Виды юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

В наше время данная тема очень актуальна, т.к. жизнь общества часто вызывает необходимость объединения людей в группы, союзы разных видов для достижения тех или иных целей. По этой причине основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте является юридическое лицо. Необходимо ее научно-практическое изучение, то есть изучение юридического лица как в теории, так и на практике как организацию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА…………...………..………………...4
2.ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА…………...…………………..…….6
3.ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………..….…..…………………9
3.1.Коммерческие юридические лица…………………..….............................10
3.2.Некоммерческие юридические лица………………..….............................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………....……………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………………..32

Файлы: 1 файл

Виды юр. лиц.docx

— 52.66 Кб (Скачать)

Общины малочисленных  народов независимо от видов их хозяйствования вправе добровольно объединяться в  союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин. Решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении  ее устава, о формировании органов  управления и органов контроля принимаются  на учредительном собрании общины малочисленных  народов. На учредительном собрании общины малочисленных народов вправе присутствовать все граждане, проживающие  на территории (части территории) соответствующего муниципального образования. Общины малочисленных  народов с согласия членов общины вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами.

Общины малочисленных  народов самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащей  им собственностью.

Высшим органом  управления общины малочисленных народов  является общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов. Согласно п. 1 ст. 15 названного Федерального закона органом управления общины малочисленных  народов является правление (совет) общины малочисленных народов.                       3) общественное объединение (ст. 117 ГК Рф, ст. 6 Федерального закона "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", ст. 28 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях") - объединения граждан, которые, в отличие от потребительских кооперативов, не могут преследовать в качестве основной цели своей деятельности удовлетворение материальных потребностей своих участников (членов). Необходимая конкретизация основных целей деятельности общественных и религиозных объединений содержится в нормах специального законодательства. Так, в ст. ст. 8 - 12.2 Федерального закона "Об общественных объединениях" определены основные цели деятельности различных организационно-правовых форм общественных объединений. Основными целями деятельности религиозных объединений являются совместное исповедание и распространение веры членами (участниками) религиозных объединений (ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Согласно  ст. 7 Закона "Об общественных объединениях" общественные объединения создаются  в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. В зависимости  от характера реализуемых основных целей и субъектного состава  участников (членов) общественные объединения  классифицируются на профессиональные союзы, общественные объединения потребителей, детские и молодежные общественные объединения, общественные объединения  инвалидов, национально-культурные автономии  и т.д.

В основе деятельности общественных объединений, независимо от их организационно-правовых форм и  видов, лежит территориальный принцип, позволяющий выделить многозвенные общественные объединения, состоящие из нескольких территориальных (региональных, местных, первичных и т.д.) отделений. Территориальные отделения (структуры) многозвенных общественных объединений могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц. Так, правами юридического лица обладают как политическая партия, так и ее региональные отделения (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона "О  свободе совести и о религиозных  объединениях" религиозные объединения  создаются в формах религиозных  организаций, имеющих права юридического лица, и религиозных групп, правами  юридического лица не обладающих.

Наименование  общественного объединения должно содержать сведения о территориальной  сфере его деятельности (ст. 28 Федерального закона "Об общественных объединениях"). В наименовании общественного объединения  не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Имущество общественных и религиозных объединений принадлежит  им на праве собственности. Исключение составляет имущество общественных и религиозных учреждений, которое  принадлежит им на праве оперативного управления.

В нормах специального законодательства неоднозначно урегулирован вопрос о субъекте права собственности  на имущество многозвенных общественных объединений. Так, согласно ст. 32 Федерального закона "Об общественных объединениях" в общественных организациях, структурные  подразделения (отделения) которых  осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом; указанное имущество закрепляется за структурными подразделениями (отделениями) общественных организаций на праве  оперативного управления имуществом.

4) фонд (ст. ст. 118, 119 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 10 Федерального закона "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях") - Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая общественно полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК РФ). В отличие от потребительских кооперативов, общественных и религиозных объединений фонд не рассматривается законом в качестве объединения граждан и (или) юридических лиц. В этой связи фонд не преследует узкокорпоративной цели удовлетворения материальных либо нематериальных потребностей своих участников. Основные цели деятельности фонда носят общеполезный характер.

Учредителями  фонда могут быть не только граждане и юридические лица, но и муниципальные  образования. Учредительным документом фонда является устав. Фонды относятся  к числу юридических лиц, учредители (участники) которых не сохраняют  каких-либо обязательственных прав на их имущество. Учредители (участники) фонда не несут ответственности  по его обязательствам, как и фонд не отвечает по обязательствам своих  учредителей (участников). Одним из источников формирования имущества  фонда являются добровольные имущественные  взносы учредителей, на основании которых  фонд создается. Ввиду общеполезного  предназначения имущества фонда  возникает потребность в правовых гарантиях его надлежащего использования. К числу таких гарантий относится  обязанность фонда ежегодно публиковать  отчеты об использовании имущества (п. 2 ст. 118 ГК РФ).

5) негосударственный  пенсионный фонд (ст. 2 Федерального  закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах") - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для  обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы  и пенсионные накопления (ст. 16 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах").

Имущество, предназначенное для обеспечения  уставной деятельности фонда, образуется за счет: совокупного вклада учредителей (вклада учредителя); целевых взносов  вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений; части  сумм пенсионных взносов, если право  фонда на направление части соответствующих  взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения  уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено  правилами фонда и соответствующим  договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3% суммы взноса; дохода фонда от использования, в  том числе размещения, имущества, предназначенного для обеспечения  уставной деятельности фонда; благотворительных  взносов и других законных поступлений.

Высшим органом  управления фонда является совет  фонда. В целях надзора за деятельностью  фонда и защиты интересов вкладчиков и участников фонд создает попечительский совет.

6) учреждение (ст. ст. 120, 296 - 299 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 11 Федерального закона "Об общественных объединениях", ст. 12 Закона "Об образовании", ст. ст. 8, 9 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ст. 26 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", ст. ст. 41 - 47 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1, ст. ст. 12 - 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, ст. 24 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения") - не относится к числу объединений граждан и (или) юридических лиц. В учреждении отсутствуют отношения членства, оно создается для осуществления определенных функций и характеризуется существенной зависимостью от учредителя (п. 1 ст. 120 ГК РФ). Во-первых, учредитель обязан полностью или частично финансировать учреждение; во-вторых, учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в размере недостающих денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения. Согласно п. 3 ст. 120 ГК РФ учреждения в зависимости от субъектного состава их учредителей подразделяются на государственные и иные учреждения (в том числе муниципальные, общественные и т.д.). По своему функциональному назначению государственные и иные учреждения классифицируются на государственные органы, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, учреждения социального обслуживания, учреждения культуры и т.д. В нормах специального законодательства содержатся правовые определения соответствующих разновидностей учреждений. Отдельные разновидности учреждений могут, в свою очередь, подразделяться на типы, виды, категории. Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждение финансируется учредителем полностью либо в части путем выделения ему денежных средств по смете и (или) путем закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления.

Источником  формирования имущества учреждения являются не только имущество, закрепленное за учреждением его учредителем, но также иные поступления, в том  числе доходы от осуществляемой в  соответствии с учредительными документами  приносящей доходы деятельности. В  силу п. 2 ст. 298 ГК РФ упомянутые доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Согласно  п. 2 ст. 48 ГК РФ финансируемые учредителем учреждения относятся к разряду юридических лиц, имущество которых принадлежит учредителю на праве собственности. В отличие от большинства юридических лиц (за исключением религиозных организаций) учреждение отвечает по своим обязательствам не всем принадлежащим ему имуществом. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ предметом взыскания по претензиям кредиторов могут быть лишь находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства.

7) объединение  юридических лиц (ассоциация или  союз) (ст. 121 ГК РФ, ст. ст. 11, 12 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 142 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", ст. 28 Федерального закона "О рекламе", ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", ст. 1 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", ст. 36.26 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", ст. ст. 57 - 59 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", ст. 20 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности") - являются разновидностью основанных на членстве объединений юридических лиц, включающих в свой состав коммерческие и (или) некоммерческие организации.

После государственной  регистрации ассоциации (союза) ее учредители становятся членами ассоциации (союза). Порядок приема в ассоциацию (союз) новых участников определяется п. 3 ст. 123 ГК РФ, согласно которому новый участник может войти в ассоциацию (союз) с согласия ее членов. В силу п. 3 ст. 121 ГК РФ члены ассоциации (союза) сохраняют права юридического лица. Кроме того, членство в ассоциации (союзе) не лишает юридическое лицо самостоятельности. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами (консультационными, маркетинговыми, информационными и т.д.). Правом на безвозмездное обслуживание наделены все члены ассоциации (союза). Ассоциации (союзы) обладают специальной правоспособностью, которая существенно ограничена, поскольку они лишены права непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность. Одним из источников формирования имущества ассоциации (союза) могут быть имущественные взносы ее учредителей (членов), обязанность внесения которых, хотя прямо не установлена, однако следует из смысла п. 2 ст. 123 ГК РФ. Имущество ассоциации (союза) принадлежит ей на праве собственности. Учредители (члены) не имеют имущественных прав в отношении ассоциации (союза). Полученная ассоциацией (союзом) прибыль не распределяется между членами Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Однако на членов возлагается ограниченная субсидиарная ответственность по обязательствам ассоциации (союза). Размер и порядок такой ответственности определяются учредительными документами ассоциации (союза).

Информация о работе Виды юридических лиц