Способы возникновения и прекращения юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Переход российского общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений - всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота.

Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение
Общие положения о юридическом лице…………………………..
Возникновение юридического лица……………………………
Прекращение юридического лица…………………………………

3.1 Прекращение юридического лица путем реорганизации…………….

3.2 Прекращение юридического лица путем ликвидации………………..

3.3 Прекращение юридического лица при банкротстве…………………..

Заключение……………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

гражданское право.docx

— 43.38 Кб (Скачать)

     В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, а во вторую очередь - требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества).

     В четвертую очередь удовлетворяются  требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т. п.). Все остальные  требования относятся к пятой  очереди.

     При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. 4-6 ст. 64 ГК).

     Последний, пятый этап ликвидации начинается после  завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК).

     3.3. Прекращение юридического лица при банкротстве

     Несостоятельность (банкротство) наступает в случаях  невозможности (неспособности) полного  удовлетворения юридическим лицом  всех денежных требований своих кредиторов. В такой ситуации речь должна идти о равномерном и справедливом распределении имеющегося имущества  должника между его кредиторами, которые при этом как бы "конкурируют" друг с другом, в том числе в  рамках определенных групп (очередей). Порядок такого распределения называется конкурсом или конкурсным производством ("конкурсным процессом"). Составляющие его правила являются сутью института  несостоятельности (банкротства).

     В современных правопорядках правила  о несостоятельности применяются  как к юридическим, так и к  физическим лицам, причем не обязательно  осуществляющим предпринимательскую  деятельность. Поэтому институт банкротства  не связан лишь с ликвидацией коммерческих организаций. Действующее законодательство РФ исходит из того, что банкротами не могут быть объявлены юридические  лица, по долгам которых их учредители несут субсидиарную ответственность. Поэтому банкротами в соответствии с п. 1 ст. 65 ГК могут быть признаны только коммерческие организации (за исключением  казенных предприятий), а из числа  некоммерческих - потребительские кооперативы  и фонды.

     Несостоятельность может быть признана в судебном порядке  либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства  возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению  самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях  руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 8 Закона о банкротстве). Таким  образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как  принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению  самого банкрота, принятому совместно  с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 24,181-183 Закона о банкротстве).

     Основную  особенность такой ликвидации составляет обязательное соблюдение конкурсного  порядка распределения имущества  между кредиторами.

     Вместе  с тем институт банкротства не направлен только на прекращение (ликвидацию) юридического лица. Ведь интерес кредиторов неплатежеспособного юридического лица состоит не в его ликвидации, а в возможно более полном удовлетворении своих требований, чему может служить  и продолжение его деятельности (если, конечно, ее результатом станут дополнительные доходы, а не убытки). Следует также иметь в виду, что ликвидация юридического лица в  результате его банкротства крайне неблагоприятно отражается на его наемных  работниках и нередко имеет иные отрицательные социальные последствия (например, при банкротстве градообразующих  предприятий). Поэтому она является крайней мерой, использованию которой  обычно предшествует применение иных, предупредительных мер.

     К их числу относится досудебная санация (оздоровление), под которой понимается оказание должнику финансовой помощи с целью восстановления его платежеспособности и погашения его денежных обязательств (ст. 27 Закона о банкротстве). Она  может осуществляться как учредителями (участниками) или собственником  имущества юридического лица - должника, так и его кредиторами и  иными (третьими) лицами. Ее условием может  стать принятие должником обязательства  по отчуждению своего имущества или  его части в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

     Традиционной  мерой предотвращения ликвидации является мировое соглашение должника с кредиторами (ст. 120 Закона о банкротстве). Оно  принимается по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. Содержание мирового соглашения могут составлять условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении его обязательств третьими лицами; об уменьшении (скидке) долга; о прекращении обязательств путем предоставления взамен отступного, изменения (новации) их содержания или прощения долга либо об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами. Мировое соглашение может быть признано недействительным при наличии предусмотренных законом оснований (ст. 127 Закона о банкротстве), а при неисполнении должником его условий в отношении не менее трети требований кредиторов - расторгнуто по решению арбитражного суда (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве). В последнем случае кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику не в первоначальном объеме, а в объеме, предусмотренном мировым соглашением.

     В ходе разбирательства дела о банкротстве  арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов может  вводиться внешнее управление организацией-должником (если есть основания полагать, что  ее платежеспособность может быть восстанов-лена)(ст. 68 Закона о банкротстве). На период внешнего управления вводится мораторий - отсрочка удовлетворения требований кредиторов, которая распространяется на долги, возникшие до назначения этого управления, в том числе подтвержденные исполнительными документами (ст. 70 Закона о банкротстве).

     Внешнее управление осуществляется назначенным  судом внешним управляющим, который  приобретает права руководителя организации-должника и самостоятельно распоряжается ее имуществом (за исключением  крупных сделок). Деятельность управляющего строится на основе плана проведения внешнего управления, утвержденного  общим собранием кредиторов на срок не более года. План может предусматривать  перепрофилирование или закрытие нерентабельных производств; продажу части имущества  должника, продажу предприятия-должника в целом (как имущественного комплекса), осуществление иных законных способов восстановления платежеспособности должника. При недостижении этой цели арбитражный суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.

     С момента принятия арбитражным судом  заявления о банкротстве предусматривается  введение периода наблюдения, для  осуществления которого судом может  назначаться временный управляющий. С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания  на имущество должника, а любые  имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке (ст. 57, 58 Закона о банкротстве). Цель этих мер очевидна - сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управ тения должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это может ущемить интересы кредт гюв. Для соблюдения этого порядка в государственный реестр ю щических лиц должна вноситься соответствующая запись. Временным управляющим в этот период проводится анализ финансового состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

     Конкурсное  производство открывается с момента  судебного признания должника банкротом (п. 1 ст. 97 Закона о банкротстве). Оно относится к "ликвидационным процедурам", влекущим прекращение деятельности юридического лица-банкрота и осуществляется назначенным судом конкурсный управляющим в срок, как правило, не более года. С этого же момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что уравнивает требования всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет) (п.1 ст. 98 Закона о банкротстве).

     Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят  к конкурсному управляющему (а  полномочия органов управления и  собственника имущества должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляющий  вправе требовать признания недействительными  совершенных должником сделок и  расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника (ст. 101 Закона о банкротстве). В некоторых правопорядках для этого устанавливается специальный срок - "период подозрительности". Затем конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку выявленного имущества должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов (конкурсной массы). В конкурсную массу не включаются находящийся на балансе должника жилищный фонд и отдельные объекты социально-культурной сферы и коммунальной инфраструктуры, а также некоторые другие виды имущества (например, изъятые из оборота) (ст. 103,104 Закона о банкротстве).

     Имущество, составляющее конкурсную массу, продается  управляющим с согласия кредиторов по общему правилу на открытых (публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами  в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном  законом для ликвидации юридических лиц (п. 1-3 ст. 64 ГК; ст. 106-111 Закона о банкротстве). Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждения управляющим при банкротстве, а также требования, возникшие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в том числе текущие коммунальные и эксплуатационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

     Действия  конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра  требований кредиторов (с указанием  размера погашенных требований) и  документов, подтверждающих продажу  имущества и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит  определение о завершении конкурсного  производства, которое является основанием для внесения записи в реестр юридических  лиц о ликвидации юридического лица - должника. С момента внесения такой  записи в указанный реестр (т. е. государственной  регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое  лицо - ликвидированным.

     Банкротство отдельных видов юридических  лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих  организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования  по обязательствам должника (ст. 134 Закона о банкротстве); при банкротстве сельскохозяйственных организаций другие сельскохозяйственные организации могут получать преимущественное право приобретения объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства (п. 3 ст. 139 Закона о банкротстве) и т. д. До введения в действие нового Закона о банкротстве для всех государственных предприятий предусматривался особый порядок продажи принадлежащего им имущества в целях предотвращения признания их банкротами.

     Продажа государственных предприятий-должников (как имущественных комплексов) противоречила  сути института банкротства и  игнорировала права как кредиторов, так и самого предприятия как  юридического лица Вместо расчетов с кредиторами при банкротстве или восстановления платежеспособности своего предприятия публичный собственник проводил его отчуждение, избегая процедуры банкротства.

     Определенные  особенности имеются также при  банкротстве банков и иных кредитных  организаций, страховых и финансовых компаний и некоторых других видов  юридических лиц. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных  органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости  от степени участия первой или  второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования  юридических лиц.

Информация о работе Способы возникновения и прекращения юридического лица