Систематизация нормативных актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Цели работы: исследовать систематизацию нормативных актов в ее общем смысле, а также изучить ее на примерах нормативных актов Российской Федерации.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.

Оглавление

Введение.....................................................................................................3
1.Понятие нормативного правового акта.......................................4
1.1.Цели систематизации нормативно-правовых актов.............4
1.2.Систематизация ненормативных актов.................................6
2.Понятие систематизации, ее виды и цели.................................7
2.1.Кодификация….....................................................................9
2.2.Инкорпорация.....................................................................12
2.2.1 Официальная инкорпорация.......................................13
2.2.2.Неофициальная инкорпорация………………………15
2.3. Консолидация………………………….…………………..16
3.Специфическая разновидность систематизации.....................17
3.1. Электронная система классификации правовых актов.....17
Заключение................................................................................................18
Список литературы...................................................................................19

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 30.01 Кб (Скачать)

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать  правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий  орган.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

 

Официальная инкорпорация

Официальная инкорпорация —  это упорядочение правовых норм путем  издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный  характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них  можно ссылаться в процессе правотворчества  и применения права.

По своей юридической  природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих  нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация  направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя  содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую  систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.

Различают два вида официальной  инкорпорации: хронологическую и  предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в  законную силу. В хронологическом  порядке издаются акты законодательной  и исполнительной власти в специальных  официальных изданиях (например, в  «Собрании актов Президента и  Правительства Российской Федерации», бюллетенях нормативно-правовых актов  ведомственных или местных органов  государственной власти). При хронологической  инкорпорации. Каждый нормативный акт  имеет порядковый номер, указывается  его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих  нормативно-правовых актов по предметному  признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной  деятельности. В систематизированных  сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового  регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне  страны, общественным организациям, уголовной  ответственности и т. д.). Пользуясь  предметной инкорпорацией, государственные  органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права.

 

Неофициальная инкорпорация

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями  или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными  и практиками) без специальных  на то полномочий правотворческих органов.[5]

Она не является формой опубликования  нормативных актов. Практическое значение неофициальной инкорпорации – справочно-информационное. Неофициальная инкорпорация обслуживает  специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий  специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для  военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной  формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться  в процессе правотворчества и  применения права.

 

 

 

Консолидация

Консолидация — это  такая форма систематизации, при  которой происходит объединение  нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той  же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Особенность консолидации в  том, что она содержит в себе некоторые  черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным  нормативно-правовым актом — и  это формально сближает его с  кодификацией; а тот факт, что  он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме  систематизации нормативно-правовых актов  консолидация в большей мере примыкает  к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует  необходимость или возможность  кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного  нормативного материала, сокращения числа  актов и улучшения формы правового  регулирования.

Целью консолидации является устранение множественности нормативных  актов и создание в структуре  законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

 

Специфическая разновидность  систематизации

Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание на одну специфическую разновидность упорядочивания, приведения в определенную систему  нормативно-правовой информации. Это  – введение в строй электронной  системы классификации правовых актов ( «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и т.п.), обеспечивающей правовую информированность  государственных и общественных структур, а также каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц.

Электронная система классификации  правовых актов

Такая классификация, бесспорно, будет содействовать совершенствованию  и процессу систематизации законодательства, ибо системность расположения материала  позволит определить оптимальный состав наиболее важных кодифицированных актов, их соподчиненность и последовательность разработки. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных  преимуществ по сравнению с традиционными  видами учета нормативных актов:

  1. учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку;
  2. оперативность получения требуемой информации и т.д.

Таким образом, существуют различные  виды упорядочивания нормативных актов, каждый из которых выполняет свою собственную роль в этом процессе.

 

Заключение

Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Михаил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не только России, но и Европы), который говорил, что "приведение Законов в один состав" является "одною из первых Государственных нужд". Он же указывал и на значение систематизации для юридической науки: "Ученое законоведение... не может основаться, если законы не будут прежде приведены в правильный состав". На данный момент в законодательстве России наблюдается большое количество разрозненных нормативных правовых актов, не согласованных с актами, принятыми ранее, отчасти противоречащих им или в какой-то части их дублирующих. Бурный процесс законотворчества делает массив действующего законодательства практически необозримым и поэтому плохо пригодным для применения без использования специальных технических средств.

Чтобы сделать законодательство понятным и доступным, необходимо навести  в нем порядок, провести кардинальную расчистку, освободить законодательство от нормативных "завалов". Пересмотр  действующего законодательства по любому конкретному вопросу должен начинаться с тщательного отбора всех нормативных  правовых актов по данной проблеме.

В решении этой задачи важную роль играет систематизация правовой информации.

Она позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить объем  действующего законодательства, успешно  и с наименьшей затратой сил и  средств выявлять несогласованность, противоречия, пробелы правового  регулирования и принимать меры по их устранению.

Список литературы

  1. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ООО «ТК Велби»,2002. – 640 с.
  2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права:Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 512 с.
  3. Систематизация законодательства в Российской Федерации/Под ред. А.С. Пиголкина. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. – 382 с.
  4. Терминология российского законодательства: Справочник юриста / Сост. Р. Б. Сумцова. - М.: Издательство НОРМА, 2003. – 400 с.
  5. Чухвичев, Даниил Викторович. Законодательная техника: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 030500 «Юриспруденция» / Д.В. Чухвичев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 239 с.

 

 

1 Марченко М.Н. Теория государства и права.с 510.

2 Систематизация законодательства в Российской Федерации. С79

3 Систематизация законодательства в Российской Федерации. С 88.

 


Информация о работе Систематизация нормативных актов