Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:29, реферат
Если право лица нарушено (в рамках обязательства или при причинении вреда), лицо может потребовать устранения нарушения и компенсации его последствий; если право лица оспорено, лицо может свое право подтвердить, а в случае существования угрозы нарушения права, лицо может данное нарушение предотвратить.
Теперь рассмотрим как, каким образом, и в какой форме лицо может произвести действия по защите своего права.
Введение
1. Государственная защита права
2. Судьи
3. Система арбитражных судов
4. Устройство арбитражного суда
5. Третейский суд
Заключение
Список литературы
Арбитражные и третейские суды и их роль в рыночной экономике.
Содержание
Введение 1. Государственная защита права 2. Судьи 3. Система арбитражных судов 4. Устройство арбитражного суда 5. Третейский суд Заключение Список литературы |
3 4 11 20 22 26 32 34
|
Введение
Если право лица нарушено (в рамках обязательства или при причинении вреда), лицо может потребовать устранения нарушения и компенсации его последствий; если право лица оспорено, лицо может свое право подтвердить, а в случае существования угрозы нарушения права, лицо может данное нарушение предотвратить.
Теперь рассмотрим как, каким образом, и в какой форме лицо может произвести действия по защите своего права.
У законопослушного лица есть только два способа подобной защиты - либо защититься самостоятельно, либо испросить защиты у государства.
В первом случае речь идет о так называемой самозащите права, а во втором - о привлечении соответствующих государственных органов.
1. Государственная защита права
Лицо, право которого нарушено, являясь членом (гражданином) определенного государства и действуя по законам данного государства как член государства имеет право обратиться к государству (в лице соответствующих органов) за защитой своих прав.
Любое государство как общественный институт имеет специальную систему защиты прав своих членов.
Данная система (применительно к правам юридических лиц) как правило состоит из двух государственных институтов : института реализации прав и института разрешения споров .
Первый представляет из себя систему правоохранительных органов, второй - судебную систему,
Правоохранительные органы
Правоохранительные органы РФ представлены системой милиции и системой прокуратуры.
Милиция занимается оперативным пресечением правонарушений, прокуратура - общим, неоперативным надзором за соблюдением законодательства.
- Милиция
Задачами милиции являются:
- предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений
- оказание помощи должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям в осуществлении их законных прав и интересов. (ст.2 Закона "О милиции")
Милиция обязана выявлять обстоятельства, способствующие совер-шению преступления, и прав принимать меры к устранению данных обстоятельств. (ст.10 З. "О м." )
- Прокуратура
В целях защиты прав и интересов лица прокуратура может быть использована двумя способами.
Во первых, так же как и в случае с милицией прокуратура является правоохранительным органом и в случае явного нарушения права может быть использована для фиксации существующего положения для сохранения возможности нормального рассмотрения спора в суде.
Во вторых, прокуратуру можно привлечь в само арбитражное дело.
Прокуратура не только может,
но в некоторых случаях даже должна
принимать участие в
Участие прокуроров в
арбитражном процессе рассматривается
законодательством как
Но надо учитывать, что иски в интересах предприятий, организаций и граждан - предпринимателей могут предъявляться прокуратурой исключительно в случаях нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и общественных интересов (срыва выпуска социально значимой продукции, нарушения нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, оборонного комплекса, медицинских, образовательных учреждений, создания предпосылок экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов и др.).
Однако прокуратура в соответствии с законом "О прокуратуре" может быть привлечена в арбитражный процесс и в случае возбуждения дела по заявлению самой организации.
Для цели участия прокуратуры в арбитражном процессе в прокуратурах субъектов РФ созданы "отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе".
Данные отделы рассматривают обращения лиц, участвующих в деле, о проверке законности и обоснованности решений, определений и постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу.
На практике привлекать
прокуратуру к участию в
Статья 52. Участие в деле прокурора
1. Прокурор вправе
обратиться в арбитражный суд:
с заявлениями об оспаривании нормативных
правовых актов, ненормативных правовых
актов органов государственной власти РФ,
органов государственной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления,
затрагивающих права и законные интересы
организаций и граждан в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными
сделок, и с иском о применении последствий
недействительности ничтожной сделки,
совершенной органами государственной
власти РФ, органами государственной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления,
государственными и муниципальными унитарными
предприятиями, государственными учреждениями,
а также юридическими лицами, в уставном
капитале (фонде) которых есть доля участия
РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия
муниципальных образований.
2. Обращение в ВАС РФ направляет Генеральный
прокурор РФ или заместитель Генерального
прокурора РФ, в арбитражный суд субъекта
РФ направляют также прокурор субъекта
РФ или заместитель прокурора субъекта
РФ и приравненные к ним прокуроры или
их заместители.
3. Прокурор, обратившийся в арбитражный
суд, пользуется процессуальными правами
и несет процессуальные обязанности истца.
4. Отказ прокурора от предъявленного им
иска не лишает истца права требовать
рассмотрения дела по существу, если истец
участвует в деле.
5. По делам, указанным в части 1 настоящей
статьи, прокурор вправе вступить в дело,
рассматриваемое арбитражным судом, на
любой стадии арбитражного процесса с
процессуальными правами и обязанностями
лица, участвующего в деле, в целях обеспечения
законности.
Судебная система РФ представлена тремя судебными институтами : институтом судов общей юрисдикции (гражданские суды или просто суды), институтом арбитражных судов и институтом третейских судов.
Суды трех вышеперечисленных типов очень сильно отличаются друг от друга.
Они отличаются компетенцией, они отличаются внутренним устройством, они отличаются порядком работы.
-Гражданские суды
Рассматривают :
- дела, если хотя бы
одной из сторон является
- споры о возмещении
убытков, причиненных
- дела по спорам, возникающим
из договоров перевозок в
- споры иностранных инвесторов с государственными органами Р Ф , предприятиями и другими юридическими лицами Р Ф ,
- споры между инвесторами
и предприятиями с
- инвестиционные споры
о размере, условиях, порядке выплаты
компенсаций иностранным
Гражданин вправе обжаловать в суд любые акты государственных, иных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющих его права. (В частности таким гражданином может быть собственник предприятия, а ущемленными правами - права на получение доходов)
Требования организаций о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы, подлежат рассмотрению в суде, если обжалуемые действия не были оформлены распорядительными или иными документами. (Из чего следует, что предприятие может обжаловать не только акт органа, но и действие органа, не оформленное документом ).
К сожалению на практике воспользоваться ни первой, ни второй из вышеприведенных возможностей практически невозможно.
Это обусловлено во первых совершенно неприемлемыми сроками рассмотрения, а во вторых - совершенно неприемлемыми принципами рассмотрения дел в судах.
- Арбитражные суды
Арбитражному суду, подведомственны споры :
- о разногласиях по
договору, заключение которого предусмотр
- об изменении условий или о расторжении договоров;
- о неисполнении или
ненадлежащем исполнении
- об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
- о нарушении прав
не связанном с лишением
- о возмещении убытков;
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение ;
- о признании недействительными любых актов абсолютно любых органов, нарушающих права и законные интересы организаций (!) ;
- о защите чести,
достоинства и деловой
- дела с участием
организаций и граждан Р Ф
, а также иностранных
На практике однако постоянно приходится сталкиваться с отказом арбитражного суда принять иск к рассмотрению по причине не подведомственности.
Так что к вышеприведенному перечню стоит относиться с должной долей осторожности.
Впрочем, в случае отказа
грамотно используя законодательство
можно переформулировать
- Третейские (договорные) суды:
Третейский суд не является судом в традиционном смысле.
Под третейским судом понимается негосударственная, специализированная организация, к помощи которой стороны спора обращаются для разрешения данного спора.
Стороны соглашаются с компетенцией суда на рассмотрение данного спора и заранее соглашаются с его решением, принимая на себя обязанность исполнить его в добровольном порядке.
Обращение к данной организации является сугубо добровольным делом сторон и возможно только при их обоюдном согласии.
Данное согласие может быть достигнуто как на этапе предшествующем моменту возникновения спора, так и уже после его возникновения.
Помимо достижения согласия по вопросу рассмотрения спора силами третейского суда стороны так же должны достичь согласия по вопросам персонального состава данного суда и по процедуре принятия данным судом решения (регламенте).
2. Судьи
Судьи арбитражных судов имеют квалификационные чины (классы), проходят квалификационную аттестацию, сдают экзамены и строго соблюдают кодекс чести судьи, который весьма жестко и подробно регулирует не только непосредственную служебную, но и внеслужебную деятельность судьи, определяет требованиям к его личным и деловым качествам.
Информация о работе Арбитражные и третейские суды и их роль в рыночной экономике