Задачи по "Зарубежной истории права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:10, контрольная работа

Краткое описание

Законы Хаммурапи, свод законов созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.; важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден в 1901-02 при раскопках на месте столицы древнего Элама - г. Сузы, куда он, видимо, был увезён эламитянами в качестве военного трофея. Хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и др. городов Месопотамии.

Оглавление

Задача 1 ……………………………………….………………. 3
Задача 2 ……………………………………………………….. 5
Задача 3…………………………………………………………6
Задача 4…………………………………………………………8
Задача 5…………………………………………………………11
Задача 6 …………………………………………………...........12
Список использованной литературы…………………………15

Файлы: 1 файл

История.docx

— 41.48 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Задача 1 ……………………………………….………………. 3
  2. Задача 2 ……………………………………………………….. 5
  3. Задача 3…………………………………………………………6
  4. Задача 4…………………………………………………………8
  5. Задача 5…………………………………………………………11
  6. Задача 6 …………………………………………………...........12
  7. Список использованной литературы…………………………15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 1.

    Решите следующую задачу на основе текста Законов Хаммурапи: Энкид, отправляясь в поездку по торговым делам, оставил своему соседу на хранение серебряные и золотые украшения. Однако когда он вернулся, сосед отказался вернуть украшения, утверждая, что ничего на хранение не получал. Как может быть решен их спор согласно Законам Хаммурапи?

    Законы Хаммурапи, свод законов созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.; важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден в 1901-02 при раскопках на месте столицы древнего Элама - г. Сузы, куда он, видимо, был увезён эламитянами в качестве военного трофея. Хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и др. городов Месопотамии.

   Текст Законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Они отражали сравнительно высокую ступень развития классовой и социальной дифференциации. Хотя клинописное право не знало деления на гражданское и уголовное, статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д., причём каждая тема трактуется как с уголовно-правовой, так и с гражданско-правовой точки зрения. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум - «человек») и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум - «падающий ниц»).

Параграф 122 гласит:

Если человек  захочет  отдать  на  хранение  другому

человеку  серебро,  золото  или  что  бы  то ни было, то все,

сколько  он  хочет  отдать,  он  должен  показать  свидетелям   и

заключить договор, затем только он может отдать на хранение.

Параграф 123 гласит:

Если он дал  на хранение без свидетелей и договора, а

там,  куда он отдал на хранение,  это отрицают, то по такому делу

не может быть возмещения.

Согласно Законом  Хаммурапи  параграф 122 и 123 ,прежде чем Энкид отдал бы на хранение своему соседу золотые и серебряные украшения, он должен был заключить договор и показать свидетелям, что он отдает на хранение. Так как он отдал на хранение украшения без заключения договора, и не показал свидетелям, то его сосед в праве отрицать, что он ничего не брал у Энкида.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.

     Решите задачу на основе текста Законов Ману:

Жена и муж  прожили в браке 4 года. За это  время жена забеременела 1 раз и  родила мертвого ребенка. Муж очень  хотел иметь наследника и как  можно скорей, поэтому он решил  взять себе другую жену. Возможно ли это?

      Ману законы (санскр. Манавадхармашастра), древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. Составление М. з. индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. 1-я глава содержит представления древних индийцев о происхождении Вселенной; 2-я - правила жизни человека в период ученичества; 3-4-я - правила жизни семьянина-домохозяина; 6-я - правила жизни отшельника; 7-я - наставления об обязанностях царя и управлении государством; 8-я - наставления о судопроизводстве и юридической практике; 9-10-я посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления; 11-я - предписаниям о покаяниях и обетах во искупление совершенных грехов; 12-я - описанию посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

    Согласно параграфам 81 и 82: Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми - на десятом, если рождает только девочек - на одиннадцатом.

82. Но, если  больная жена ласкова и наделена добродетелью, может

быть  взята другая только с ее согласия..

   Согласно Закону Ману главе 9, муж имел право жениться второй раз. Хотя Ману Законы как высшую норму провозглашают «взаимную верность до самой смерти», муж мог иметь несколько жен или развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. 

Задача 3.

      Дайте общую характеристику Саксонского Зерцала как правового памятника (гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права). Охарактеризуйте систему наказаний и ее особенности (со ссылками на конкретные статьи первоисточника).

       В развитии феодального права Германии можно выделить 3 основных этапа:  
-период преобладания обычного права (Х-ХIV века);  
-период рецепции римского права (ХIV-ХVII века);  
-период оформления самостоятельных правовых систем в германских княжествах.  
      В Х начале ХIV века основным источником права Германии являлся правовой обычай. С развитием общественных отношений возникает необходимость записи и систематизации правовых обычаев.  
Определенную возможность для такой систематизации давали судебные решения, использующие общие нормы феодального обычного права и учитывающие мнения других судов.1  
      В ХIII веке были предприняты попытки кодификации обычного права. Такими кодексами явились «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало». «Саксонское зерцало» содержало нормы земского и ленного права. Характерной чертой «Саксонского зерцала» являлось его отрицательное отношение к притязаниям римского папы на главенство в феодальном мире, этим оно выражало интересы крупных германских феодалов. Автором «Саксонского зерцала» явился рыцарь Этке фон Реппов. Земское право урегулировало нормы государственного, гражданского, уголовного права, уголовного процесса, которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия.  
    Ленное право регулировало отношения между «благородными» свободными, высшими слоями феодалов.  
Поскольку зерцало являлось судебником, большинство вопросов в нем, рассматривались с позиций судебной защиты нарушенных прав.  
«Саксонское зерцало» закрепило характерные черты германского общества: деление на свободных и зависимых людей, существование многочисленных классов «малосвободных» людей, различие между благородными и неблагородными, содержание положений о выборах императора, которые в последующем были восприняты Золотой Буллой.  
«Саксонское зерцало» закрепило институты гражданского, семейного, уголовного, уголовно-процессуального права.  
      Основой всех имущественных и семейных отношений была иерархическая структура права собственности.  
      Имущественные отношения характеризовались приданием большого значения владения. Владельцем вещи признавался простой держатель вещи (залогоприниматель). 2 
       Семейные правоотношения, урегулированные саксонским зерцалом, характеризовались следующим: женщина находилась под опекой мужчины, и управление имуществом осуществлялось мужчиной. Вопросы заключения брака регулировались нормами канонического права.  
      Наследственные правоотношения так же отличались своими особенностями: в разделе наследственного имущества участвовал умерший, его доля шла на погребальный обряд, или поступала в церковь на упокой его души.  
     Женщины были отстранены от наследования. Во II половине ХIII века появляется следующий сборник, составленный неизвестным лицом, именуемый «Швабское зерцало». Далекий правовой памятник содержал нормы земского и ленного права, отразил на себе влияние канонического права.
 

Задача 4.

     В каких исторических условиях в Англии была принята «Великая Хартия Вольностей»? Проанализируйте текст данного документа и дайте ему историко-правовую оценку.

     После завоевания Англии норманнами в 1066г. здесь правили искусные короли, которые централизовали систему управления, создали новые институты (например, казначейство), реформировали судебную систему. Ко времени правления Генриха II (1154-1189) Англия имела наиболее совершенную систему управления в Западной Европе, но даже в ней имелся изъян – опасность недостаточного контроля за королевской властью. Поэтому такой король, как Иоанн Безземельный (взошел на трон в 1199 г. после смерти своего брата Ричарда I), фактически, мог править, не соблюдая никаких законов.

        Большинство историков сходятся в том, что Иоанн был разумным властителем, способным на значительные дела, но был при этом капризен, ленив, жаден и в высшей степени ненадежен. Он презирал общепринятые нормы поведения и был неумелым военачальником. К 1206 г. Иоанн уступил королю Франции Филиппу II все английские владения на континенте, кроме Аквитании. Эта потеря, дискредитировавшая Иоанна в Англии, заставила баронов искать, как возместить нанесенный им ущерб.

        Баронам не нравился целый ряд вещей: требование чрезмерно продолжительной военной службы или непомерной денежной платы (скутагия) за освобождение от нее; продажа должностей, покровительство друзьям и вымогательство денег у подданных; увеличение старых налогов и введение новых без получения надлежащего одобрения вассалов; неуважение к феодальному праву и его нарушения. Королевские суды стали проводниками монаршей воли, дела часто решались по королевской прихоти, участились непомерно большие штрафы и тяжкие наказания. Кроме того, отношения Иоанна с церковью стали до того отчужденными, он так часто посягал на ее владения, что духовенство также испытывало к королю страх и недоверие. В 1208г. папа Иннокентий III наложил на Англию интердикт, а в 1209г. отлучил Иоанна от церкви. Но Иоанн не искал примирения с церковью и не пытался возместить ей ущерб вплоть до 1213г.. Так что накануне принятия Великой хартии Иоанн оказался в изоляции почти от всех своих подданных.

       В январе 1215 г. группа баронов представила королю список требований, которые он спустя некоторое время принял как временные и скрепил их своей печатью в Раннимеде в середине июня («Баронские статьи»). После нескольких дней обсуждения была выработана Великая хартия вольностей – компромисс, в основе которого лежали Баронские статьи.3

       За  три столетия после 1215 Великая хартия вольностей сделалась символом ограничения  королевской власти, а со временем стала рассматриваться как основополагающий закон страны. Однако лишь начиная  с 17 в. ее стали интерпретировать как  государственный акт, обеспечивающий конституционный контроль за королевской  властью, содержащий положение о  недопустимости введения налогов или  законов без согласия парламента, об обязательности рассмотрения уголовных  дел судом присяжных и гарантиях  против произвольного тюремного  заключения и наказания, а также  излагающий принципы демократического способа правления и беспристрастного судопроизводства. В ходе ожесточенной борьбы с королями династии Стюартов в начале 17 в. такие юристы и члены парламента, как Эдуард Коук, начали истолковывать Великую хартию как документ, обеспечивающий указанные права. В 18 в. правовед Уильям Блакстон ввел данную интерпретацию в свои знаменитые Комментарии к законам Англии (Commentaries on the Laws of England). Историки и государственные деятели 19 в. превозносили Хартию как великую гарантию английских свобод. В такой трактовке она оказала влияние на политические и правовые идеи в Америке и сыграла ключевую роль в колониальный период ее истории, в ходе Американской революции, при разработке основных положений конституции США.

      Подробно рассмотрев Великую Хартию Вольностей, мы можем сделать следующий вывод: данный памятник средневекового законодательства оказал большое влияние на всё последующее развитие английского государства, хотя и был чисто феодальным документом по своей сути. Хартия явилась первым шагом на пути к созданию правового государства в Англии и тем самым намного опередила своё время. Но, по справедливому замечанию Д. М. Петрушевского, значение Хартии нужно искать не в её содержании, а в самом факте принятия этого документа. Впервые в истории английского государства безграничная власть короля была поставлена в определённые рамки, что, по сути, ознаменовало начало перехода Англии к конституционной монархии. 4

       Безусловно, Великая Хартия Вольностей по своему характеру являлась документом феодальным и не стоит утверждать, что баронам, поднявшим восстание, был чужд политический эгоизм, как это делают многие историки государства и права. Поднимая движение, они, несомненно, имели в виду свои собственные интересы, а их союз с другими элементами английского  общества был не более, чем вынужденной уступкой.

   Однако, сами того не желая, бароны ускорили процесс ограничения королевской власти в английском государстве, сумев объединить вокруг себя практически все элементы общества. Великая Хартия Вольностей явилась конституционной грамотой, выходящей далеко за пределы феодальных форм и идей. Параграфы Хартии 1215 года (даже самые знаменитые из них) не имели столь принципиального смысла для авторов Хартии, какое они имеют сейчас. 
 

Информация о работе Задачи по "Зарубежной истории права"