Система юридических лиц в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы дать определение и развернутую характеристику юридического лица, показать характер взаимосвязи различных видов юридических лиц и описать специфические черты процесса становления юридического лица, привести основные признаки деятельности юридических лиц.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика юридического лица
1.1 Понятие, признаки, виды (классификация юридического лица по юридическому законодательству)………………………………………………..5
1.2 Органы юридического лица………………………………………………..9
1.3 Филиалы и представительства юридического лица…………………….10
Выводы по первой главе………………………………………………………...13
Глава 2. Правовые основы деятельности юридического лица в современном российском праве.
2.1 Создание и (реорганизация) юридического лица………………………….15
2.2 Правоспособность юридического лица…………………………………….19
2.3 Ликвидация юридического лица……………………………………………21
Выводы по второй главе………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...31
Приложение.

Файлы: 1 файл

ОНА 26.docx

— 294.20 Кб (Скачать)

Федеральным законом о  государственной регистрации субъектов  предпринимательской деятельности установлен перечень необходимых документов (заявление о регистрации; устав, утвержденный учредителями; решение о создании или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала; свидетельство об уплате государственной пошлины). Размер уставного капитала (фонда) зависит от конкретной организационно-правовой формы юридических лиц.

Состав документов, представляемых для государственной регистрации, определяется Федеральным законом "О государственной регистрации  юридических лиц" и различается  в зависимости от того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лица путем реорганизации, ликвидации юридического лица или об изменениях, вносимых в учредительные  документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных законом.

Нарушение установленного законом  порядка образования или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной  регистрации. Отказ по другим мотивам, в том числе нецелесообразности создания юридического лица, не допускается 11. Отказ, а также уклонение от регистрации обжалуется в арбитражный суд с учетом правил о подсудности споров.

За государственную регистрацию  уплачивается государственная пошлина  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах.

Государственная регистрация  является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон  связывает возникновение правоспособности. Государственная регистрация юридического лица может быть признана недействительной только судом, если при создании юридического лица были допущены нарушения закона, при наличии которых в регистрации  должно быть отказано. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься, только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер.

 

2.2 Правоспособность юридического лица

 

 Согласно п. 1 комментируемой  статьи содержание и объем  правоспособности юридического  лица (способности иметь гражданские  права и нести обязанности)  определяется с помощью двух  критериев: цели деятельности  и вида деятельности. Наличие  цели деятельности, предусматриваемой  в учредительных документах, является  обязательным условием существования  каждого юридического лица. При  этом в понятие цели деятельности  юридического лица вкладывается  весьма широкий смысл - получение  или неполучение прибыли в  процессе своей деятельности (ст. 50 ГК).12

По видам деятельности различаются две категории юридических  лиц. Одни из них вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и, соответственно, иметь все  гражданские права и нести  обязанности, предусмотренные законом  и иными нормативными актами. Такие  юридические лица обладают общей  правоспособностью.

Другие юридические лица вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в  их учредительных документах и соответствуют  целям их создания. Гражданские права  и обязанности таких юридических  лиц должны соответствовать их уставной деятельности, а их правоспособность - иметь специальный характер (специальную  правоспособность).

В первую категорию входят все коммерческие организации, за исключением  унитарных предприятий и других видов организаций, предусмотренных  законом. К числу таких организаций  относятся, например, банки и организации, занимающиеся страхованием.

Во вторую категорию входят все некоммерческие организации, а  также коммерческие организации, исключенные  из числа организаций, имеющих общую  правоспособность.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Действие данной правовой нормы распространяется на юридические лица общей и специальной  правоспособности. В настоящее время  действует Закон о лицензировании.13

 В п. 2 комментируемой  статьи закрепляется гарантия  юридического обеспечения правоспособности  юридического лица. Права юридического  лица могут быть ограничены  лишь в случаях и в порядке,  предусмотренных законом. Случаи  и порядок возможного ограничения  отдельных прав юридического  лица предусматриваются обычно  в законах, посвященных конкретным  видам юридических лиц. Как  правило, это имеет место при  нарушении юридическими лицами  действующих нормативных актов  и правил, установленных в их  учредительных документах, а также  при наступлении каких-либо чрезвычайных  обстоятельств, затрагивающих интересы  общества, например в случае войны.  Так, Законом о ЦБР за ЦБР  закреплено право в случае  нарушения кредитной организацией  требований федеральных законов  и иных нормативных актов вводить  запрет на осуществление кредитной  организацией отдельных банковских  операций, предусмотренных выданной  лицензией, на срок до 1 года, а  также на открытие филиалов  на срок до 1 года (п. 4 ст. 74 указанного  Закона).

Решение об ограничении прав, принятое уполномоченным органом государства, может быть обжаловано юридическим  лицом в суд.

 Правоспособность юридического  лица возникает в момент его  создания, т.е. в момент его  государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент завершения его ликвидации после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

В п. 3 комментируемой статьи содержится также отдельная норма  о сроке действия права юридического лица на осуществление деятельности, требующей получения лицензии.

 

2.3 Ликвидация юридического лица

 

Ликвидация юридического лица – это прекращение деятельности юридического лица без перехода его  прав и обязанностей в порядке  правопреемства к другим лицам. Юридическое  лицо может быть ликвидировано:14

По решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с:

а) истечением срока, на которое  создано данное юридическое лицо;

б) достижением цели, ради которой юридическое лицо было создано.

По признанию судом  недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными  при его создании нарушениями  закона и иных правовых актов, носящих  неустранимый характер.

По решению суда в следующих  случаях:

а) Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

б) Занятие деятельностью, запрещенной законом.

в) Систематическое осуществление  благотворительной или религиозной  организацией (объединением), благотворительным  и иным фондом деятельности, противоречащей уставным целям.

г) Иные неоднократные и  грубые нарушения закона и иных правовых актов.

Если законом предоставлено  право государственному органу или  органу местного самоуправления выдвигать  требования о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, то они вправе обратиться по такому вопросу в суд. Следует учитывать, что обязанности по осуществлению  ликвидации юридического лица суд своим  решением может возложить на его  учредителей (участников) или на орган, уполномоченный учредительными документами  данного юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением  казенного предприятия), а также  потребительские кооперативы, благотворительный  и иной фонд могут быть признаны несостоятельными (банкротами) решением суда в случае невозможности удовлетворить  требования кредиторов. Указанные выше категории юридических лиц могут  совместно с кредиторами признать решение об объявлении о своем  банкротстве и о добровольной ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, обязаны  в письменном виде сообщить об этом органу, осуществляющему государственную  регистрацию юридического лица, который  вносит в единый государственный  реестр сведения о нахождении юридического лица в процессе ликвидации и назначают  по согласованию с последним ликвидационную комиссию (ликвидатора) с установлением  порядка и сроков ликвидации. К  ликвидационной комиссии переходят  все полномочия по управлению делами юридического лица, она выступает  от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов:

В органах печати, в которых  публикуются данные о государственной  регистрации юридического лица, ликвидационная комиссия помещает публикацию о его  ликвидации, о порядке и сроках приема заявлений кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев  с момента появления публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.15

После того, как истек  срок для предъявления кредиторами  требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, включающий сведения о составе  имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъяв2ленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

При недостаточности имеющихся  у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств  для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества этого юридического лица с публичных торгов в установленном  для исполнения судебных решений  порядке.

Выплата денежных средств  кредиторам ликвидируемого юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией  в соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, в следующей  очередности:

а) требование граждан, перед  которыми ликвидируемое юридическое  лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, посредством  капитализации соответствующих  повременных платежей;

б) расчеты по выплате  выходных пособий и оплате труда  с лицами, работающими по трудовому  договору (в т.ч. по контракту), а также  по выплате вознаграждений по авторским  договорам;

в) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом  имущества ликвидируемого юридического лица;

г) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

д) расчеты с другими  кредиторами в соответствии с  законом.

Следует учитывать, что кредиторам пятой очереди выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения  промежуточного ликвидационного баланса.16

Если происходит ликвидация банков и других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, то в  первую очередь удовлетворяются  требования граждан, являющихся их кредиторами.17

Требования каждой последующей  очереди удовлетворяются после  полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имущества  ликвидируемого юридического лица недостаточно, то оно распределяется между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально  суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение  о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим ликвидацию юридического лица.

Следует упомянуть еще  о некоторых важных правилах.

Если для удовлетворения требований кредиторов недостаточно имущества  ликвидируемого казенного предприятия  или денежных средств учреждения, то кредиторы вправе обратиться в  суд с иском об удовлетворения оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия  или учреждения.

Если ликвидационная комиссия отказала кредитору в удовлетворении его требований или уклонилась от их рассмотрения, то он вправе до утверждения  ликвидационного баланса ликвидируемого юридического лица обратиться в суд  с иском на эту комиссию, по решению  которого заявленные требования могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Если требования кредитора заявлены после истечения установленного ликвидационной комиссией для их предъявления срока, то они выполняются только после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок, за счет имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов, неудовлетворенные вследствие недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица или не признанные ликвидационной комиссией (если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых отказано решением суда), считаются погашенными

Информация о работе Система юридических лиц в РФ