Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:58, реферат
К интеллектуальной собственности отношение в нашей стране особое. Авторов и их труд принято не замечать, а вознаграждение выплачивать только после визита судебного исполнителя. Считается излишней роскошью платить за то, что и так доступно. В результате нарушаются авторские права повсеместно. Во многих случаях виной тому расхожие заблуждения относительно того, что считать, а что не считать объектом авторского права.
Отчасти почву для данного заблуждения создает сам закон «Об авторском праве и смежных правах», в силу которого «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения». Возникает вопрос, что же такое «творчество» в том смысле как оно упомянуто в законе. Как отмечается в научной литературе, необходимыми признаками творчества являются новизна и оригинальность. Новизна — это неизвестность, неожиданность полученного произведения как для самого создателя, так и для других лиц. Оригинальность — уникальность, неповторимость произведения при параллельном творчестве. Новизна «может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.п. В этом смысле всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью». Соответственно, объектом авторского права является не любое «творение», а только новое и оригинальное одновременно.
Итак, если новизна и оригинальность присутствуют, то произведение подлежит защите и использование его возможно только с согласия автора (авторов) или уполномоченных ими лиц. При этом не имеет абсолютно никакого значения, обозначил ли сам правообладатель свой интерес посредством проставления знака ©.5 По закону, авторское право на произведения возникает «в силу факта его создания». С этого момента произведение автор находится под защитой действующего законодательства, в том числе и уголовного закона, который предусматривает ответственность за нарушение авторских и смежных прав до пяти лет лишения свободы.
В то же время, в случае возникновения спора доказывание авторства может вызвать определенные сложности. Художественные, литературные и ряд других разновидностей произведений, по мере своего создания, нигде не регистрируются. В отличие, например, от программ для ЭВМ, которые могут регистрироваться по желанию правообладателя. Поэтому автору, создавшему произведение, целесообразно на случай возникновения спора сохранять доказательства собственного авторства: черновики, наброски, «исходники» аудио- и видеозаписей, отзывы и рецензии, другие подготовительные и промежуточные материалы.
Следует учесть, что регистрация произведения в каком-либо обществе по управлению авторскими правами на коллективной основе не порождает правовых последствий и может служить главным образом подтверждением времени создания произведения. Анализируя окружающую информационную среду с точки зрения законодательства об интеллектуальной собственности, не сложно обнаружить, что права авторов постоянно нарушаются. Вполне естественно, что правовым нигилизмом проникнуты сегодня и сами авторы. В целом они понимают, что результаты творчества представляют собой определенную ценность. В том числе материальную. Однако, веры в то, что авторские права можно защищать на практике, у них нет.
Авторские права можно успешно защищать даже в тех случаях, когда доказать факт их нарушений крайне сложно. Причем защищать авторские права сегодня намного легче, чем, например, право на доброе имя. Авторским и смежным правам посвящен целый закон, в плане способов защиты достаточно эффективный. Проблема доказывания размера причиненных убытков, служащая сегодня одним из основных препятствий для взыскания существенных компенсаций при нарушении неимущественных прав, решена в нем путем введения особого способа защиты. Закон «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает возможность для обладателей исключительных прав требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.
1. Права авторов и их признаки……………………………………………5
2. Понятие про нарушения прав авторов и их видов……………………..7
3. Гражданско-правовое средство защиты прав авторов…………………9
4. Противоречия, которые допускаются в судебном порядке…………..13
5. Криминально-правовой способ защиты прав авторов………………..15
Литература
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Кафедра экономики и управления
Реферат
по курсу:
«Интеллектуальная
на тему: «Защита прав авторов объектов научно- технического творчества»
Выполнила: ст. гр. МБГ-07-1
Введение
Литература
К интеллектуальной собственности отношение в нашей стране особое. Авторов и их труд принято не замечать, а вознаграждение выплачивать только после визита судебного исполнителя. Считается излишней роскошью платить за то, что и так доступно. В результате нарушаются авторские права повсеместно. Во многих случаях виной тому расхожие заблуждения относительно того, что считать, а что не считать объектом авторского права.
Отчасти почву для данного заблуждения создает сам закон «Об авторском праве и смежных правах», в силу которого «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения». Возникает вопрос, что же такое «творчество» в том смысле как оно упомянуто в законе. Как отмечается в научной литературе, необходимыми признаками творчества являются новизна и оригинальность. Новизна — это неизвестность, неожиданность полученного произведения как для самого создателя, так и для других лиц. Оригинальность — уникальность, неповторимость произведения при параллельном творчестве. Новизна «может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.п. В этом смысле всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью». Соответственно, объектом авторского права является не любое «творение», а только новое и оригинальное одновременно.
Итак, если новизна и оригинальность присутствуют, то произведение подлежит защите и использование его возможно только с согласия автора (авторов) или уполномоченных ими лиц. При этом не имеет абсолютно никакого значения, обозначил ли сам правообладатель свой интерес посредством проставления знака ©.5 По закону, авторское право на произведения возникает «в силу факта его создания». С этого момента произведение автор находится под защитой действующего законодательства, в том числе и уголовного закона, который предусматривает ответственность за нарушение авторских и смежных прав до пяти лет лишения свободы.
В то же время, в случае возникновения спора доказывание авторства может вызвать определенные сложности. Художественные, литературные и ряд других разновидностей произведений, по мере своего создания, нигде не регистрируются. В отличие, например, от программ для ЭВМ, которые могут регистрироваться по желанию правообладателя. Поэтому автору, создавшему произведение, целесообразно на случай возникновения спора сохранять доказательства собственного авторства: черновики, наброски, «исходники» аудио- и видеозаписей, отзывы и рецензии, другие подготовительные и промежуточные материалы.
Следует
учесть, что регистрация произведения
в каком-либо обществе по управлению
авторскими правами на коллективной
основе не порождает правовых последствий
и может служить главным
Авторские права можно успешно защищать даже в тех случаях, когда доказать факт их нарушений крайне сложно. Причем защищать авторские права сегодня намного легче, чем, например, право на доброе имя. Авторским и смежным правам посвящен целый закон, в плане способов защиты достаточно эффективный. Проблема доказывания размера причиненных убытков, служащая сегодня одним из основных препятствий для взыскания существенных компенсаций при нарушении неимущественных прав, решена в нем путем введения особого способа защиты. Закон «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает возможность для обладателей исключительных прав требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.
На сегодняшний день общепризнанных методик оценки интеллектуальной собственности не существует. Традиционные способы оценки путем расчета себестоимости или сравнения продаж в данном случае не действуют. В итоге оценка каждого конкретного объекта авторского права, а уж тем более понесенных убытков, превращается зачастую в неразрешимую проблему.
Понятно,
что «неразбериха» в сфере
интеллектуальной собственности просуществует
до тех пор, пока авторы не начнут в
массовом порядке защищать свои права.
Используя же столь «гибкие» формулировки
закона, они при желании смогут
доказать, что любое произведение,
в котором есть хоть капля творчества,
является объектом авторского права
и может использоваться исключительно
с их согласия. В общем, на сегодняшний
день порядка ни в одной области
использования авторских прав, за
исключением, пожалуй, книгоиздания, нет.
Виной тому заблуждения, возникающие в
силу незнания закона, так и откровенное
его игнорирование. Первые рано или поздно
развеются, а вот отношение к закону изменить
смогут только сами авторы. Без помощи
адвокатов им в этих вопросах не обойтись.
1. Права авторов и их признаки
Права авторов являются частью закона об авторских правах. Термин напрямую заимствован с французского droit d’auteur (Urheberrecht немец.) и обычно используется по отношению к закону об авторском праве. Права авторов охраняются на международном уровне Бернской конвенции об охране литературных, художественных произведений, объектов научно-технического творчества и других аналогичных договоров. "Автор" используется в очень широком смысле, то же касается композиторов, художников, скульпторов и архитекторов: в целом, автор это человек, чье творчество стало ключевым фактором при создании какой-либо работы, а вообще определение довольно широкого варьируются в различных странах.
Права авторов состоят из двух компонентов: экономических прав и моральных составляющих самого автора. Экономические права – право собственности, которое ограничено во времени и которые может быть переданы автором другим лицам, так же, как и любое другое имущество (хотя многие страны требуют, чтобы передача должна быть в форме письменного договора). Это предназначено для того чтобы автор или владелец мог легально извлекать финансовую прибыль, а также право разрешать воспроизведение и произведения в любой форме.
Защита
личных неимущественных прав автора
основывается на представлении, того что
творчество является в некотором
роде выражение личности автора: личные
неимущественные права, следовательно,
их невозможно передать другому лицу,
кроме как в форме завещания,
при условии смерти автора. Моральная
защита прав сильно отличается в различных
странах, однако все они включают
в себя право быть признанным в
авторстве произведения и право
защиты от любого вида деформации, которая
может нанести ущерб
Нарушение права авторства выражается в присвоении результатов чужого творческого труда и попытке выдать их за собственную разработку. Чаще всего данное нарушение связано с нарушениями других прав, в частности права на получение патента, права на вознаграждение за использование разработки и т. п., поскольку, на праве авторства базируются все другие права разработчиков. Однако иногда право авторства нарушается в чистом виде. На практике это чаще всего происходит в тех случаях, когда объекты научно-технического творчества создаются в соавторстве. Исключение из числа соавторов лиц, принимавших творческое участие в работе над соответствующим объектом, подача заявки от своего имени лишь одним из соавторов, включение в состав соавторов лиц, которые оказывали лишь техническое содействие в работе, являются наиболее типичными видами нарушений права авторства.
Право на авторское имя может быть нарушено прежде всего путем неуказания имени действительного разработчика в опубликованных сведениях о заявке на изобретение, сведениях о выданном патенте, в других официальных и неофициальных публикациях, в которых говорится о созданной разработке. Если автор, наоборот, отказался быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке, нарушением будет публикация его имени. Наконец, право на имя может быть нарушено путем искажения действительного имени автора. Способом защиты права на имя является требование о восстановлении нарушенного права, в частности о внесении исправлений в сделанную публикацию.
Конкретные
виды нарушений исключительного
права патентообладателя
С
точки зрения принятого во многих
странах подразделения
Права патентообладателей могут быть нарушены как в рамках заключенных ими лицензионных договоров, так и вне договоров. Нарушение лицензионного договора может состоять в выходе лицензиата за пределы предоставленных ему по договору прав либо в невыполнении или ненадлежащем выполнении лежащих на нем обязанностей. Способы защиты, которыми располагает патентообладатель (лицензиар), обычно определяются самим договором или вытекают из общих положений гражданского законодательства. Как правило, лицензионный договор предусматривает возможность применения к нарушителю таких санкций, как взыскание неустойки и возмещение убытков, а также досрочное расторжение договора в одностороннем порядке. Размер и вид неустойки, в частности ее соотношение с убытками устанавливаются самими сторонами. Если особых санкций, применяемых к виновной стороне, лицензионный договор не предусматривает, патентообладатель, опираясь на общегражданские правила, может требовать лишь возмещения причиненных ему убытков.
Информация о работе Защита прав авторов объектов научно-технического творчества