Теоретико-правовых и организационных основ взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы: является изучение теоретико-правовых и организационных основ взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны Государственной границы.
Задачи курсовой работы:
- изучение и определение правовой сущности взаимодействия взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в системе безопасности в приграничных пространствах;
- провести анализ сущности и системы правового и организационного обеспечения взаимодействия и на этой основе разработать структуру правового и организационного механизма организации, поддержания и восстановления взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охраны Государственной границы (применительно к звену пограничный отряд, отдельный контрольно-пропускной пункт – городской, районный орган внутренних дел) и дать развёрнутую характеристику организационных и правовых элементов.

Файлы: 1 файл

Курсовая АПrd.docx

— 46.26 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимодействия  пограничных органов и пограничных войск ФСБ РФ с    органами  внутренних дел  на современном этапе

 

Современное состояние  системы взаимодействия пограничных  органов и пограничных войск  с органами внутренних дел в сфере  охраны Государственной границы и её правовых основ нельзя признать удовлетворительным. Существующая практика взаимодействия со всей очевидностью свидетельствует о значительном количестве нерешённых вопросов. Зачастую при решении задач в рассматриваемой сфере общественных отношений преобладает узко отраслевой подход, преувеличение односторонней  роли каждого из субъектов взаимодействия, имеют место многочисленные барьеры нормативно-правового, организационно-структурного и психологического характера. Ряд положений ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации и поддержания взаимодействия, не отвечают современным реалиям (изменились геополитическая обстановка, экономическая ситуация в стране и мире, возможности и тактика действий нарушителей Государственной границы и т.д.), страдают неконкретностью и декларативностью. Кроме того, даже несовершенные правовые акты соблюдаются далеко не всегда (часто о взаимодействии должностные лица различных уровней вспоминают  в крайних случаях, при обострении обстановки).

Головным  (координационным) федеральным органом  исполнительной власти  в данной сфере в настоящее  время является Федеральная  служба безопасности Российской Федерации, в  состав которой включены пограничные  органы и пограничные войска. 

Особое место в указанной  системе занимает взаимодействие пограничных  органов и пограничных войск  с органами внутренних дел.  Это  обусловлено рядом политических, экономических, военных, правовых и  других факторов, в частности:

- рассматриваемые органы являются  составной частью государственных структур, предназначенных для обеспечения национальной безопасности, содействуют реализации основных функций правового государства, укреплению  законности и правопорядка в стране, осуществляют воспитательную  деятельность;

- обеспечивают   правопорядок  в приграничных районах;

- участвуют в осуществлении  контроля  за пересечением границы, проживанием  иностранных граждан на территории Российской Федерации и др.

Взаимодействие пограничных  органов и пограничных войск  с органами внутренних дел носит  объективный характер:

- основой для тесного взаимодействия является общность их целей как межведомственных подсистем, входящих  в  единую систему - систему государственной безопасности Российской Федерации. Каждая из этих  подсистем реализует целый ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных задач в  соответствии  со  своей компетенцией;

- пограничные органы и пограничные войска и органы внутренних дел отдельно не обладают  необходимым  комплексом сил и средств для самостоятельного решения значительного числа задач в сфере  охраны Государственной границы,  охраны общественного порядка. Так, органы внутренних дел не имеют    войсковых формирований в своем подчинении, не располагают  силами и средствами для прочесывания местности с целью  обнаружения и задержания преступников, в свою очередь,  органы внутренних дел имеют большую  возможность в вопросах контроля пограничного режима;

- совместная деятельность поможет избежать дублирования и пробелов в выполнении своих функций  пограничными органами и пограничными войсками  и органами внутренних дел, направить деятельность на более эффективное использование сил и средств каждого из этих субъектов взаимодействия.

Взаимодействие пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел  проявляется не только в виде совместных действий, при которых взаимодействующие субъекты выступают при осуществлении  охраны Государственной границы   по отношению к друг к другу вполне самостоятельно и обособленно. Пограничные органы и пограничные войска  и органы внутренних дел различны, они призваны законом осуществлять взаимные действия по обеспечению надежной охраны  Государственной границы. Действующее законодательство возлагает на пограничные органы и пограничные войска, органы внутренних дел  равнозначные, однородные задачи. В частности, п.3 ст.34 Федерального закона   от   25.07.2002   «О   правовом  положении иностранных граждан в Российской Федерации» полномочие по административному выдворению иностранных граждан за пределы России (с информированием об этом Министерства иностранных дел РФ) предоставлено как органам внутренних дел, так и пограничным органам; как пограничные органы и пограничные войска, так и органы внутренних дел привлекают население к охране Государственной границы и общественного порядка соответственно в составе добровольных народных дружин и т.д. При этом они, как субъекты  взаимодействия, не находятся по отношению  друг к другу  в рамках  подчиненности, хотя головным (координационным) федеральным  органом исполнительной власти в сфере охраны  Государственной границы, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации, составной частью которой является в настоящее время пограничные органы и пограничные войска. Взаимодействие  пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел всегда носит  специальный, целевой характер.

Основными направлениями, по которым целесообразно  улучшать скоординированные усилия  между  пограничными органами и пограничными войсками и органами внутренних дел, в том числе в плане нормативно-правового  обеспечения совместной деятельности можно определить:

- повседневную  охрану Государственной границы;

- осуществление превентивной деятельности;

- подготовку и реализацию специальных программ рассчитанных на укрепление связей пограничных органов и  пограничных войск с органами внутренних дел.

В большом массиве правовых основ  взаимодействия при осуществлении   охраны Государственной границы  можно выделить следующие группы – нормы национального права  и международно-правовые нормы. Группу норм национального права составляют:

1. Федеральное законодательство:

- Конституция  Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы и федеральные  законы;

- нормативные указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

- межведомственные правовые акты;

- ведомственные правовые акты (нормативные правовые акты  Федеральной  службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также их территориальных органов – начальников региональных пограничных управлений ФСБ России,  министерств внутренних дел республик, главных управлений (управлений) внутренних дел иных субъектов РФ);

2. Региональное законодательство (конституции, уставы, законы и иные  правовые акты  органов государственной власти субъектов РФ);

3. Акты органов местного самоуправления, принятые  в пределах  их полномочий в интересах решения задач охраны Государственной границы.

Наряду с обширной системой нормативных правовых актов самостоятельными видами источников правового регулирования  следует признать юридический прецедент  и договор.

При этом к рассматриваемой  группе общественных отношений относятся  не все перечисленные источники  правового регулирования, а лишь:

- нормативные акты, регламентирующие деятельность пограничных органов и пограничных войск при  охране  Государственной границы;

- нормативные акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел при осуществлении  охраны Государственной границы;

- нормативные акты, регламентирующие  совместную деятельность пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел при осуществлении  охраны Государственной границы.

Базовым законом, регламентирующим организацию и поддержание взаимодействия пограничных органов и пограничных  войск с органами внутренних дел, является Закон Российской Федерации  «О Государственной границе Российской Федерации»,  который определяют основные составляющие правового статуса  пограничных органов и пограничных  войск и взаимодействующих структур в сфере охраны Государственной  границы (прежде всего – полномочия соответствующих федеральных органов  исполнительной власти).

Федеральный закон «О федеральной  службе безопасности» в качестве одного из направлений деятельности органов федеральной службы безопасности (к которым относятся и пограничные  органы, в подчинении которых, в свою очередь, находятся пограничные  войска – ст.2 Закона) определяет пограничную  деятельность (ст.ст.8, 11-1). Анализ содержания этой деятельности подтверждает вывод  о том, что основные её направления  силами и средствами только пограничных  органов и пограничных войск  реализованы быть не могут.

Основную совокупность предусмотренных  законодательством обязанностей можно  сгруппировать в соответствии с  функциональными  задачами пограничных  органов и пограничных войск  и по различным областям деятельности государства:

- в области защиты суверенитета Российской Федерации, обороны страны, обеспечения иных жизненно важных интересов личности, общества и государства непосредственно на границе;

- в области обеспечения безопасности Российской Федерации;

- в области защиты  экономических  интересов государства непосредственно на границе.

Таким образом, сущность взаимодействия пограничных органов и пограничных  войск с органами внутренних дел  в сфере охраны Государственной  границы заключается в основанном на чёткой правовой регламентации согласовании действий (усилий) взаимодействующих  субъектов на всех уровнях по выполнению задач надёжной  охраны Государственной  границы.

 

2.1 Административные  и уголовно - процессуальные полномочия

Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 25.07.98. «О борьбе с терроризмом» (в ред. Федерального закона от 30.06.2003.)3 относит пограничные органы и пограничные войска к субъектам, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы, а также незаконного перемещения через Государственную границу оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участия в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций.

Федеральное законодательство определяет также задачи и полномочия органов внутренних дел в сфере  охраны Государственной границы. Так, Закон «О Государственной границе…»  и Федеральный закон от 31.05.96. «Об  обороне»1 закрепляют за Министерством внутренних дел следующие функции:

- оказание содействия пограничным органам и пограничным войскам в проведении мероприятий по  охране Государственной границы, борьбе  с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств  правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;

- информирование пограничных органов и пограничных войск о состоянии правопорядка в приграничных  районах Российской Федерации, выявленных противоправных  действиях, преступных группах и лицах, имеющих  противоправные устремления в отношении Государственной границы;

- обеспечение участия органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах  пропуска через Государственную границу;

- обеспечение общественного порядка при проведении на Государственной границе и в приграничных районах Российской Федерации массовых  мероприятий федерального или международного характера;

- обеспечение правопорядка в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;

- участие в правовом  воспитании населения в приграничных районах Российской Федерации, профилактике совместно с пограничными органами и пограничными войсками правонарушений на Государственной границе и в пунктах пропуска через нее.

Взаимодействие пограничных  органов и пограничных войск  с органами внутренних дел в сфере  охраны Государственной границы  осуществляется также на основе ведомственных  и межведомственных (надведомственных) нормативно-правовых актов.

Современное состояние взаимодействия целесообразно рассмотреть через  совместное решение задач пограничных  органов и пограничных войск  и  органов внутренних дел в сфере охраны Государственной границы и в частности.

При повседневной охране Государственной границы  взаимодействие заключается:

-в постоянном и скоординированном выполнении пограничными органами и пограничными войсками и органами внутренних дел служебно-боевых, оперативно-розыскных и других задач, определенных федеральными законами и ведомственными нормативными актами; во взаимном обмене информацией; поддержании высокой готовности необходимых сил и средств; в  поддержании устойчивой связи между взаимодействующими сторонами.

Информация о работе Теоретико-правовых и организационных основ взаимодействия пограничных органов и пограничных войск с органами внутренних дел в сфере охр