Системы и формы социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:01, реферат

Краткое описание

В данном реферате ставится цель проанализировать системы и формы социального партнерства.
В связи с этим решаются следующие задачи:
- проанализировать систему социальное партнерство в условиях рыночной экономики;
- охарактеризовать формы социального партнерства в сфере трудовых отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система социального партнерства в условиях рыночной экономики 5
2. Формы социального партнерства в сфере трудовых отношений 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

Системы и формы социального партнернества..docx

— 41.04 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3 

1. Система социального партнерства в условиях рыночной экономики 5

2. Формы социального партнерства в сфере трудовых отношений 8 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы данного реферата обусловлена  тем, что условием устойчивого развития нашей страны, пережившей драматическую трансформацию политико-экономического устройства, является согласие в обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога, цивилизованных переговоров.

     По  сути, речь идет об изменении мышления людей о том, чтобы рассматривать  каждого человека, находящегося в  зоне сотрудничества не как пассивный  объект благодеятельности со стороны  государства и общества, а в  качестве стратегического ресурса, потенциала, который нужно достаточно реализовать. Этому призваны способствовать совместные действия органов исполнительной власти регионов, местных объединений работодателей.

     Действующим механизмом предотвращения негативных явлений в социально-трудовой сфере  является социальное партнерство как  элемент интегрального стратегического  достижения согласия в обществе.

     Социальное партнерство – это система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

     В данном реферате ставится цель проанализировать системы и формы социального партнерства.

     В связи с этим решаются следующие  задачи:

     - проанализировать систему социальное партнерство в условиях рыночной экономики;

     - охарактеризовать формы социального партнерства в сфере трудовых отношений.

     Структурно  реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе проанализирована система социального партнерства в условиях рыночной экономики. Во второй главе охарактеризованы формы социального партнерства в сфере трудовых отношений.

      

      

 

      1. Система социального партнерства в условиях рыночной экономики 

     Социальное  партнерство в условиях рыночной экономики – это и специфический тип общественных отношений, и цивилизованный метод их регулирования на основе законов, нормативно-правовых актов, коллективных договоров и соглашений. Это идеология цивилизованного общества рыночной экономики, идеология социального мира и социальный институт: система органов и организаций. Это, наконец, и система теоретических и прикладных знаний.

     Понятие социального партнерства как  специфического типа общественных отношений  можно характеризовать как вполне определенное и системное. В его  содержании выделяются четыре признака1:

     - предмет — система взаимоотношений по поводу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

     - субъекты — работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления;

     - цель — обеспечение баланса реализации интересов работников и работодателей;

     - ареал регулируемых отношений — социально-трудовые и непосредственно связанные с ними экономические и политические отношения, к примеру, вопросы собственности и ее перераспределения, вопросы формирования государственной политики в сфере труда.

     Развитие  системы социального партнерства  создает возможность достижения относительного баланса интересов  работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет  к социальному консенсусу. Оно  служит действенным инструментом сочетания  экономической эффективности и  социальной справедливости.

     В индустриально развитых странах  социальное партнерство принимает  различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В  Австрии, например, социальное партнерство  реализуется посредством широкой  сети консультативных советов и  комитетов, паритетных комиссий как  на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные  институты социального партнерства  отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

     В России система социального партнерства  в его трипартистском варианте еще  только делает первые шаги. Главное  – не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства2.

     Выделяются  большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего  общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов  как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например, борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

     К средним социальным группам относятся  производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

     К многообразным малым группам  относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличают также некие родственные  контакты друг с другом3.

     Особенностью  социальных групп в странах с  развитой экономикой в настоящее  время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих  социокультурных потребностей и  тем самым создает условия  для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения  и мотивации. В результате можно  констатировать обновление и расширение самого характерного в современном  мире – среднего слоя (среднего класса). 
 

 

2. Формы социального партнерства в сфере трудовых отношений  

     В России социальное партнерство выступает  как определенного рода амортизатор  социальной напряженности, открытой конфронтации интересов и институтов в сфере  труда. В ходе процедур социального  партнерства происходит оформление интересов и прав, реструктурированных  социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективных договоров.

     Наличие как противоположных, так и общих  интересов обусловливает, с одной  стороны, конфликтность взаимоотношений  между работниками и работодателем, с другой, необходимость заключения соглашения о «социальном мире», выработки механизмов, позволяющих  обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя). Такие механизмы  принято именовать «социальный  диалог» или «социальное партнерство» (термин, принятый в РФ).

     Спецификой  становления отношений социального  партнерства на современном этапе  является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования  трудовых отношений. Ослабление вмешательства  государства в трудовые отношения  существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют  определяющее значение.4

     Трудовой  кодекс РФ (ТК РФ)5  – первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства. Ранее действовавшее федеральное законодательство применялось лишь в отношении отдельных проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей (заключение коллективных договоров и соглашений, деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).

     Социальное  партнерство представляет собой  совокупность способов, с помощью  которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных  с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

     Конкретные  способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к  социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства».

     Органы  государственной власти, органы местного самоуправления являются сторонами  социального партнерства: 1) когда  они выступают в качестве работодателей  или их представителей; 2) в других случаях, предусмотренных федеральным  законом. В частности, участие Правительства  РФ в отношениях социального партнерства  предусматривается Федеральным  законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений».6

     Под сторонами социального партнерства  следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе партнерских  взаимоотношений. Такими лицами являются работники и работодатели. Сторонами  социального партнерства могут  быть органы государственной власти, органы местного самоуправления.

     Стороны социального партнерства участвуют  в конкретных отношениях, регулируемых нормами раздела 2 ТК РФ, через своих  представителей, уполномоченных в установленном  порядке.

     ТК  РФ не определяет круг лиц, представляющих в отношениях социального партнерства  органы государственной власти, органы местного самоуправления. На практике от имени государства, местного самоуправления в отношениях социального партнерства  выступают соответствующие органы исполнительной власти. При разрешении разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства между  работниками и работодателями, государство, местное самоуправление представляет особый орган – Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

     Принципы  социального партнерства – это  основные начала, исходные положения, которым в своей деятельности должны следовать стороны социального  партнерства. Принципами социального  партнерства руководствуется и  государство, осуществляя нормативное  регулирование трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений. Данный тезис находит подтверждение  в статье 24 ТК РФ, поскольку закрепленная в ней совокупность принципов  объединяет в себе и принципы взаимодействия сторон социального партнерства, и  принципы законодательного регулирования  отношений социального партнерства7.

     Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости  организаций трудящихся и работодателей.

     Конвенция МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию  и заключение коллективных договоров»8 гарантирует трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда.

Информация о работе Системы и формы социального партнерства