Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:48, реферат
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок - это его отношения с родителями - матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка - это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.
Введение……………………..…………………….……………………..…..2
1. Охрана и защита прав ребенка ………………………………………..….3
2. Обеспечение защиты прав ребенка в РФ….…………….……….……..8
Заключение…………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………….……………….……18
Министерство образования и науки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет истории и права
Кафедра права
РЕФЕРАТ
На тему: Законодательное обеспечение защиты прав ребенка в
Российской Федерации
Выполнила:
студентка группы ИП-ЮБSZ-31
Ковалевич Ирина Валентиновна
Проверил: Старший преподаватель
Широ Мария Станиславовна
Волгоград-2012
Содержание
Введение……………………..…………………….………
1. Охрана и защита прав ребенка ………………………………………..….3
2. Обеспечение защиты прав ребенка в РФ….…………….……….……..8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………….……………….……18
Введение
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок - это его отношения с родителями - матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка - это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.
Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического, интеллектуального и нравственно-психологического развития.
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:
Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь". Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924 году.
Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить "обеспечить детям счастливое детство".
К концу 1970-х уровень
развития общества, положение детей,
новые проблемы - показали, что одних
декларативных принципов
1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
3. Ребенок имеет
право на свободу личности, свободу
мысли, совести и религии. Это
право включает в себя свободу
выражать свое мнение в устной,
письменной или печатной форме,
4. Ребенок имеет
право на защиту от всех
форм физического или
5. Ребенок, лишенный
своего семейного окружения,
6. Ребенок имеет
право на уровень жизни,
7. Ребенок имеет
право на здравоохранение и
социальное обеспечение,
8. Ребенок имеет
право на образование, которое
должно быть направлено на
развитие личности, талантов и
умственных и физических
9. Ребенок имеет
право пользоваться родным
10. Ребенок имеет
право на отдых и досуг, право
участвовать в играх и
11. Ребенок имеет
право на защиту от
12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
13. Государства-участники
обеспечивают, чтобы ни один ребенок
не был подвергнут пыткам или
другим жестоким, бесчеловечным
или унижающим достоинство
14. Государства обязуются
принимать меры для борьбы
с незаконным перемещением и
невозвращением детей из-за
15. Государства обязуются
уважать и соблюдать нормы
международного гуманитарного
Признавая ребенка
самостоятельным субъектом
В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.
К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п. Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН - на специальных международных встречах. В мае 2002 года была принята декларация Мир, пригодный для жизни детей, где определены основные принципы дальнейшего развития системы защиты прав детей во всем мире, а также план действий по ее реализации. Основные положения декларации можно условно разделить на три группы:
создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни для всех детей (сюда входят проблемы детской смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы социальных услуг и т.п.);
обеспечение качественного базового образования для всех детей;
предоставление всем детям, особенно подросткам, возможностей для деятельного участия в жизни их общин (возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов).
Важную роль в
решении проблем детей на международном
уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) - Детский
фонд ООН, который помогает детям
и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских
беспорядков и стихийных
Одной из глобальных
проблем в области защиты прав
детей признается проблема жестокого
обращения с детьми. Под жестоким
обращением понимаются "все формы
физического или психического насилия,
причинение побоев или нанесение
оскорблений, невнимательное, небрежное
или жестокое обращение, эксплуатация,
включая сексуальные
В России контроль за детьми и семьями осуществляют органы опеки и попечительства. Одной из ключевых проблем является отсутствие профилактической работы. Серьезные меры к нарушителям применяются тогда, когда исправить положение уже очень сложно. Например, если речь идет о родителях - то это уже "лишение родительских прав", для чего нужны серьезные основания. Если это "жестокое обращение" персонала детских учреждений - учителя, воспитатели - такие инциденты замечаются общественностью и соответствующими органами тогда, когда действия взрослых уже квалифицируются как уголовное преступление.
Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей - ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина "parens patrie", согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение. Сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем России в области защиты прав детей.
Информация о работе Законодательное обеспечение защиты прав ребенка в Российской Федерации