Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:28, контрольная работа
Цели работы: исследовать систематизацию нормативных актов в ее общем смысле, а также изучить ее на примерах нормативных актов Российской Федерации.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.
Введение.....................................................................................................3
1.Понятие нормативного правового акта.......................................4
1.1.Цели систематизации нормативно-правовых актов.............4
1.2.Систематизация ненормативных актов.................................6
2.Понятие систематизации, ее виды и цели.................................7
2.1.Кодификация….....................................................................9
2.2.Инкорпорация.....................................................................12
2.2.1 Официальная инкорпорация.......................................13
2.2.2.Неофициальная инкорпорация………………………15
2.3. Консолидация………………………….…………………..16
3.Специфическая разновидность систематизации.....................17
3.1. Электронная система классификации правовых актов.....17
Заключение................................................................................................18
Список литературы...................................................................................19
Содержание
Введение......................
1.Понятие нормативного правового
акта..........................
1.1.Цели систематизации нормативно-правовых актов.............4
1.2.Систематизация
ненормативных актов...........
2.Понятие систематизации,
ее виды и цели................
2.1.Кодификация…..............
2.2.Инкорпорация..............
2.2.1 Официальная
инкорпорация..................
2.2.2.Неофициальная инкорпорация………………………15
2.3. Консолидация………………………….…………………
3.Специфическая разновидность
систематизации................
3.1. Электронная
система классификации
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение
Право того или иного государства по своей сущности представляет собой совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные правоотношения. Однако во избежание правового и смыслового хаоса, все эти нормы должны быть согласованы, организованы, структурированы и приведены в логически непротиворечивую систему. Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.
Данная тема актуальна, так как именно систематизация права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.
Цели работы: исследовать систематизацию нормативных актов в ее общем смысле, а также изучить ее на примерах нормативных актов Российской Федерации.
Необходимость систематизации
обусловлена тем, что постоянно
идет процесс издания новых
Понятие нормативного правового акта
Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. 1
Цели систематизации нормативных правовых актов
Все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.
Нормативно-правовыми актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти.
Система нормативно-правовых
актов в каждой стране определяется
конституцией, а также изданными
на ее основе специальными законами, положениями
о тех или иных государственных
органах, правительственными постановлениями.
Законодательством
Основным
отличительным признаком
Отмеченные основные свойства
нормативного правового акта позволяют
дать ему следующее определение:
нормативный правовой акт – это
выраженное в письменной форме и
имеющее официальный характер волеизъявление
управомоченного государством субъекта
правотворчества, направленное на установление,
изменение или отмену норм права.
Правовые акты, обладающие названными
признаками, представляют интерес для
систематизации. Логика здесь проста:
нормативный акт через
Систематизация правовых актов, не имеющих нормативного характера
Правовые акты, не имеющие
нормативного характера, с позиций
систематизации безразличны. И такое
«безразличие» длится до тех пор,
пока не возникает необходимость
к обобщению индивидуальных постановлений
по аналогичным конкретным случаям,
т.е. до появления нормы права. До
этого момента ненормативный
правовой акт представляет собой
юридическое решение по конкретному
вопросу, вынесенное на базе общей нормы
с учетом индивидуальных обстоятельств
и фактов. Посредством индивидуальных
актов происходит персонифицированная
направленность норм права на конкретных
субъектов. Такой акт исчерпывается
однократным применением. В силу
чрезвычайно большого количества индивидуальных
актов, специфики и многообразия
фактов и обстоятельств, положенных
в основу подобных решений, однократности
применения данных актов систематизация
вряд ли целесообразна. Авторы книги: «
Теоретические вопросы
Систематизация нормативных актов: виды и цели
Нормативные акты принимаются различными органами в разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.
Отсюда, систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация. Это деление строится на различиях в самом процессе упорядочения правового материала.3
Кодификация
Кодификация — это деятельность
правотворческих органов
В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.
Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками.
- кодификационной деятельностью
занимаются только
- в результате кодификации
создается новый нормативно-
-кодификационный акт является
сводным актом, так как в
нем сводятся воедино нормы,
находившиеся ранее в
- кодификационный акт
является основным среди актов,
- нормативно-правовые акты,
создаваемые в результате
Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.
Значительное число
Инкорпорация
Инкорпорация представляет
собой объединение в сборники
или собрания действующих нормативно-
Инкорпорация может охватывать
всё законодательство по данному
предмету регулирования – тогда
она называется генеральной, а может
относиться лишь к его части, и
тогда это будет частная
В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Это означает, что: