Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:01, реферат
В данном реферате ставится цель проанализировать системы и формы социального партнерства.
В связи с этим решаются следующие задачи:
- проанализировать систему социальное партнерство в условиях рыночной экономики;
- охарактеризовать формы социального партнерства в сфере трудовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система социального партнерства в условиях рыночной экономики 5
2. Формы социального партнерства в сфере трудовых отношений 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система социального партнерства в условиях рыночной экономики 5
2.
Формы социального партнерства в сфере
трудовых отношений 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного реферата обусловлена тем, что условием устойчивого развития нашей страны, пережившей драматическую трансформацию политико-экономического устройства, является согласие в обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога, цивилизованных переговоров.
По сути, речь идет об изменении мышления людей о том, чтобы рассматривать каждого человека, находящегося в зоне сотрудничества не как пассивный объект благодеятельности со стороны государства и общества, а в качестве стратегического ресурса, потенциала, который нужно достаточно реализовать. Этому призваны способствовать совместные действия органов исполнительной власти регионов, местных объединений работодателей.
Действующим
механизмом предотвращения негативных
явлений в социально-трудовой сфере
является социальное партнерство как
элемент интегрального
Социальное партнерство – это система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.
В данном реферате ставится цель проанализировать системы и формы социального партнерства.
В связи с этим решаются следующие задачи:
- проанализировать систему социальное партнерство в условиях рыночной экономики;
- охарактеризовать формы социального партнерства в сфере трудовых отношений.
Структурно реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе проанализирована система социального партнерства в условиях рыночной экономики. Во второй главе охарактеризованы формы социального партнерства в сфере трудовых отношений.
1. Система социального партнерства в условиях
рыночной экономики
Социальное партнерство в условиях рыночной экономики – это и специфический тип общественных отношений, и цивилизованный метод их регулирования на основе законов, нормативно-правовых актов, коллективных договоров и соглашений. Это идеология цивилизованного общества рыночной экономики, идеология социального мира и социальный институт: система органов и организаций. Это, наконец, и система теоретических и прикладных знаний.
Понятие
социального партнерства как
специфического типа общественных отношений
можно характеризовать как
- предмет — система взаимоотношений по поводу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- субъекты — работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления;
- цель — обеспечение баланса реализации интересов работников и работодателей;
- ареал регулируемых отношений — социально-трудовые и непосредственно связанные с ними экономические и политические отношения, к примеру, вопросы собственности и ее перераспределения, вопросы формирования государственной политики в сфере труда.
Развитие
системы социального
В
индустриально развитых странах
социальное партнерство принимает
различные формы. Так называемая
корпоративистская система
В
России система социального
Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также некие родственные контакты друг с другом3.
Особенностью
социальных групп в странах с
развитой экономикой в настоящее
время является их мобильность, открытость
перехода из одной социальной группы
в другую. Сближение уровня культуры
и образования различных
2. Формы социального партнерства в сфере
трудовых отношений
В России социальное партнерство выступает как определенного рода амортизатор социальной напряженности, открытой конфронтации интересов и институтов в сфере труда. В ходе процедур социального партнерства происходит оформление интересов и прав, реструктурированных социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективных договоров.
Наличие
как противоположных, так и общих
интересов обусловливает, с одной
стороны, конфликтность взаимоотношений
между работниками и
Спецификой
становления отношений
Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)5 – первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства. Ранее действовавшее федеральное законодательство применялось лишь в отношении отдельных проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей (заключение коллективных договоров и соглашений, деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).
Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства».
Органы государственной власти, органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства: 1) когда они выступают в качестве работодателей или их представителей; 2) в других случаях, предусмотренных федеральным законом. В частности, участие Правительства РФ в отношениях социального партнерства предусматривается Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».6
Под
сторонами социального
Стороны
социального партнерства
ТК
РФ не определяет круг лиц, представляющих
в отношениях социального партнерства
органы государственной власти, органы
местного самоуправления. На практике
от имени государства, местного самоуправления
в отношениях социального партнерства
выступают соответствующие
Принципы
социального партнерства – это
основные начала, исходные положения,
которым в своей деятельности
должны следовать стороны социального
партнерства. Принципами социального
партнерства руководствуется и
государство, осуществляя нормативное
регулирование трудовых и непосредственно
связанных с ними отношений. Данный
тезис находит подтверждение
в статье 24 ТК РФ, поскольку закрепленная
в ней совокупность принципов
объединяет в себе и принципы взаимодействия
сторон социального партнерства, и
принципы законодательного регулирования
отношений социального
Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости организаций трудящихся и работодателей.
Конвенция МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров»8 гарантирует трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда.