Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:02, курсовая работа
Целью курсовой работы: является изучение теоретико-правовых и организационных основ взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны Государственной границы.
Задачи курсовой работы:
- изучение и определение правовой сущности взаимодействия взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в системе безопасности в приграничных пространствах;
- провести анализ сущности и системы правового и организационного обеспечения взаимодействия и на этой основе разработать структуру правового и организационного механизма организации, поддержания и восстановления взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны Государственной границы (применительно к звену пограничный отряд, отдельный контрольно-пропускной пункт – городской, районный орган внутренних дел) и дать развёрнутую характеристику организационных и правовых элементов.
2. Взаимодействия пограничных органов и пограничных войск ФСБ РФ с органами внутренних дел на современном этапе
Современное состояние системы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны Государственной границы и её правовых основ нельзя признать удовлетворительным. Существующая практика взаимодействия со всей очевидностью свидетельствует о значительном количестве нерешённых вопросов. Зачастую при решении задач в рассматриваемой сфере общественных отношений преобладает узко отраслевой подход, преувеличение односторонней роли каждого из субъектов взаимодействия, имеют место многочисленные барьеры нормативно-правового, организационно-структурного и психологического характера. Ряд положений ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации и поддержания взаимодействия, не отвечают современным реалиям (изменились геополитическая обстановка, экономическая ситуация в стране и мире, возможности и тактика действий нарушителей Государственной границы и т.д.), страдают неконкретностью и декларативностью. Кроме того, даже несовершенные правовые акты соблюдаются далеко не всегда (часто о взаимодействии должностные лица различных уровней вспоминают в крайних случаях, при обострении обстановки).
Головным (координационным) федеральным органом исполнительной власти в данной сфере в настоящее время является Федеральная служба безопасности Российской Федерации, в состав которой включены пограничные органы и пограничные войска.
Особое место в указанной
системе занимает взаимодействие пограничных
органов и пограничных войск
с органами внутренних дел. Это
обусловлено рядом
- рассматриваемые органы являются составной частью государственных структур, предназначенных для обеспечения национальной безопасности, содействуют реализации основных функций правового государства, укреплению законности и правопорядка в стране, осуществляют воспитательную деятельность;
- обеспечивают правопорядок в приграничных районах;
- участвуют в осуществлении контроля за пересечением границы, проживанием иностранных граждан на территории Российской Федерации и др.
Взаимодействие пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел носит объективный характер:
- основой для тесного взаимодействия является общность их целей как межведомственных подсистем, входящих в единую систему - систему государственной безопасности Российской Федерации. Каждая из этих подсистем реализует целый ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных задач в соответствии со своей компетенцией;
- пограничные органы и пограничные войска и органы внутренних дел отдельно не обладают необходимым комплексом сил и средств для самостоятельного решения значительного числа задач в сфере охраны Государственной границы, охраны общественного порядка. Так, органы внутренних дел не имеют войсковых формирований в своем подчинении, не располагают силами и средствами для прочесывания местности с целью обнаружения и задержания преступников, в свою очередь, органы внутренних дел имеют большую возможность в вопросах контроля пограничного режима;
- совместная деятельность поможет избежать дублирования и пробелов в выполнении своих функций пограничными органами и пограничными войсками и органами внутренних дел, направить деятельность на более эффективное использование сил и средств каждого из этих субъектов взаимодействия.
Взаимодействие пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел проявляется не только в виде совместных действий, при которых взаимодействующие субъекты выступают при осуществлении охраны Государственной границы по отношению к друг к другу вполне самостоятельно и обособленно. Пограничные органы и пограничные войска и органы внутренних дел различны, они призваны законом осуществлять взаимные действия по обеспечению надежной охраны Государственной границы. Действующее законодательство возлагает на пограничные органы и пограничные войска, органы внутренних дел равнозначные, однородные задачи. В частности, п.3 ст.34 Федерального закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» полномочие по административному выдворению иностранных граждан за пределы России (с информированием об этом Министерства иностранных дел РФ) предоставлено как органам внутренних дел, так и пограничным органам; как пограничные органы и пограничные войска, так и органы внутренних дел привлекают население к охране Государственной границы и общественного порядка соответственно в составе добровольных народных дружин и т.д. При этом они, как субъекты взаимодействия, не находятся по отношению друг к другу в рамках подчиненности, хотя головным (координационным) федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны Государственной границы, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации, составной частью которой является в настоящее время пограничные органы и пограничные войска. Взаимодействие пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел всегда носит специальный, целевой характер.
Основными направлениями, по
которым целесообразно улучшать
скоординированные усилия между
пограничными органами и пограничными
войсками и органами внутренних дел,
в том числе в плане
- повседневную охрану Государственной границы;
- осуществление превентивной деятельности;
- подготовку и реализацию специальных программ рассчитанных на укрепление связей пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел.
В большом массиве правовых
основ взаимодействия при осуществлении
охраны Государственной границы
можно выделить следующие группы
– нормы национального права
и международно-правовые нормы. Группу
норм национального права
1. Федеральное законодательство:
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы и федеральные законы;
- нормативные указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- межведомственные правовые акты;
- ведомственные правовые акты (нормативные правовые акты Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также их территориальных органов – начальников региональных пограничных управлений ФСБ России, министерств внутренних дел республик, главных управлений (управлений) внутренних дел иных субъектов РФ);
2. Региональное законодательство (конституции, уставы, законы и иные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ);
3. Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий в интересах решения задач охраны Государственной границы.
Наряду с обширной системой нормативных правовых актов самостоятельными видами источников правового регулирования следует признать юридический прецедент и договор.
При этом к рассматриваемой группе общественных отношений относятся не все перечисленные источники правового регулирования, а лишь:
- нормативные акты, регламентирующие деятельность пограничных органов и пограничных войск при охране Государственной границы;
- нормативные акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел при осуществлении охраны Государственной границы;
- нормативные акты, регламентирующие совместную деятельность пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел при осуществлении охраны Государственной границы.
Базовым законом, регламентирующим
организацию и поддержание
Федеральный закон «О федеральной
службе безопасности» в качестве
одного из направлений деятельности
органов федеральной службы безопасности
(к которым относятся и
Основную совокупность предусмотренных законодательством обязанностей можно сгруппировать в соответствии с функциональными задачами пограничных органов и пограничных войск и по различным областям деятельности государства:
- в области защиты суверенитета Российской Федерации, обороны страны, обеспечения иных жизненно важных интересов личности, общества и государства непосредственно на границе;
- в области обеспечения безопасности Российской Федерации;
- в области защиты экономических интересов государства непосредственно на границе.
Таким образом, сущность взаимодействия
пограничных органов и
2.1 Административные и уголовно - процессуальные полномочия
Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 25.07.98. «О борьбе с терроризмом» (в ред. Федерального закона от 30.06.2003.)3 относит пограничные органы и пограничные войска к субъектам, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы, а также незаконного перемещения через Государственную границу оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участия в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций.
Федеральное законодательство определяет также задачи и полномочия органов внутренних дел в сфере охраны Государственной границы. Так, Закон «О Государственной границе…» и Федеральный закон от 31.05.96. «Об обороне»1 закрепляют за Министерством внутренних дел следующие функции:
- оказание содействия пограничным органам и пограничным войскам в проведении мероприятий по охране Государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;
- информирование пограничных органов и пограничных войск о состоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении Государственной границы;
- обеспечение участия органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
- обеспечение общественного порядка при проведении на Государственной границе и в приграничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;
- обеспечение правопорядка в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;
- участие в правовом воспитании населения в приграничных районах Российской Федерации, профилактике совместно с пограничными органами и пограничными войсками правонарушений на Государственной границе и в пунктах пропуска через нее.
Взаимодействие пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны Государственной границы осуществляется также на основе ведомственных и межведомственных (надведомственных) нормативно-правовых актов.
Современное состояние взаимодействия
целесообразно рассмотреть
При повседневной охране Государственной границы взаимодействие заключается:
-в постоянном и скоординированном выполнении пограничными органами и пограничными войсками и органами внутренних дел служебно-боевых, оперативно-розыскных и других задач, определенных федеральными законами и ведомственными нормативными актами; во взаимном обмене информацией; поддержании высокой готовности необходимых сил и средств; в поддержании устойчивой связи между взаимодействующими сторонами.