обстоятельств, как известно, не ограничен рамками закона. В качестве таковых могут быть признаны, например, добросовестное отношение к служебным обязанностям, преклонный возраст, состояние здоровья и т.п.
Напротив,
перечень обстоятельств, отягчающих ответственность,
исчерпывающий. Из их числа по делам
о должностных преступлениях
подлежат выяснению следующие: неоднократное
совершение должностным лицом
III.
Планирование расследования,
возбуждение уголовного
дела. первоначальные
следственные действия
(на примере
расследования получения
и дачи взятки)
Борьба
с коррупцией в государственных
и муниципальных органах власти
является одной из основных задач
современного российского общества.
По опросам общественного мнения
и проведенным научным
Взяточничество – одно из наиболее сложных для расследования преступлений. Во-первых, оно совершается, как правило, в отсутствие свидетелей-очевидцев. Это и понятно, поскольку все участники преступления – взяткодатель, взяткополучатель и посредник – подлежат уголовной ответственности, а потому заинтересованы в сокрытии следов своей преступной деятельности. Во-вторых, стремясь уйти от уголовной ответственности за содеянное, его участники обычно отказываются давать правдивые показания, создают своеобразную круговую поруку. Кроме того, нередки случаи получения и дачи взятки за совершение законных действий. Взяточничество также зачастую связано с незаконной приватизацией государственного имущества, с другими преступниками. Разоблачить нередко разветвленную и глубоко законспирированную группу преступников бывает очень трудно. И последнее: по сравнению с другими преступлениями при расследовании взяточничества относительно невелик объем доказательств. В большинстве случаев обвинение строится на косвенных доказательствах, сбор и оценка которых представляют значительные трудности.
Все
это требует от следователя особенно
тщательного и вдумчивого отношения
к расследованию, использования
всех научно-технических
Зачастую уголовные дела по факту дачи и получения взятки возбуждаются по результатам долгой и кропотливой оперативно- розыскной работы направленной на выявление и изобличение лиц, получающих и дающих взятки. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий по фактам взяточничества.
Уполномоченные
лица органа дознания в пределах своей
компетенции, установленной ведомственными
приказами и инструкциями, а также
ФЗ « Об оперативно-розыскной
При
проведении оперативно-розыскных
На
сотрудника оперативного подразделения
и его непосредственного
Сотрудники
органа дознания в рамках своей компетенции
при осуществлении оперативно-
Выбор средств фиксации ОРМ должны обеспечить получение качественных, убедительных, не составляющих сомнений в достоверности материалов.
Для достижения необходимой эффективности ОРМ по выявлению и раскрытию фактов взяточничества должны проводиться по трем основным направлениям:
Следует отметить некоторые особенности подготовки к проведению ОРМ по заявлениям о требованиях взятки, которая еще не вручена6
Возбуждение уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие доказыванию
Уголовные дела о даче и получении взятки чаще всего возбуждают по заявлениям и письмам граждан, при непосредственном обнаружении органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков данного преступления; при явке взяточников с повинной; по сообщениям государственных или общественных организаций, должностных лиц; материалам статей, заметок, писем, опубликованных в СМИ.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела следует тщательно выяснить основания к этому, ибо в ряде случаев сообщаемые факты о даче и получении взятки отличаются неконкретностью, а объяснения тех или иных лиц – определенной тенденциозностью. Если в полученных следователем материалах имеются достаточные данные, указывающие на дачу-получение взятки, например явка взяткодателя с повинной, то уголовное дело должно быть возбуждено незамедлительно. Необязательно, чтобы в этих материалах содержались сведения обо всех обстоятельствах совершения преступления и всех его участниках. Эта задача решается в процессе расследования.
Иногда проводится предварительная проверка, которая должна установить основания для возбуждения уголовного дела. Такая проверка обычно нужна при поступлении заявлений граждан, которым стало известно о взяточничестве из каких-либо непроверенных источников; писем из редакций газет, из учреждений и организаций; показаний подозреваемых (обвиняемых) по другим делам, которые знают о взятке, но не хотят по каким-то соображениям рассказать подробности совершенного взяточничества, из оперативно-розыскных данных органов дознания; заявлений и сообщений по телефону.
Предварительная проверка может быть проведена посредством: 1) изучения структуры и общих условий деятельности организации, в которой работает должностное лицо, заподозренное в получении взятки, ознакомления с кругом его обязанностей; 2) истребования необходимых документов и их изучения, ознакомления с системой документооборота, порядком прохождения документов, постановкой учета и отчетности, состоянием контроля; 3) изучения находящихся в прокуратуре, милиции и других органах документов о фактах, изложенных в первичных материалах (например, ранее рассмотренное заявление или сообщение, по которому было отказано в возбуждении уголовного дела, прекращенное уголовное дело, переписка и т.д.); 4) проведения по предложению следователя проверки деятельности конкретной организации вышестоящими органами; 5) консультации у соответствующего специалиста, в частности аудитора, бухгалтера-ревизора, технолога; 6) получения письменных и устных объяснений от должностных лиц и граждан; 7) использования оперативно-розыскных возможностей соответствующих правоохранительных органов.
Проверка должна производиться с максимальной осторожностью, чтобы преступники не узнали о ней и не уничтожили следы своей криминальной деятельности. Поэтому категорически запрещено начинать проверку с получения объяснений от заподозренных лиц. Если такая необходимость неизбежна, следует получать объяснения в самом конце проверки, с тем чтобы сразу же после этого решить вопрос о возбуждении уголовного дела и немедленном допросе подозреваемого9.
В процессе расследования уголовного дела должны быть доказаны следующие обстоятельства:
1)
Цель дачи взятки. Какие действия
(бездействие) осуществлены
2) Обстоятельства дачи взятки – обстановка (время и место, при которых была вручена взятка), способ вручения взятки (например, ее передача под видом обмена дорогой вещи на менее ценную, проигрыш в карты, бильярд, пари, получение денег по фиктивному трудовому соглашению, за совместительство, в качестве премиальных и т.д.), кто присутствовал при даче-получении взятки, кто мог наблюдать общение взяткодателя, взяткополучателя и посредника в момент совершения преступления?
3)
Предмет взятки, его признаки, источники
получения средств для дачи
взятки (нередко взяточничество
бывает сопряжено с
4)
Круг возможных участников. Характер
служебных полномочий
5)
Размеры преступного
6) Наличие вымогательства взятки, конкретные обстоятельства этого.
7) Нет ли заранее обещанного укрывательства?11