Системы и формы социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:01, реферат

Краткое описание

В данном реферате ставится цель проанализировать системы и формы социального партнерства.
В связи с этим решаются следующие задачи:
- проанализировать систему социальное партнерство в условиях рыночной экономики;
- охарактеризовать формы социального партнерства в сфере трудовых отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система социального партнерства в условиях рыночной экономики 5
2. Формы социального партнерства в сфере трудовых отношений 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

Системы и формы социального партнернества..docx

— 41.04 Кб (Скачать)

     Организации как трудящихся, так и работодателей, должны пользоваться надлежащей защитой  против любых актов вмешательства  со стороны друг друга или со стороны  их представителей или членов данных организаций. Соответствующая защита распространяется на отношения, опосредующие создание и деятельность организаций  или управление ими. В частности, как недопустимое вмешательство  квалифицируются действия, имеющие  своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под контролем  работодателей или организаций  работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить  такие организации под контроль работодателей или организаций  работодателей.

     Обеспечению равноправия сторон социального  партнерства служат положения ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»,9 которые не допускают ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, лицами, представляющими работодателя, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

     Равноправие сторон социального партнерства  также достигается особой ролью  органов государственной власти, органов местного самоуправления в  отношениях социального партнерства, которые выступают в них в  качестве равноправных партнеров, а  не носителей функций публичной  власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских  взаимоотношений.10

     Принципы  уважения и учета интересов сторон, заинтересованности сторон в участии  в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального  партнерства, материальным продуктом  которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные  с ними отношения. В процессе его  заключения неизбежно происходит согласование воль соответствующих сторон, основанное на взаимном учете их интересов.

     Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства  на демократической основе определяет содержание как законодательной, так  и исполнительно-распорядительной деятельности государства. Государство  не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

     Принцип соблюдения сторонами и их представителями  законов и иных нормативных правовых актов равнозначен общеправовому  принципу законности и обеспечивается установлением юридической ответственности  сторон социального партнерства.

     В силу принципа полномочности представителей сторон соответствующие представители  должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую  силу и для себя самих, и для  представляемых ими лиц. Полномочность  представителей субъектов социального  партнерства может устанавливаться  либо законом, либо посредством наделения  лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых  полномочий на представительство, заключенное  с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом  социального партнерства, поскольку  права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно  у представителя, но не у представляемых им лиц.11

     Содержание  принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие  лица, в том числе и государственные  органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства  вести переговоры по каким-либо определенным вопросам.

     Принцип добровольности принятия сторонами  на себя обязательств вытекает из свободы  сторон в обсуждении вопросов труда  и означает, что никакие лица, в том числе и государственные  органы, не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке. При этом стороны коллективного  договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие  уровень прав и гарантий, установленный  для работников трудовым законодательством.

     В силу принципа реальности обязательств сторонам следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства  определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании  анализа представленной информации, характеризующей экономическое  положение организации, компетенцию  органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений, и  т.п.

     Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие  принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением  юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного  договора, соглашения.12

     Осуществление контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений – один из способов, обеспечивающих развитие отношений  социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений  между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников. Без осуществления  постоянного контроля за выполнением  коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение.13

     Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного  договора, соглашения вытекает из принципа обязательности выполнения этого договора, соглашения и обеспечивает реализацию указанного принципа.

     Перечень  принципов социального партнерства  не исчерпывается принципами, закрепленными  в ст. 24 ТК РФ. Принято выделять еще  принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означающий, что конфликтная ситуация, возникающая  в ходе партнерского взаимодействия, должна разрешаться на основе общих  принципов и процедур, сложившихся  в отношениях социальных партнеров, – самими сторонами социального  партнерства, их представителями.14

     Социальное  партнерство может осуществляться на пяти уровнях: 1) федеральном (РФ в  целом); 2) региональном (субъекта РФ); 3) отраслевом (определенной сферы экономической  деятельности); 4) территориальном (муниципальных  образований); 5) конкретной организации. (Приложение А)

     Взаимодействие  сторон на указанных уровнях создает  целостную систему социального  партнерства, способную обеспечить социальный мир в обществе.

     На  федеральном уровне взаимодействие сторон осуществляется на трехсторонней  основе (деятельность Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение генерального соглашения).

     На  региональном уровне стороны взаимодействуют  также на трехсторонней основе (деятельность Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение регионального  соглашения).

     Взаимоотношения сторон на отраслевом (межотраслевом) уровне носят двусторонний характер и материализуются в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования  труда в конкретной отрасли (отраслях). Социальное партнерство на уровне отрасли (отраслей) может охватывать как  всю территорию РФ, так и территорию субъекта Федерации или муниципального образования.

     На  региональном уровне взаимоотношения  сторон обычно складываются как отношения  трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего отношения  в сфере труда на уровне муниципального образования)15.

     В конкретной организации отношения  сторон носят двусторонний характер (заключение коллективного договора, устанавливающего конкретные обязательства  в сфере труда, действие которых  ограничено рамками соответствующей  организации).

     Формы социального партнерства – это  способы осуществления социального  партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

     Социальное  партнерство осуществляется в формах:

     – коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

     – взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования  трудового законодательства;

     – участия работников, их представителей в управлении организацией;

     – участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

     Основной  и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает  проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров, соглашений.

     Не  менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования  трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений, в  том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального  партнерства, так и вне процедуры  осуществления контроля за выполнением  коллективного договора, соглашений.16 В частности, проведение взаимных консультаций возможно в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

     Изучая  сущность социального партнерства, приходим к выводу, что оно является особым типом социально-трудовых отношений, характеризующих экономические, психологические  и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп  в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование  и плодотворная жизнедеятельность  нашего общества, напрашивается единственно  возможный в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного  создания эффективного социально-защитного  механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение  в жизнь нормативно-законодательных  актов, направленных на повышение занятости  и обеспечение государством социальной поддержки населения ; оказание государственной  помощи в создании и поддержке  таких новых, присущих рыночной экономике  институтов, как биржи труда, рынок  рабочей силы, центры занятости и  повышения квалификации.

     Постсоветская Россия унаследовала систему социальной защиты, которая почти полностью  контролировалась и финансировалась  государством. В новых социально-экономических  условиях эта система стала стремительно утрачивать финансовую устойчивость и  способность удовлетворять базовые  общественные потребности, такие как  потребности в пенсионном обеспечении  в поддержке бедных слоёв населения. Со стороны правительства стали  поступать предложения по уменьшению роли государства в социальной защите, по отмене значительной части социальных выплат. Предлагалось перенести основную ответственность за социальную защиту на само население и ввести рыночные механизмы в эту сферу. В соответствии с таким подходом, роль государства сводится главным образом к адресной социальной поддержке малообеспеченных граждан.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Конвенция № 98 Международной организации труда  «Относительно применения принципов  права на организацию и заключение коллективных договоров» (Принята в  г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной  конференции МОТ) // Конвенции и  рекомендации, принятые Международной  конференцией труда. 1919 – 1956. Т. I. –  Женева: Международное бюро труда, 2009. – С. 1010-1014.
  2. Конституция Российской Федерации. – М.: ПРИОР, 2005. – 96 с.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 12.05.2005). – М.: ПРИОР, 2005. – 456 с.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009. – 176 с.
  5. Федеральный Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2009) // Консультант Плюс: Версия Проф / АО "Консультант Плюс". – М.: Юридическая литература, 2008. – С. 25-32.
  6. Регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 06.05.2008 г. // Консультант Плюс: Версия Проф / АО "Консультант Плюс". – М.: АО "Консультант Плюс", 2009. – С. 19-27.
  7. Азарова Е.Г., Виноградова З.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепция развития российского законодательства. – М.: Право, 2001. – 340 с.
  8. Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. – М.: Медицина, 2009. – 40 с.
  9. Андреев Б. С. Право социального обеспечения в РФ: Учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
  10. Анисимов В., Макеев В. Правовая база социального компромисса // Человек и труд. – 2008. – Вып. 1. – С.84-86.
  11. Астрахан Е. И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. – М.: Право, 2002. – 520 с.
  12. Астров П. И. Юридические предпосылки рабочего права. – М.: Юридическая литература, 2009. – 230 с.
  13. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд. – 2009. – Вып. 9. – С. 68-73.
  14. Вагнер А. Социальный вопрос. – СПб.: Свобода, 2006. – 310 с.
  15. Лушников, М.В. Очерки теории трудового права. Монография. – М.: Юридический центр Пресс, 2009. – 248 с.
  16. Молодцов, М.В., Трудовое право России: Учебник для вузов [Текст] / М.В. Молодцов, С.Ю. Головина. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 264 с.
  17. Нестерова, Э. Социальное партнерство и коллективное трудовое право // Российская юстиция. – 2009. – № 1. – С. 32.
  18. Профсоюзы и государственная власть в условиях общественных перемен конца XX в. – М.: Издательство МГУ, 2006 – 148 с.
  19. Российское трудовое право [Текст] / Под ред. А.Д.Зайкина. – М.: Норма,  2008. – С. 106.
  20. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Мысль», 2006 – 206 с.
  21. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Экономика», 2009 – 236 с.
  22. Сошникова, Т.А. Проблемы развития социального партнерства в Российской Федерации // Законодательство и экономика. – 2008. – № 4. – С. 30-39.
  23. Трудовое право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция": с учетом новой ред. Трудового кодекса РФ / Н. А. Бриллиантова и др.; под ред. О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой; Академия труда и социальных отношений. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – 396 с.

Информация о работе Системы и формы социального партнерства