Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:14, реферат
Проблема нарушения прав потребителей на сегодняшний день является крайне актуальной, так как представители разных слоев общества являются потребителями тех или иных товаров и услуг, а значит, данная проблема касается каждого. Защита прав потребителей направлена на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включают в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.
Введение.
Проблема нарушения прав потребителей на сегодняшний день является крайне актуальной, так как представители разных слоев общества являются потребителями тех или иных товаров и услуг, а значит, данная проблема касается каждого. Защита прав потребителей направлена на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включают в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Основные цели нашей работы: выяснить характер и виды юридической ответственности, сравнить степень тяжести наказаний, предусмотренных административным, гражданским и уголовным законодательством в данной сфере, определить возможные санкции наступающие за нарушение прав потребителя. При написании статьи нами были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, аналитический метод.
1. Административная ответственность за нарушения прав потребителей.
Законодательство
о защите прав потребителей – это
целая система и группа нормативных
актов, законов, постановлений правительства,
регулирующие отдельные сферы
Если юридическое лицо осуществляет продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без декларации о соответствии, удостоверяющей безопасность товаров для жизни и здоровья людей, то оно рискует получить предупреждение или штраф от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.( согласно п.2 ст 14.4)
2. Гражданско-правовая ответственность.
Гражданское
законодательство и Закон РФ «О защите
прав потребителей» действуют в комплексе
и дополняют друг друга. Основное регулирование
отношений между потребителем, продавцом,
изготовителем и исполнителем все-таки
осуществляется нормами гражданского
законодательства.
Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности за нарушения, например такие, как возмещение убытков (ст. 15 ГК), уплата неустойки (ст. 330 ГК) и др. Если потребитель понес убытки вследствие недостатков товара (работы, услуги), то они подлежат возмещению сверх неустойки, установленной Законом РФ «О защите прав потребителей». При этом выплата неустойки и убытков не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выполнения возложенных на него обязанностей (п.2, 3 ст. 11 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Возмещение
убытков потребителю
Закон « О защите прав потребителей» называет следующие основания, являющиеся результатом действий продавца, изготовителя, исполнителя, в результате которых причиняется вред жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги):
1) несоблюдение требований, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей и предотвращение вреда их имуществу ( ст.7 Закона)
2) необеспечение безопасности товаров (работ, услуг) в течение сроков службы и сроков годности( ст. 5 Закона)
3) предоставление
недостоверной или неполной
4) непредоставление информации о продолжительности службы и срока годности;
5) неустановление
на товары (работы, услуги), которые
по истечении определенного
6) непредоставление информации о последствиях использования товаров (работ) по истечении срока службы или годности, а также необходимых действиях.
Ответственность в случае продажи товаров с недостатками. В соответствии с Законом о защите прав потребителей требования к качеству товаров подлежат обязательному исполнению. Если вследствие недостатков товаров (работ, услуг) был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, то он имеет право на возмещение его в полном объеме. Причем независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков потребитель имеет право на компенсацию морального вреда.
Итак, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать: 1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом; 2) соразмерного уменьшения покупной цены; 3) замены на товар аналогичной модели (марки); 4) замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены; 5) расторжения договора купли-продажи.
Безвозмездное устранение недостатков товара. Это требование потребитель вправе предъявить (согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей) продавцу, изготовителю либо организациям, выполняющим их функции на основании договора. В случае предъявления такого требования гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался потребителем. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованиями об устранении недостатков по день выдачи товара потребителю после их устранения. При этом если в товаре в процессе ремонта заменяется какая-либо деталь или составная часть, на которую установлен отдельный гарантийный срок, то гарантийный срок на эту деталь исчисляется заново, а гарантийный срок на товар в целом, как указано выше, продлевается.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, не бывший в употреблении. При этом согласно п. 1 ст. 504 ГК РФ потребитель не должен уплачивать разницу между ценой товара при его покупке и ценой на день замены.
Продавец (изготовитель) вправе отказаться от удовлетворения требований потребителя по поводу недостатков товара, если: 1) требования заявлены по поводу недостатков, которые были оговорены при заключении договора купли-продажи; 2) недостатки, по поводу которых заявлено требование, возникли после передачи товара потребителю, в результате: нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки, действий третьих лиц или непреодолимой силы, и это доказано продавцом (изготовителем) на основании договора с ним; 3) потребитель не представил товарный (кассовый) чек, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, технический паспорт или иной, заменяющий его, документ.
Обмен товара. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится в случае, если он не подошел по форме, габаритам, размеру, расцветке, фасону либо по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению. Обратиться с требованием о замене товара потребитель может не позднее 14 дней с момента покупки. При этом потребитель обязан указать причины, по которым он желает заменить товар, и то, какими качествами должен обладать товар, требуемый взамен. Продавец должен обменять товар, если он не был в употреблении, сохранены его оригинальные упаковка, товарный (кассовый) чек, фабричные ярлыки и т.д. Если на день обращения потребителя товара, необходимого для замены, в магазине нет, то потребитель имеет право расторгнуть договор либо ждать поступления в магазине аналогичного товара, о чем продавец обязан известить потребителя.
Ответственность исполнителя за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) наступает независимо от наличия или отсутствия его вины. Закон освобождает исполнителя от удовлетворения требований потребителя только в двух случаях: если нарушение сроков выполнения работы произошло по вине самого потребителя либо вследствие действия непреодолимой силы. При этом бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, лежит на исполнителе. Закон о защите прав потребителей (п. 1 ст. 29) определяет правовые последствия в случае ненадлежащего качества выполненных работ или оказанных услуг. В соответствии с этой статьей потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:
1) безвозмездного
устранения недостатков
2) соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
3) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
4) возмещения
понесенных им расходов по
устранению недостатков
Под недостатком работы (услуги) Закон о защите прав потребителей подразумевает несоответствие работы (услуги) требованиям, предъявляемым к качеству. Если подрядчик сдает построенный им дом с недоделками (не застеклены окна, не установлена охранная сигнализация и т.д.), то с точки зрения указанного Закона эти недоделки не являются недостатками, т.к. не касаются качества выполненной работы. Следовательно, под недостатком нужно понимать только несоответствие качества выполненных работ стандартам, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям.
Требования, установленные п. 1 ст. 29 Закона, могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии выполненной работы, в ходе выполнения работы, в течение гарантийного срока или в течение шести месяцев со дня принятия выполненной работы. Недостатки выполненной работы должны быть устранены в течение 20 дней со дня предъявления требования потребителем, если иное не предусмотрено договором. За нарушение этих сроков потребителю выплачивается неустойка в соответствии со ст. 28 Закона о защите прав потребителей.
3. Уголовная ответственность .
В соответствии
со с. 8 УК РФ основанием для возникновения
уголовной ответственности