Средневековое мусульманское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, и должно, безусловно, исполняться.

Файлы: 1 файл

реферат мусульманское право.docx

— 29.04 Кб (Скачать)

     МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

     МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА 
 
 

     Факультет  Управление.

     Кафедра Гуманитарных и социальных дисциплин 

     Реферат 

     по  дисциплине  История государства и права зарубежных стран.

     Тема: Средневековое мусульманское право. 
 
 

     Выполнил: студент(ка) Абдурахманова М.Х.

     Группа  ЮЗДт 22.1/Б-11

     Проверил: Горохов Дмитрий Юрьевич. 
 

Владивосток 2012

     Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские  юристы под нормой права подразумевают  предписание конкретного исторического  законодателя, то исламские правоведы  под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных  догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно  бесспорно и абсолютно, и должно, безусловно, исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приёмов противоположного результата. Наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации.

     В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений и сложился союз (халифат), освещённый новой религией – исламом. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Основателем халифата и ислама был пророк Мухаммед – «посланник Аллаха на земле». Им был установлен новый общественный порядок, исключавший межплеменную рознь, и все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение её предписаний.

     Воинственные  арабские племена завоевали Месопотамию, Сирию, Египет и другие районы древней  культуры, вставшие на путь феодализма. Под их воздействием процесс формирования феодального общества и государства  у арабов ускорился. Появились рабы. Шейхи (главы племен) и сайды (племенные  старейшины) захватили лучшие земли  оазисов. В их собственность перешло  большое количество скота. Глава  ислама и халифата пророк Мухаммед предоставлял государственную землю  в пользование отдельным лицам  и крестьянским общинам при условии  уплаты ими налогов.

     Разложение  родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджасе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе находились торгово-ремесленные города Мекка, Ясриб, через которые пролегал оживлённый караванный путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Обособившись в привилегированную группу, они, тем не менее, не порывали родственных связей с определёнными племенами и их знатью. В этих районах проживало большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связывавшие соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.

     Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место  у других народов, идеология общественного  движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную  форму.

     Новые идеи нашли ревностных сторонников  среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в  могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

     Первоначально движение носило народный характер, что  отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило и знать в том, что  новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных  и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

     К этому времени (20–30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные  ею военные отряды вели борьбу за объединение  страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации  постепенно приобрела политический характер.

     Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала концентрация в руках  главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть – духовная (имамат) и светская (эмират) – принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной, но в действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.

     Центральными  органами государственного управления являлись следующие ведомства –  диваны:

     1) диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наёмников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;

     2) диван-ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учётом налоговых и иных поступлений в казну;

     3) диван-ал-барид, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т.д. Являясь фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

     Высшие  чины ведомств назначались халифом  и были непосредственно перед  ним ответственны. Среди них первое место принадлежало везиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от реальной власти.

     Первоначально в завоёванных византийских и  иранских провинциях функционировали  оставшиеся почти без изменений  местные административно-финансовые учреждения. Знать, захватив земли и  другую военную добычу, ограничивалась учреждением высшего управления, включавшего военное управление и надзор за сбором различных платежей.

     Территория  Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей. Как правило, управляли ими военные наместники – эмиры, ответственные только перед  халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наёмников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялись местный аппарат, административно-финансовое управление.

     В конце VIII в. наметились новые тенденции  в развитии арабского государства. Местная знать, укрепившись в  завоёванных странах, потеряла заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени  эмиры получили возможность создавать  своё войско, в ряде районов весьма многочисленное, удерживать в свою пользу налоговые платежи.

     Раскол  Халифата на отдельные независимые  государства стал вопросом времени.

     Во  второй половине VIII в. отпал Кордовский эмират в Испании. Затем наступила  очередь Туниса и Марокко. В середине IX в. отделился Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии  и Аравии.

     Смерть  Мухаммеда поставила вопрос о  его преемниках, на посту верховного главы мусульман. К этому времени  его ближайшие родственники и  сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из её среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»).

     Под их руководством в VII–VIII вв. были завоёваны  огромные территории, включая Ближний  и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним  из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная  перенаселённость Аравии. Коренные жители завоёванных земель почти не оказывали  сопротивления пришельцам, так как  до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших, и не были заинтересованы в защите старых господ и их порядков.

     Как и всякая религия, ислам содержит ряд положений, привлекательных  для широких масс верующих. Мухаммед проповедовал религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость  соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. В некоторых мекканских сурах Корана осуждаются жадность и нечестность богатых и власть имущих. Кораном запрещено ростовщичество: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост»; «уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню». Одна из обязанностей мусульманина – уплата обязательного налога на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины, для помощи беднякам и малоимущим. Каждому состоятельному мусульманину предписано добровольно подавать милостыню, делать пожертвования в пользу нищих, бедняков, путешествующих, участников войны за веру, для выкупа мусульман, находящихся в неволе.

     Вместе  с тем Коран оправдывал социальное и имущественное неравенство. «Мы, – говорит Аллах устами пророка  Мухаммеда, – разделили среди  них (людей) их пропитание в жизни  ближней и возвысили одних  степенями над другими, чтобы  одни из них брали других в услужение». Коран считал законным рабство. Порицая  ненасытную жадность богачей, Коран  осуждал и завистливость бедняков: «Не засматривайся очами твоими на те блага, какими наделяем мы некоторые семейства». За посягательство на собственность Коран определил жестокое наказание: «Вору и воровке отсекайте руки за то, что сделали они, в назидание от бога».

     В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство –  Арабский Халифат. В его состав вошла  и Аравия.

     Дав своей новой родине новую религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой  ступени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развёртывающегося здесь глубокого  социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя  у арабов быстро завершилось.

     Для арабского феодализма наряду с главными чертами, общими для феодального  общества любой страны, были характерны важные особенности.

     Степень развития феодализма в отдельных  областях Халифата была неодинаковой. Она находилась в прямой зависимости  от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм  господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились  значительные пережитки родоплеменного строя.

     Отправление правосудия было привилегией духовенства. Эмиры и их чиновники, считавшиеся  представителями светской власти, формально  не имели права осуществлять судебные функции. Высшим судьей являлся глава  государства – халиф. Он мог рассмотреть  любое дело и вынести по нему решение. Высшим судом была коллегия виднейших  богословов, которые одновременно являлись и правоведами. От имени халифа они  назначали судей – кади и специальных  уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах. И  те и другие являлись представителями  духовенства.

     Правомочия  кади были весьма обширны. Они рассматривали  судебные дела всех категорий, наблюдали  за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли законность землепользования.

     Судебные  решения и приговоры кади, в  принципе, считались окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф  или лица, им уполномоченные, изменяли решение кади. Первоначально вооруженные силы состояли из отрядов мусульманской общины и ополчений примкнувших к ней племен. Но правящие круги начинают терять уверенность в надежности ополчения. Они ищут опору в отрядах наёмников.

     Одновременно  с возникновением Халифата формировалось  его право – шариат (в пер. с  арабского «шариа» – надлежащий путь). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками явились:

Информация о работе Средневековое мусульманское право