Субъекты гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

В данном реферате рассмотрены наиболее важные аспекты гражданско-правового положения различных субъектов гражданских правоотношений; особенности, отличающие статус физических лиц от статуса юридических лиц, равно как и их всех от государства и его субъектов в системе гражданского права.

Файлы: 1 файл

Г.П.1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

 По общему правилу  опекун (попечитель) не получает  какого-либо вознаграждения за  исполнение своих обязанностей. Однако закон в ряде случаев предусматривает возможность его уплаты, что вытекает, например, из ст.38, 41, 432 ГК. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.

Закон возлагает на опекунов и попечителей несовершеннолетних граждан обязанность воспитывать  подопечных, заботиться о их физическом развитии и обучении, готовить к  труду, всемерно защищать их права и  интересы.

Опекуны над гражданами, признанными недееспособными, должны обеспечивать постоянное медицинское наблюдение подопечного, чтобы в случаи выздоровления возбудить ходатайство в суде о признании его дееспособным.

Попечители не несут  обязанности по содержанию, уходу, воспитанию, лечению и т.п. лиц, ограниченно дееспособных (ст. 30 ГК). С другой стороны, п. 5 ст.36 ГК обязывает их ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным в случае, если он перестал злоупотреблять спиртными напитками или наркотическими средствами, а также если это злоупотребление не ставит семью в тяжелое материальное положение.

В соответствии со ст. 37 ГК доходы подопечного, в том числе  от управления его имуществом, за исключением  тех, которыми он вправе

распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем  исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Опекун и попечитель связаны рядом условий при  осуществлении расходов в интересах  подопечного (за  счет его доходов).

Необходимо:

чтобы расходы осуществлялись исключительно в интересах подопечного. Однако сами эти расходы нельзя сводить к оплате покупок, содержанию подопечного, уходу за ним и т.д. В интересах подопечного его деньги могут быть размещены в качестве депозитных вкладов в банках под высокие проценты, на них можно приобрести ценные бумаги и т.д.;

иметь предварительное  разрешение органов опеки и попечительства.

не заключать с подопечным сделки в свою пользу.

Важные правила содержатся в ст. 38 ГК. Она устанавливает, что  при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

Таким образом, в ст. 38 ГК мы встречаемся с частным случаем  доверительного управления, возникающим  по основаниям, предусмотренным законом (см ст. 1026 ГК).

Органы опеки и попечительства контролируют правильность управления имуществом подопечного, переданным в доверительное управление, через институт предварительного разрешения на сделки.

Во всех случаях помещения  подопечного в государственные, органов местного самоуправления (а на договорных началах с органами опеки и попечительства – и в частные) воспитательные и медицинские учреждения функции опекуна и попечителя переходят к администрации такого учреждения (ст. 147 СК.) следует обратить внимание на то, что в целях защиты интересов подопечного и учета его мнения ст. 31 ГК допускает теперь возможность сохранения обязанностей опекуна или попечителя даже в отношении лиц, помещенных в соответствующие учреждения.

Опекун (попечитель) вправе просить об освобождении от своих  обязанностей по уважительной причине. Уважительными могут быть признаны любые обстоятельства (например, призыв в армию, поступление на

 учебу, переезд  в другую местность).

В отличие от этого  отстранение опекуна (попечителя) означает акт принудительного прекращения  его функций. Инициатива при этом исходит либо от органа опеки и попечительства, либо от подопечного, либо от третьих лиц (например, родственников подопечного, знакомых, соседей, которые вправе подавать заявления и жалобы в орган опеки и попечительства на действия (бездействие)опекуна и попечителя).

Если основания, в силу которых граждане были признаны недееспособными (ограниченно дееспособными) впоследствии отпали, то по заявлению опекуна, попечителя, органы опеки и попечительства суд  признает их дееспособными, а опека (попечительство) отменяется. Попечительство отменяется и в случае эмансипации несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, по решению органа опеки и попечительства или суда.

Специального решения  об отмене попечительства не требуется  только при достижении 18 лет или вступлении его в брак. по достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а опекун становится попечителем несовершеннолетнего без особого решения. Опека и попечительство прекращаются также в связи со смертью подопечного, в других случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 41 ГК по просьбе совершеннолетнего дееспособного  гражданина, который по состоянию  здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять  обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.

Патронаж может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина.

По существу, патронаж – это разновидность попечительства.

Однако от классического  попечительства он отличается довольно существенно:

а) патронаж устанавливается  над дееспособными совершеннолетними  гражданами;

б) наряду с решением органа опеки и попечительства о назначении

попечителя необходимым  условием является договор (получения  или доверительного управления),заключенный между подопечным и помощником;

в) подопечный вправе в  любое время потребовать прекращения  патронажа.

 

Безвестное отсутствие гражданина и объявления его умершим

 

В соответствии со ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению  заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем срок для признания безвестного отсутствия исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены такие сведения, а при невозможности установить этот месяц – 1 января следующего года.

Длительное отсутствие гражданина – одного из важнейших  субъектов хозяйственных связей – затрагивает интересы множество других граждан и юридических лиц (например, контрагентов по договорам). Кроме того, могут страдать интересы работодателей, членов семьи, наследников и т.д. во всех этих случаях встает вопрос о безвестном отсутствии гражданина, чтобы не нарушался нормальный ход хозяйственного оборота.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим нужно  соблюсти ряд условий. Первое – отсутствие сведений о месте его пребывания. Второе – чтобы о месте его  пребывания не знали именно в месте  его постоянного жительства. К постоянному месту жительства относится населенный пункт, где он постоянно или преимущественно проживает (где находится место его работы, место службы, место учебы и т.д. – ст. 20 ГК). Нельзя безоговорочно приравнивать место постоянного жительства к месту регистрации: известны многочисленные случаи, когда они не совпадают. Иначе говоря, следует исходить из отсутствия гражданина в том месте, где он проживает и где обязан зарегистрироваться в соответствии с законом «О праве гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». Третье условие – срок, в течении которого о месте нахождения человека нет сведений: не менее года. Четвертое условие – подобное решение может вынести только суд. При этом суд должен исходить из того, что нет возможности обычным путем установить место пребывания гражданина, т.е. путем оповещения, розыска, опроса свидетелей и т.п.

Заявление в суд подается любыми заинтересованными лицами (в  т.ч. и юридическими) по месту жительства заявителя (или по месту нахождения юридического лица).

Как уже отмечалось, должно пройти не менее одного года со дня получения последних сведений о гражданине. Однако ст. 42 ГК не устанавливает максимальный срок отсутствия таких сведений. Таким образом, он может составить и 1,5 года, и 3 года, и т.д. Представляется, что даже истечение 5 летнего срока не является пресекательным   и заинтересованные лица могут ставить вопрос не о признании гражданина умершим, а лишь об объявлении его безвестно отсутствующим.

Статья 43 ГК подробно регламентирует юридические последствия признания  гражданина безвестно отсутствующим.

В частности, его имущество  может быть передано в доверительное  управление. Вопрос о том, нуждается  ли в этом имущество безвестно  отсутствующего гражданина, решает суд. Орган опеки и попечительства лишь определяет лицо, с которым заключается договор о доверительном управлении. Причем он вправе назначить управляющих и в отношении имущества тех лиц, которые еще не признаны безвестно отсутствующими.

Прекращается действие выданной им доверенности (ст. 188 ГК), договор поручительства (ст. 367 ГК), договор поручения (ст. 977 ГК), возникает возможность расторжения брака через органы загса (ст. 19 СК) и др.

С другой стороны, в соответствии со ст. 44 ГК в случаи явки или обнаружения места пребывания гражданина, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим.

Явкой отсутствующего следует  считать его появление в месте  постоянного жительства. В отличие  от явки обнаружением места пребывания считаются любые достоверные данные о том, что лицо находилось в конкретном месте (например, сведения об учебе в другом городе, о том, что человек работает в другом населенном пункте, сведения из места свободы решения о том, что он отбывает там наказание), в т.ч. за рубежом. Если при явке (по общему правилу) заявление об отмене ранее принятого решения о признании гражданина безвестно отсутствующим подает он сам, то при обнаружении места его пребывания – любое заинтересованное лицо (гл. 30 ГПК).

Управление имуществом этого гражданина также отменяется судом, в следствии чего орган опеки и попечительства обязан расторгнуть договор о доверительном управлении.

В отличие от признания  безвестно отсутствующим, гражданин  может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течении 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течении 6 месяцев.

Кроме того, в соответствии со ст. 45 ГК военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим по прошествии 2 лет со дня окончания военных действий.

Как видим, ст. 45 ГК увеличила  по сравнению со ст. 21 ГК РСФСР 1964

срок, необходимый для  того, чтобы ставить вопрос об объявлении гражданина умершим, с 3 лет до 5. это очень важно, т.к. в условиях рыночной экономики, когда имущественные отношения значительно усложнились, когда граждане гораздо чаще и наиболее длительные сроки стали покидать места постоянного жительства, нередко выезжая за границу, сохранение 3-летнего срока отсутствия ставит граждан ( а особенно предпринимателей) в сложное положение, может повлечь значительный вред их имущественным и иным интересам, а также неблагоприятные последствия для других участников гражданско-правовых отношений. Отсутствие сведений о месте пребывания гражданина означает, что не дали результатов предпринятые судом (в ходе подготовки тела к судебному разбирательству)

меры по его обнаружению (опрос свидетелей, запросы соответствующих организаций в местах предполагаемого нахождения гражданина и т.п.).

Сокращение срока отсутствия гражданина до 6 месяцев допускается  лишь в случаях, если он пропал без  вести при обстоятельствах, угрожавших его жизни (участие в боевых действиях, спасательных работах при землетрясениях, пожаре, извержении вулкана, взрыве бомбы и т.п.) либо дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая (железнодорожная, авиационная катастрофы, обвал в рудниках, гибель морского судна и т.п.).

Эти обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими доказательствами (актами, протоколами, справками, свидетельскими показаниями).

Особые правила объявления умершими установлены для военнослужащих, а также иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Они могут быть признаны умершими судом не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий. Это понятие весьма широкое: лицо может пропасть без вести и в тылу войск противника, и в прифронтовой полосе, и на территории, временно оккупированной противником, и в составе партизанского отряда, и во время бомбардировки в глубоком тылу, и т.д.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается дата вступления в законную силу решения  суда. В случаи объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45 ГК). Судебная практика распространяет последнее правило и на случаи пропажи военнослужащих без вести на фронте. В обоих случаях начало срока, исчисляемого со дня предполагаемой смерти гражданина, определяется календарной датой, указанной в решении суда.

Информация о работе Субъекты гражданского права