Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:34, курсовая работа
Цель исследования заключается в комплексном анализе на основе действующего законодательства, судебной практики и теоретических положений цивилистической науки института унитарного предприятия.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
провести анализ понятия и признаков унитарного предприятия;
Введение 3
Глава 1 Правовая природа унитарного предприятия…………………….5
1.1 Понятие и признаки унитарного предприятия 5
1.2 Государственная и муниципальная собственность как основа возникновения унитарного предприятия…………………………………………………………….6
Глава 2 Виды унитарных предприятий 20
2.1 Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения 20
2.2 Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления 25
Заключение 37
Список использованных источников 39
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Таким образом, для унитарных предприятий, осуществляющих лицензируемую деятельность, законодательством исключений не делает. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные отражающие его организационно-правовую форму термины, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В данном пункте каких-либо законодательных новаций нет, соответствующие положения прописаны и в других законах — об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.
Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.4
Унитарное
предприятие по согласованию с собственником
его имущества может создавать
филиалы и открывать
Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием. Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.5
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Унитарные
предприятия могут быть участниками
(членами) коммерческих организаций, а
также некоммерческих организаций,
в которых в соответствии с
федеральным законом
Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями '% осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия.6
В последние годы отношение к государственной собственности резко изменилось. Начало формирования в стране рыночной экономики повлекло за собой снижение роли госсобственности, некогда имеющей безоговорочное признание приоритетности и универсальности .Государственное имущество стали признавать «ничейным» и бесполезным, началась его распродажа. Но объективные тенденции неумолимы и сейчас приходит отрезвление. Вновь усиливается влияние государства на экономику, на формирование её реального сектора. Использование государственной собственности в национальных интересах и эффективное управление ею позволят укрепить нашу экономику.7
Конституционное признание равенства государственной собственности и иных форм собственности (ст. 8) сочетается с совместным решением федерацией и её субъектами вопросов разграничения государственной собственности (ст. 72). А пункт “д.” статьи 71 Конституции Российской Федерации относит к ведению федерации федеральную государственную собственность и управление ею.
Одновременно появлялись многочисленные указы Президента Российской Федерации по проблеме госсобственности, которые решали вопросы акционирования, порядка участия представителей государства в правлениях акционерных обществ, организации управления. К тому же и в субъектах федерации в конституциях и уставах по-разному определяются объекты госсобственности и режимы её использования. 8
Наиболее актуальным сегодня является вопрос о круге объектов госсобственности и её содержании. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, «лавиной приватизации», которая «размыла» государственный сектор. И далеко не всегда собственность эффективно используется. Во-вторых, требуется упорядочить разграничение объектов государственной собственности между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации, хотя в отсутствие общего закона сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»9.
Началось всё в декабре 1991 года с известного постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности Российской Федерации...»10.
На практике же довольно часто федеральное правительство принимает решения о передаче тех или иных государственных предприятий и учреждений органам субъектов федерации. Но здесь не меняется собственник - государство, и поэтому изменение отношений собственности происходит с помощью административно-правового акта. В случаях же передачи объектов госсобственности муниципальным образованиям согласно статье 295 ГК РФ предприятиям разрешается передавать их или продавать. Тут смена собственника очевидна.
Заметим, что круг объектов федеральной госсобственности определён Конституцией Российской Федерации, а объектов госсобственности регионов - в их конституциях и уставах, правда, иногда чрезмерно широко. И все же подвижность объектов возможна, что наблюдается в ходе приватизации. Нельзя исключать и обратный процесс, поэтому оправдана подготовка федерального закона о национализации. Требуется эффективное использование государственной собственности.
Так, в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использовании федерального имуществе»11 установлено: заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Определен порядок внесения арендных платежей. Финансирование расходов, связанных с деятельностью по управлению находящимися в федеральной собственности акциями, осуществляется Минфином России по фактическим затратам на эти цели в размере не более 10% поступивших в федеральный бюджет дивидендов по этим акциям. Федеральным органам поручено строже выявлять факты правонарушений со стороны Лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях.
Государственная
собственность в
Возможности для решения такой задачи на основе действующего законодательства ограничены. Гражданский кодекс предусматривает передачу имущества государственного или муниципального унитарного предприятия только самому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Следовательно, все другие формы использования имущества и типы государственных и муниципальных предприятий становятся незаконными. Это противоречит не только мировой, но и отечественной практике. Так. на 1 июля 1995 г. на аренде находилось 15655 государственных предприятий, в том числе на аренде с выкупом - 12566.