Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение конституционных основ правового положения человека и гражданина в Российской Федерации на свободу передвижения и место жительства.
Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
- Определить конституционно-правого статуса гражданина Российской федерации;
- Изучить правой статус человека и гражданина в Российской Федерации, определяющий свободу передвижения и место жительства.
Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовой статус личности 5
1.1. Понятие правового статуса личности 5
1.2. Общие гарантии прав и свободы человека 9
1.3. Конституционное право и свобода гражданина в Российской
Федерации 11
Глава 2. Правовое регулирование личных прав и свободы
гражданина в Российской Федерации 13
2.1.История развития законодательства, регулирующие право
осуществления личной свободы 13
2.2. Понятие личных прав на свободу передвижения 20
2.3. Источник регулирования личных прав на свободу передвижения
и места жительства 25
Заключение 27
Список используемых источников и литературы 29
Конституции Российской Федерации признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Конституционные права и свобода человека определяют смысл содержания и применения нормативно-правовых актов государства. Осуществления прав и свобод человека является ситуация, конституционного установления, которое создает и определяет специальное законодательство в соответствующей области взаимоотношений. При этом определяет значение правового института.
Конституция Российской
Федерации четко реализует
Право на свободу это
возможность совершать для
Важное политическое значение имеют также право участия граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе и право участвовать в отправлении правосудия.
Глава 2. Правовое регулирование личных прав и свободы гражданина в Российской Федерации
2.1 История
развития законодательства, регулирующее
право осуществления личной
Россия это великое государство, которое имеет свое историческое развитие. В историческом развитии государства существует множество различных этапов. Все эти этапы взаимосвязанные и они дополняют друг друга. Одним из исторически значимых этапов развития государства является процесс становления и реформирования, личных прав человека.
Личные права и свобода человека - это следствие исторических причин, которые возникли из-за потребности человеческого существа использовать свои возможности.
Впервые понятие личных прав и свободы возникло в восемнадцатом веке. Это произошло во Франции. Источником личных прав и свободы была Французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1783 года. Декларация гарантировала права человека с рождения. Декларация была поддержана рядом западных стран. США поддержала положения Декларации. Американское правительство издало Конституцию, в которой были точно обозначены права человека10.
Личные права и свободы человека в России впервые были указаны в Конституции 1937 года. Данный нормативный документ не полностью определял права человека. И нуждался в доработке. Эта доработка произошла в 1978 году. Когда была принята новая Конституция Российского государства.
Большое количество законов
той эпохи входили в
В 1991 году наша страна испытывала период, который стал вехой в истории развития правового обеспечения личных прав и свободы человека в нашей стране.
22 декабря 1991
правительство Российской
Декларация прав и свобод человека соответствовала международным актам:
- Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г.;
- Европейская
конвенция о защите прав
- Международный
пакт об экономических,
- Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966г.
Приведенная концепция прав человека наиболее четко соответствовала приоритетным направлениям развития, которые устанавливала Россия в начале 90-х годов. 10 июля 1992 года представительство нашей страны осуществило подписание декларации под названием «Надежды и проблемы времени перемен». Правительство России подписанием данной декларации подтвердило обязательства без препятствий осуществлять соблюдение всех прав и свобод человека со стороны государства и осуществлять содействие рассмотрению судебных дел, которые так или иначе касаются нарушения прав человека со стороны государства или со стороны граждан России.
С момента введения данных изменений был изменен раздел 2 Конституции Российской Федерации – Конституции, которая бал принята еще в 1978 году.
Во исполнение
этих обязательств 21 апреля 1992 года были
внесены изменения в
Референдум 12 декабря 1993 года принял Конституцию Российской Федерации, которая действует и сегодня. Именно в ней по логике построения, первая статья провозглашает основы устройства общества, на которые опираются права и свободы человека и гражданина, члена этого общества, провозглашенные уже во второй статье Конституции, а вторая глава Основного закона Российской федерации целиком посвящена этому правовому институту. «Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества»11.
В соответствии со ст.6 ч.2 Конституции РФ гражданин, а не какое-либо иное лицо обладает на территории Российской Федерации всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Иными словами, все основные права граждан России отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения – принадлежностью к гражданству Российской Федерации.
В качестве субъектов права можем рассмотреть лица со следующими статусами:
- граждане РФ
- иностранные граждане
- лица без гражданства.
Закрепленный
Конституцией и действующим
Статус гражданина является правовой гарантией обеспечения политических прав личности. Гражданство определяет доступ к государственной службе, а также условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения. Гражданство порождает взаимные обязательства личности перед обществом и государством.
Гражданство во многом определяет основы правового статуса личности, объем ее прав, свобод и обязанностей и служит основным элементом взаимоотношения личности с государства. В законе Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» сказано, что гражданство – устойчиво-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека12.
Гражданство - это устойчивая правовая связь данного лица со своим государством, основанная на их взаимных правах, обязанностях и ответственности и выражающаяся в распространении на данное лицо суверенной власти и юрисдикции этого государства
Предоставленное положение определяет всю важность принадлежности к гражданству, поэтому только в этом случае возникают права и свободы, защищаемые государством, где бы гражданин ни находился. Кроме всего, очень важным моментом в данном определении является то, что именно признание государством и готовность защищать права и свободы характеризует государство как демократическое, так и правовое.
Заметим, что граждане Российской Федерации если сравнивать с другими лицами, законно находящимися на территории РФ, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Иными словами, «личные права» – каждому, «политические» – гражданам.
Союз политических прав с гражданством не означает, что политические права – вторичны и производны от воли государства. Гражданство, и связанные с ним права и обязанности, возникнув (по рождению или в соответствии с установленным Законом порядком) длятся до тех пор, пока не наступит смерть гражданина или не прекратятся иным законным способом.
Важно заметить, что от того, каким статусом обладает лицо – является ли оно гражданином или нет – зависит объем гарантий, которые Конституция дает по защите прав и свобод – так называемое субъективное право, когда «гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства
Рассматривая наделение субъектов основными правами и свободами, можно сделать вывод, что именно гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, которые предусмотренные Конституцией Российской Федерации13.
Права и свободы любого человека, не являющегося гражданином России признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина или лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязанность соблюдать права и свободы любого человека.
Отсюда, мы можем определить основные права человека и гражданина, как права, закрепленные Конституцией как высшим источником права.
В июне 1993 года Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон Российской федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в котором прописка была заменена на регистрацию по месту жительства и одновременно, было введено понятие регистрации по месту пребывания.
Целью введения регистрационного учёта закон называет «обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами.
Законом было установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Важным отличием вновь введённой системы является привязка регистрации к конкретному жилому помещению, а не к населённому пункту, как это было с пропиской в Положении о паспортной системе СССР 1974 года.
Главы большинства регионов выступают только против закона, который был принят Верховным Советом Российской Федерации. Большинство правительственных органов субъектов Федерации отказались выполнять данный закон и не отменяют правило обязательной прописки, даже после того как свобода выбора места для жительства была подтверждена новой Конституцией, которая была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. Данная ситуация начала меняться после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, которые регламентируют очередность и порядок для регистрации граждан, которые приезжают на постоянное жительство в названном регионе», который признает, что положение ряда перечисленных выше нормативных актов не соответствуют Конституции Российской Федерации.
В 1998 году Конституционным Судом РФ было принято Постановление от 02.02.1998 № 4-П, в котором были признаны не соответствующими Конституции РФ нормы, установленные Правительством РФ, об ограничении срока регистрации по месту пребывания и об основаниях для отказа регистрации по месту пребывания и жительства.
В 2002 году Правительство Российской Федерации убрало из списка документации некоторые документы, которые были раньше необходимы для регистрации по месту жительства, военный билет и отменило норму о том, что все процессы регистрации военнообязанных осуществляется после постановки на воинский учёт.
В 2005 году гражданам Российской Федерации было сделано несколько либеральных режимов регистрации по месту пребывания. Правительство Российской Федерации изменило сроки для регистрации всех необходимых документов.
2.2 Понятие личных прав на свободу передвижения и места жительства
Информация о работе Свобода передвижения и выбора места жительства