Суды общей юрисдикции субъектов Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Система федеральных судов общей юрисдикции соответствует федеративному устройству Российской Федерации, ее административно-территориальному и военно-административному делению. Суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, различаются объемом компетенции. Чтобы проводить разграничение отдельных групп судов с одинаковым объемом компетенции, в теории предложено использовать термин “судебное звено”. Суды, обладающие одинаковым объемом компетенции, занимают одно место в судебной системе или являются судами одного звена судебной системы.

Оглавление

1. Понятие и состав системы судов общей юрисдикции РФ……………………стр. 3
2. Федеральные суды общей юрисдикции РФ……………………………………стр. 4
2.1. Верховный Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия………….стр. 4
2.2. Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов…стр. 10
2.3. Областные суды………………………………………………………………..стр. 12
2.4. Районные суды…………………………………………………………………стр. 13
2.5. Военные суды…………………………………………………………………..стр. 14
3. Суды общей юрисдикции субъектов Федерации………………………………стр. 16
3.1. Мировые суды………………………………………………………………….стр. 16
4. Вывод…………………………………………………………...…………………стр. 18

Файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Все члены Верховного Суда РФ, как носители судебной власти, независимы в своей судебной деятельности, подчиняются только закону и обладают неприкосновенностью. Председателю Верховного Суда РФ предоставляется государственная охрана.

Основная организационная  работа в Верховном Суде РФ возлагается  на Председателя и его заместителей.

Председатель  Верховного Суда РФ является, прежде всего, судьей. Он вправе председательствовать в судебном разбирательстве по уголовным и гражданским делам, вносить протесты в порядке надзора и приостанавливать исполнение опротестованных решений.

В организационные  полномочия Председателя Верховного Суда РФ входит:

 а) организация  работы по изучению и обобщению  судебной практики, анализу судебной  статистики;

б) созыв Пленумов Верховного Суда и внесение на рассмотрение Президиума вопросов, требующих его  решения;

в) обеспечение своевременной подготовки материалов, подлежащих рассмотрению на Пленуме или Президиуме, председательствование на заседаниях Пленума и Президиума;

г) распределение  обязанности между своими заместителями, организация работу по подбору кадров, установлению международных связей с судебными органами других стран.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ также осуществляют, прежде всего, судебную деятельность: участвуют в рассмотрении дел, вносят протесты в порядке надзора.

2.2. Верховные  суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных  судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей  юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и  в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию  надзора за судебной деятельностью  этого звена судебной системы. В  свою очередь суды субъектов Федерации  подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным Судом РФ.

В компетенцию  судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

К ним относятся: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), ряд преступлений, которые совершены организованной группой или повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 126, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 152, ч. 3 ст. 205, ч. 2 и 3 ст. 206, ч. 3 ст. 263, ч. 3 ст. 267 УК РФ и др.), а также некоторые преступления против правосудия, порядка управления, против мира и безопасности человечества.

К подсудности  судов рассматриваемого звена относятся  также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Одним из полномочий вышестоящих судов, является право  принять к своему производству в  качестве суда первой инстанции любое  уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства  обвиняемого.

Верховный суд  республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

а) Президиума суда;

б) судебной коллегии по гражданским делам;

в) судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум. В состав Президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Функции Президиума:

1. рассмотрение  дел по представлениям и надзорным  жалобам на вступившие в законную  силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом;

2. рассмотрение  уголовных дел по вновь открывшимся  обстоятельствам по представлению  соответствующего прокурора в  тех случаях, когда дело уже  было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора;

3. рассмотрение  гражданских дел по вновь открывшимся  обстоятельствам, когда дело уже  рассматривалось в президиуме  данного суда и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе стороны.

Заседания Президиума считаются правомочными при участии  в нем более половины членов президиума. Постановления принимаются простым  большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании.

Являясь по отношению  к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной  и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному представлению прокурора, а также по частным жалобам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

Судебная  коллегия по гражданским  делам и судебная коллегия по уголовным делам рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела. В качестве суда кассационной инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу.

2.3. Областной  суд общей юрисдикции РФ

Областной и  другой равный ему суд состоит из судей и присяжных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою очередь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. Организация работы в областном и другом равном ему суде возложена на президиум и председателя суда.

Президиум областного и другого равного ему суда является надзорной инстанцией и  рассматривает дела в составе  не менее трех его членов (председателя суда, его заместителей, председателей  судебных коллегий и судей).

Функции Президиума:

1. проверка решений  и приговоров районных, городских  судов, вступившие в законную  силу, а также решения судебных  коллегий, действовавших в качестве  суда кассационной инстанции.

2. организация  работы областного и другого  равного ему суда.

Заседания Президиума проводятся не реже двух раз в месяц, они правомочны при наличии большинства членов президиума. Постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума.

Председатель  областного и другого равного  ему суда осуществляет основную работу по руководству структурных подразделений суда, а также аппарата суда.

Все судьи областных  и равных им судов назначаются  на должность указами Президента РФ без ограничения срока полномочий. Состав Президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

2.4. Районные  суды общей юрисдикции РФ

Районный суд  образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд.

Судьей районного  суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей (ст. 4 Закона о статусе судей).

В зависимости  от объема работы и численности населения  в составе суда работает один или  несколько судей. Таким образом, различаются односоставные суды (их более двухсот) и многосоставные районные суды.

В многосоставных судах один из судей является председателем суда, у которого могут быть заместители. Председатели и заместители председателя районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

В односоставном  суде судья одновременно является председателем суда.

Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции.

Районным судам  подсудны:

1. гражданские  дела трех основных категорий:  дела, связанные со спорами, возникающими  из гражданских, семейных, трудовых  и земельных отношений; дела, возникающие из административно - правовых отношений, дела особого производства;

2. все уголовные  дела, кроме дел, подсудных вышестоящим  судам и военным судам, то  есть за исключением дел о  наиболее тяжких преступлениях  и преступлениях, совершаемых  военнослужащими.

Осуществляя правосудие в качестве суда первой инстанции, районный суд рассматривает дела единолично.

Районные суды также наделены статусом суда второй инстанции.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе  РФ районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. В этой связи, функциями районного суда являются:

1. рассмотрение  апелляционных жалоб и представлений  на не вступившие в законную силу решения мировых судей;

2. разрешение  процессуальных вопросов, связанных  с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания  по болезни, условно - досрочное  освобождение и др.), а также  возобновление дел по вновь  открывшимся обстоятельствам;

3. осуществление  судебного контроля за соблюдением  закона органами, осуществляющими  расследование преступления. Прежде  всего, это касается контроля  суда за законностью домашнего  ареста, заключения под стражу  и содержания под стражей. Осуществление контроля за органами дознания при проведении ими оперативно - розыскных мероприятий.

Таким образом, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим  более 90% уголовных и гражданских  дел.

2.5. Военные суды  общей юрисдикции РФ

Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации  в качестве подсистемы судов общей  юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в  Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск (второе звено); военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

1. нарушенных  и (или) оспариваемых прав, свобод  и охраняемых законом интересов  человека и гражданина, юридических  лиц и их объединений;

2. нарушенных  и оспариваемых прав и охраняемых  законом интересов местного самоуправления;

3. нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К подсудности  военных судов относятся:

1.  гражданские  и административные дела о  защите нарушенных и (или) оспариваемых  прав, свобод и охраняемых законом  интересов военнослужащих Вооруженных  Сил РФ, других войск, воинских  формирований и органов, граждан,  проходящих военные сборы, от  действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2. дела о преступлениях,  в совершении которых обвиняются  военнослужащие, граждане, проходящие  военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;

3. дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Информация о работе Суды общей юрисдикции субъектов Федерации