Систематизация нормативных актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Цели работы: исследовать систематизацию нормативных актов в ее общем смысле, а также изучить ее на примерах нормативных актов Российской Федерации.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.

Оглавление

Введение.....................................................................................................3
1.Понятие нормативного правового акта.......................................4
1.1.Цели систематизации нормативно-правовых актов.............4
1.2.Систематизация ненормативных актов.................................6
2.Понятие систематизации, ее виды и цели.................................7
2.1.Кодификация….....................................................................9
2.2.Инкорпорация.....................................................................12
2.2.1 Официальная инкорпорация.......................................13
2.2.2.Неофициальная инкорпорация………………………15
2.3. Консолидация………………………….…………………..16
3.Специфическая разновидность систематизации.....................17
3.1. Электронная система классификации правовых актов.....17
Заключение................................................................................................18
Список литературы...................................................................................19

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 30.01 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение.....................................................................................................3

1.Понятие нормативного правового акта.......................................4

1.1.Цели систематизации нормативно-правовых актов.............4

1.2.Систематизация  ненормативных актов.................................6

2.Понятие систематизации, ее виды и цели.................................7

2.1.Кодификация….....................................................................9

2.2.Инкорпорация.....................................................................12

2.2.1 Официальная  инкорпорация.......................................13

2.2.2.Неофициальная  инкорпорация………………………15

2.3. Консолидация………………………….…………………..16

3.Специфическая разновидность  систематизации.....................17

3.1. Электронная  система классификации правовых  актов.....17

Заключение................................................................................................18

Список  литературы...................................................................................19

 

Введение

Право того или иного государства по своей сущности представляет собой совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные правоотношения. Однако во избежание правового и смыслового хаоса, все эти нормы должны быть согласованы, организованы, структурированы и приведены в логически непротиворечивую систему. Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.

Данная тема актуальна, так как именно систематизация права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.

Цели работы: исследовать систематизацию нормативных актов в ее общем смысле, а также изучить ее на примерах нормативных актов Российской Федерации.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно  идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые  акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между  юридическими предписаниями и т. п.

 

Понятие нормативного правового  акта

 

Под нормативно-правовыми  актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных  органов, в которых содержатся нормы  права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. 1

Цели систематизации нормативных  правовых актов

Все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются  только органами государства, имеют  волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная  воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают  уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.

Нормативно-правовыми  актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей  государственных комитетов, решения  и постановления, принимаемые местными органами государственной власти.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными  на ее основе специальными законами, положениями  о тех или иных государственных  органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются  также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его  издания.

Основным  отличительным признаком нормативного акта ( причем это одновременно и  содержательный, и формальный признак) является непременное наличие в  нем нормы права – правила  поведения общего характера, рассчитанного  на неоднократное применение к заранее  неопределенному количеству случаев. Норма права в силу своей абстрактности  представляет собой не конкретное юридическое  решение, а выступает регулятором  вида общественных отношений, определяя  рамки, типовые масштабы, единые мерила для упорядочения повторяющихся  общественных отношений, участником которых  может быть каждый. Общий характер, неперсонифицированность, безличность  адресата отличают норму права от индивидуального предписания и  обусловливают, в свою очередь, основные отличия нормативного правового  акта от акта ненормативного. Другими  словами, нормы по своему объекту  всегда направлены не на конкретное отношение, а на вид отношений, взятый с какой-либо стороны.

Отмеченные основные свойства нормативного правового акта позволяют  дать ему следующее определение: нормативный правовой акт – это  выраженное в письменной форме и  имеющее официальный характер волеизъявление управомоченного государством субъекта правотворчества, направленное на установление, изменение или отмену норм права. Правовые акты, обладающие названными признаками, представляют интерес для  систематизации. Логика здесь проста: нормативный акт через содержащиеся в нем нормы права выступает  регулятором неопределенного множества  общественных отношений определенных видов, средством создания нормативно – правовой основы жизни и деятельности государства и общества. Систематизация таких актов будет способствовать внесению необходимой упорядоченности  правового пространства.

 

Систематизация правовых актов, не имеющих нормативного характера

 

Правовые акты, не имеющие  нормативного характера, с позиций  систематизации безразличны. И такое  «безразличие» длится до тех пор, пока не возникает необходимость  к обобщению индивидуальных постановлений  по аналогичным конкретным случаям, т.е. до появления нормы права. До этого момента ненормативный  правовой акт представляет собой  юридическое решение по конкретному  вопросу, вынесенное на базе общей нормы  с учетом индивидуальных обстоятельств  и фактов. Посредством индивидуальных актов происходит персонифицированная  направленность норм права на конкретных субъектов. Такой акт исчерпывается  однократным применением. В силу чрезвычайно большого количества индивидуальных актов, специфики и многообразия фактов и обстоятельств, положенных в основу подобных решений, однократности  применения данных актов систематизация вряд ли целесообразна. Авторы книги: «  Теоретические вопросы систематизации советского законодательства» назвали  систематизацию ненормативных актов  не только беспредметной, но и невозможной. По их мнению, исключения могут относиться только к актам индивидуального  значения, принимаемым высшими судебными  инстанциями. Ибо систематизация таких  индивидуальных актов важна для  понимания того, как эти учреждения толкуют тот или иной закон, как  они восполняют пробелы закона на основе аналогии закона и права, какова линия судебной или арбитражной  практики по соответствующему вопросу.2

 

Систематизация нормативных  актов: виды и цели

Нормативные акты принимаются  различными органами в  разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих  законов и подзаконных актов, которые порой могут между  собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены  в соответствующую систему.

Отсюда, систематизация –  это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения  доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

В результате систематизации устраняются  противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более  совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную  проблему, поскольку современное  законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность  прецедентов и правовых обычаев.

В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация. Это деление  строится на различиях в самом  процессе упорядочения правового материала.3

 

Кодификация

 

Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства  по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая  осуществляется путем глубокой и  всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений[3].

В процессе кодификации в  проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения  в регулирование определенной области  общественных отношений.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками.

- кодификационной деятельностью  занимаются только компетентные  правотворческие органы на основании  конституционных или других законных  полномочий.

- в результате кодификации  создается новый нормативно-правовой  акт, включающий нормы, существенно  отличающиеся от ранее действовавших.

-кодификационный акт является  сводным актом, так как в  нем сводятся воедино нормы,  находившиеся ранее в различных  актах, но регулировавшие одну  и ту же область общественных  отношений.

- кодификационный акт  является основным среди актов,  которые действуют в определенной  сфере общественной жизни. Такой  акт в основных чертах регулирует  общественные отношения, являющиеся  предметом регулирования данной  отрасли права (например, Земельный  кодекс). В нем же содержатся  общие принципы, имеющие руководящее  значение для всех норм этой  отрасли права.

- нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации,  рассчитаны на длительное регулирование  общественных отношений. Они учитывают  возможные изменения в общественной  жизни и способны регулировать  более совершенные общественные  отношения, которые могут возникнуть  в будущем.

Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма  систематизации законодательства, имеющая  правотворческий характер. Посредством  ее создается единый, юридически и  логически цельный, внутренне согласованный  нормативно-правовой акт. Кодификационный  акт в своей структуре, как  правило, имеет общую часть, в  которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли  права в целом.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

  1. Основы законодательства — это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.
  2. Кодекс — наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие),
  3. Уставы – кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.
  4. Положения – кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.д.)
  5. Правила – кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).

Значительное число кодификационных  актов в современных государствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной  службе, о местном самоуправлении и т. д.

 

Инкорпорация

Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке  без изменения содержания. Является более простым и распространённым видом систематизации правовых актов.

Инкорпорация может охватывать всё законодательство по данному  предмету регулирования – тогда  она называется генеральной, а может  относиться лишь к его части, и  тогда это будет частная инкорпорация.[4]

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Это означает, что:

  1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.
  2. Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в ин-корпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Информация о работе Систематизация нормативных актов