Современное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 04:57, контрольная работа

Краткое описание

Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значении: 1) порядок деятельности (в данном случае – по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом, либо, в редких случаях, — посредством процедуры референдума. Законотворчество — более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку.

Файлы: 1 файл

Законодательство.docx

— 27.05 Кб (Скачать)

Введение 

 

    Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.

 В юридической литературе  имеются различные терминологические  варианты наименования процедуры принятия законов. Конечно, законодательный процесс отражает и является проявлением форм деятельности парламента. Однако сводить деятельность парламента только к этой форме деятельности — явно не достаточно.

 Законодательный процесс,  как и любой юридический процесс,  имеет два значении: 1) порядок  деятельности (в данном случае  – по созданию закона) и 2) сама  эта деятельность. Она осуществляется  законодательным органом, либо, в  редких случаях, — посредством  процедуры референдума. Законотворчество  — более широкое понятие, ибо  охватывает деятельность, подчас  не регулируемую, и не исчерпывается  собственно созданием закона, а  включает оценку его эффективности  и возможную последующую корректировку.

 Наиболее оптимальным  является следующее определение  законодательного процесса —  это упорядоченная деятельность  парламента по принятию федерального  закона, включающая ряд последовательных  стадий (этапов): внесение законопроекта,  рассмотрение законопроекта, принятие  федеральных законов, подписание  и обнародование федеральных  законов.

 

 

 

 

 

 

17. Порядок принятия  федеральных законов

   Конституционный Суд РФ в одном из своих решений внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что понятие «принятый федеральный закон», содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.

В Российской Федерации законодательный  процесс состоит из следующих  основных стадий:

– законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,

– рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной  Думой,

– рассмотрение Советом  Федерации законов, принятых Государственной  Думой,

– рассмотрение законов  в согласительной комиссии при возникновении  разногласий,

– повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,

– повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,

– повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных  Президентом РФ,

– подписание и обнародование  законов Президентом РФ. 

Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.

Право законодательной инициативы принадлежит:

• Президенту России;

• Совету Федерации;

• членам Совета федерации;

• депутатам Государственной  Думы;

• Правительству РФ;

• законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

       Это же право принадлежит следующим органам по вопросам, отнесенным к их ведению:

• Конституционному Суду РФ;

• Верховному Суду РФ;

• Высшему Арбитражному Суду РФ.

        Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Следующие законопроекты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ:

• о введении налогов;

• об отмене налогов;

• об освобождении от уплаты налогов;

• о выпуске государственных  займов;

• об изменении финансовых обязательств государства;

• другие законопроекты, предусматривающие  расходы, покрываемые за счет средств  федерального бюджета.

          Федеральные законы принимаются  Государственной Думой большинством  голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы, если иное  не предусмотрено Конституцией  России. Принятые федеральные законы  в течение пяти дней передаются  на рассмотрение Совету Федерации.  Если за федеральный закон  проголосовало более половины  числа членов Совета Федерации  или если в течение четырнадцати  дней он не был рассмотрен  данной палатой, то он считается  одобренным Советом Федерации.

           Если Совет федерации отклоняет федеральный закон, то палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, то федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

         Совет Федерации рассматривает в обязательном порядке федеральные законы, принятые Государственной Думой, по следующим вопросам:

• федерального бюджета;

• федеральных налогов  и сборов;

• финансового, кредитного, таможенного, валютного регулирования;

• денежной эмиссии;

• ратификации и денонсации международных договоров России;

• статуса и защиты государственной  границы России;

• войны и мира.

        Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания и обнародования. В течение четырнадцати дней Президент России подписывает федеральный закон и обнародует его. Если в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент России отклонит его, то обе палаты парламента рассматривают его в установленном Конституцией России порядке. Если в ходе повторного рассмотрения данный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом России в течение семи дней и обнародованию.

 

Заключение

 

Порядок принятия федеральных  конституционных законов достаточно сложен и многоэтапен. Однако схематичная форма изложения данного процесса позволяет его несколько визуализировать, что придает ему большую ясность. Однако при этом теряется определенный объем информации, которую сложно уложить в простую схему, например, обязательное прохождение законопроекта лингвистической экспертизой и др.

Рассмотрев все этапы принятия федеральных конституционных законов можно сделать вывод о том, что население нашей страны может быть спокойно: федеральные конституционные законы после такой «мясорубки» обязательно должны отвечать всем нормам права и быть действительно полезными обществу.

 

Введение

 

     Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Основной закон Российской Федерации - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.

Развитие земельного законодательства в XX веке привело к появлению нескольких новых правовых конструкций, среди  которых особое место зани-мают «категория земель» и «правовой режим земель». Это связано с тем, что усложнение общественных отношений в сфере использования и охраны зе-мель уже не позволяло регулировать земельные отношения посредством норм и правил общего характера, а заставляло их дифференцировать исходя из соответствующей государственной или общественной необходимости.

Вместе с тем, отечественное  законодательство, регулирующее правовой режим земель поселений, крайне неоднозначно. Множество нормативных актов, подчас противоречащих друг другу, только ухудшают сложившееся положение.

 

 

 

 

31. Общая характеристика земельного законодательства

 

· Так, непосредственно на регулирование земельных отношений  направлены следующие статьи Конституции:

- ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

- ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

- ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

- ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

- ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 36 (ч. 2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах

указанная статья вводит ограничения  хозяйственной свободы пользователей  земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб  окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц.

В то же время ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п. "к"), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. "в").

· Несомненную значимость для регулирования земельных  правоотношений представляют собой  также положения Конституции  РФ:

- о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);

- об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.

Вступивший в силу 30 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст. 3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком  смысле, определив в п. 1 ст. 1, что  земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов  субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс 2001 г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании  земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни  Российской Федерации. Прежний Земельный  кодекс РСФСР 1991 г. давно не отвечал  потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с  Конституцией РФ. Значительная часть  отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие  нормы земельного права законодательные  акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 октября  № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.

Новый Земельный кодекс разграничил  полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.

· Разграничив компетенцию  Российской Федерации и ее субъектов, Земельный кодекс в ст. 9 отнес к ведению Федерации:

- установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

- установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

- государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

- установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

- изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;

- разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;

- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);

- иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.

Упоминаемые в ст. 9 иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации другими федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г., Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате за землю 1991 г., об основах градостроительства в  Российской Федерации 1992 г., о природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах 1995 г., об особо  охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996 г., о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997 г., о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997 г.

· Субъекты Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса  наделены полномочиями:

- по изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;

-  по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

-   по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

Информация о работе Современное законодательство