Субъекты гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

В данном реферате рассмотрены наиболее важные аспекты гражданско-правового положения различных субъектов гражданских правоотношений; особенности, отличающие статус физических лиц от статуса юридических лиц, равно как и их всех от государства и его субъектов в системе гражданского права.

Файлы: 1 файл

Г.П.1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства – абсолютное и не требует чьего-либо разрешения (ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК). Этим регистрационный режим отличается от режима прописки который предполагает наличие соответствующих разрешений полномочных органов). С другой стороны, закон четко оговорил случаи, когда упомянутое право граждан может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городах; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Местом жительства лиц  до 14 лет либо граждан, находящихся  под опекой, признается место жительства их законных представителей. В связи  с этим правом свободы передвижения, выбора места пребывания и места

жительства они не наделены.

 

Предпринимательская деятельность граждан

 

Одним из важнейших прав гражданина в условиях перехода нашей  страны к рыночной экономике является право осуществлять предпринимательскую  деятельность (ст. 23 ГК).

Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица могут заниматься (по общему правилу) граждане, достигшие 18 лет. О предпринимательстве с 16 лет говорится также в ст. 27 ГК («Эмансипация»). Иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за границей. Вправе быть предпринимателями в Российской Федерации в соответствии в Федеральным законом  «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, должны руководствоваться ГК, иными законами, регулирующими предпринимательскую деятельность граждан Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»4.

В настоящее время  государственная регистрация граждан-предпринимателей осуществляется в соответствии с положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация  гражданина в качестве индивидуального  предпринимателя утрачивает силу с  момента вступления в силу судом  решения о признании его несостоятельным (банкротом) либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннуляции его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.

Следует иметь в виду, что отказ в регистрации предпринимателя допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Как предприниматель  гражданин, в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК, во многом руководствуется законодательством, регулирующим деятельность коммерческих организаций.

Однако ряд его норм неприменим. Это относится к порядку регистрации  коммерческих организаций (ст. 51 ГК), их реорганизации и ликвидации (ст.57, 61 ГК) и т.д. иногда само существо правоотношения с участием гражданина-предпринимателя исключает возможность применения норм, регулирующих деятельность коммерческих организаций (например, о

признании гражданина-предпринимателя безвестно отсутствующим).

В отличие от Закона РСФСР  от 22.11.90 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», установившего, что крестьянское (фермерское) хозяйство является юридическим  лицом, ст.23 ГК исходит из того, что  такие хозяйства функционируют без образования юридического лица. Что касается хозяйств, созданных до официального опубликования части первой ГК, то они подлежат перерегистрации. Регистрация осуществляется местной администрацией в районах (городах) после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора об аренде земельного участка. Предпринимателем признается право хозяйства, прошедшего государственную регистрацию.

Возможны случаи, когда гражданин фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, хотя и с нарушением требований  ст.23

ГК.

Когда такой гражданин  уклоняется от выполнения обязательств, вытекающих из сделок с третьими лицами, и т.д., заявляя, что он не прошел регистрацию, суд в праве применять к  сделкам с его участием правила  ГК регулирующие предпринимательскую деятельность. Следует также учесть, что за осуществление такой деятельности без регистрации либо без лицензии (если наличие лицензии обязательно по закону) гражданин может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

В свою очередь, Федеральный закон от 08.08.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» предусматривает меры государственной и общественной защиты законных прав и интересов индивидуальных предпринимателей (в т.ч. и при проведении мероприятий в области контроля и надзора за их деятельностью).

В соответствии со ст.24 ГК гражданин (в т.ч. и осуществляющий предпринимательскую деятельность) отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением вещей, на которые в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Более того, в соответствии со ст. 25 ГК индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с его предпринимательской деятельностью, может быть признан не состоятельным (банкротом) по решению суда. С этого момента утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

В с. 25 ГК дается общая  характеристика основания банкротства  индивидуального предпринимателя  – если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Гражданин считается  неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей (например, налогов), если это имело место в течении 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма

его обязательств превышает  стоимость принадлежащего ему имущества.

В ст. 25 ГК установлена  также очередность удовлетворения требований. Например, в первую очередь  удовлетворяются требования граждан из причинения вреда жизни и здоровью5.

Нужно учитывать и  судебную практику по вопросу о банкротстве  индивидуальных предпринимателей: в  случае признания индивидуального  предпринимателя банкротом требования всех кредиторов этого лица удовлетворяется за счет его имущества, в очередности, установленной в п. 3 ст. 25; неудовлетворенные требования личного характера сохраняют свою силу независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедуры банкротства (п. 4 ст. 25); требования, не связанные с предпринимательской деятельностью индивидуального предпринимателя, предъявленные и учтенные в ходе процедуры банкротства, считаются погашенными, независимо от того, были ли они фактически удовлетворены;

по завершении процедуры  банкротства индивидуального предпринимателя все споры с его участием подведомственны суду общей юрисдикции; по делам о банкротстве индивидуальных предпринимателей (в т.ч. глав крестьянских и фермерских хозяйств) процедура наблюдения не вводится.

 

Опека и попечительство

 

Цель опеки и попечительства (ст. 31 ГК) – защита прав и интересов  лиц с ограниченной дееспособностью  или полностью недееспособных. Такая  защита осуществляется как перед  любыми третьими лицами, так и перед  государством, его органами, органами местного самоуправления, иными участниками гражданско-правовых отношений. Кроме этого, целью опеки и попечительства над несовершеннолетними является их воспитание, в т.ч. обеспечение возможности получить образование. Виды опеки и попечительства обусловлены категориями подопечных: несовершеннолетние, а также недееспособные или не полностью дееспособные граждане (ст. 29-30 ГК). Этот же принцип определяет как основания, так и порядок установления опеки и попечительства (см. ст. 31-35 ГК).

В отличии от ГК РСФСР 1964, в новом ГК гораздо больше внимания уделено регулированию опеки и попечительства, в силу чего неизбежно встает вопрос о конкуренции норм ГК и специального законодательства, в частности норм действующего СК. В связи с этим следует иметь в виду, что в случаях, прямо урегулированных нормами ГК, приоритет отдается им (п. 2 ст. 3 ГК). С другой стороны, если ГК сам отсылает к нормам СК (или других актов этой  отрасли права), то следует ими и руководствоваться. Наконец, при отсутствии норм СК (а равно в других актах этой отрасли права) применяются нормы ГК в порядке аналогии закона (см. ст. 6 ГК)6.

Статья 31 ГК расширяет  основания установления опеки и  попечительства над несовершеннолетними  по сравнению с ранее действующим  законодательством. Теперь и уклонение  родителей от воспитания своих детей (даже при совместном с ними проживании) либо от защиты их прав и интересов, а равно отсутствие усыновителей может повлечь установление опеки и попечительства.

С другой стороны, ст. 31 ГК не предусматривает возможность  установления опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами, которые не признаны судом недееспособными, хотя по состоянию здоровья они не могут самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности. В необходимых случаях над такими лицами может быть установлен патронаж.

В соответствии со ст. 32 ГК опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными  судом недееспособными вследствие  психического расстройства.

Необходимо обратить внимание, что возраст несовершеннолетнего  гражданина, над которым устанавливается опека, теперь снижен до 14 лет (против 15 лет, как предусматривалось ранее).

Опекун, будучи представителем подопечного в силу закона, совершает  от его имени и в его интересах  сделки без доверенности (ст. 182, 185 ГК). С другой стороны, он должен (по требованию третьих лиц - контрагентов) подтверждать свои полномочия какими-либо документами (например, решением о назначении его опекуном). В случае необходимости документы, подтверждающие опекунство, могут быть выданы органами опеки и попечительства (например, справка об опекунстве). Опекуны выступают в защиту прав и интересов подопечного также во всех органах и учреждениях, в т.ч. судебных, без особого полномочия.

В отличие от опекуна  попечителя в соответствии со ст. 33 ГК назначаются для защиты прав и интересов граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Конкретные отличия  попечительства от опекунства сводятся к следующему:

попечители лишь дают (или не дают) согласие на совершение сделок подопечными (если последние  не вправе их совершать самостоятельно), а опекуны сами совершают сделки от имени малолетних (за исключением сделок, упомянутых в п. 2 ст. 28 ГК);

раздельное проживание с несовершеннолетним подопечным может  быть разрешено лишь попечителю, но не опекуну (ст. 36 ГК);

к опекуну могут впоследствии перейти права и обязанности попечителя несовершеннолетнего гражданина (ст. 40 ГК);

содержание обязанностей попечителей несколько иное, чем  у опекунов. В частности, они оказывают  подопечным содействие как в осуществлении  ими своих прав (например, право на труд – гл. 42 ТК, право на занятие предпринимательской деятельностью – ст. 26, 27 ГК), так и в выполнении ими своих обязанностей (например, обязанностей, вытекающих из предпринимательской деятельности, обязанностей по воинскому учету).

Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возлагается на отделы (департаменты, управления и т.д.) народного образования, а в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными (ст. 29, 30 ГК), - на органы здравоохранения (отделы, управления, департаменты и т.п.). Патронаж (ст. 41 ГК) устанавливается органами социальной защиты населения.

Упомянутые органы, в  частности: дают разрешение на распоряжение имуществом подопечного; назначают  опекунов и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей; рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства; передают имущество подопечного в доверительное управление (ст. 38 ГК); ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство; осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского и социального обслуживания, воспитания подопечных; выполняют иные обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 35 ГК опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства подопечного в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления над гражданином опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун (попечитель) может быть назначен по месту его жительства. Если лицу в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение его обязанностей временно возлагается на орган опеки и попечительства.

В ст. 35 ГК указаны также  наиболее важные критерии, которым должны соответствовать опекуны и попечители:

быть не моложе 18 лет (ст. 21 ГК);

проживать (как правило) по месту жительства подопечного;

не быть лишенными  родительских прав;

отвечать определенным нравственным и личным требованиям;

быть безусловно согласными на опекунство (попечительство) данного  гражданина. Согласие дается в письменной форме.

Информация о работе Субъекты гражданского права