Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 20:42, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право России, как отрасль права.
КП-ведущая отрасль права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, т.е . общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых в необходимых
случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo_Rossii_otvety.docx

— 563.22 Кб (Скачать)

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения.

Каждый край, каждая область, Москва и Санкт-Петербург, Севастополь образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Порядок использования официальной символики области определяется законом области.

Края, области, Москва и Санкт-Петербург. Севастополь являются самостоятельными участниками

международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя  осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса.

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ.Края, области имеют свои административные центры.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения.

Предметы ведения подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов - краев, областей и городов федерального значения - и предметы, находящиеся в исключительном

ведении краев, областей и городов федерального значения.

Нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 1 Раздела второго Конституции РФ в случае несоответствия положений Конституции РФ положениям Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Согласно Конституции РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному ведению РФ и краев, областей и городов федерального значения относится широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

К совместному ведению РФ и краев, областей и городов федерального значения отнесены также кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение Российской Федерации и краев, областей, городов федерального значения входят вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются законами Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя определяется статус федеральных природных ресурсов.

Российская Федерация и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Согласно Конституции РФ (ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга , Севастополя осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая

свои нормативные правовые акты.

Законопроекты по предметам совместного ведения направляются краям, областям, городам федерального значения для обсуждения и представления предложений.

Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов федерального значения самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, городов федерального значения могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации.

могут передавать им осуществление части своих полномочий.

 

42. Конституционно-правовой статус автономий в России.

43. Предметы исключительного ведения Российской Федерации.

44. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации.

45. Соотношение законодательства  Российской Федерации и ее  субъектов.

46. Порядок внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Закон о поправке к Конституции Российской Федерации.

47. Порядок изменения (принятия) Конституции Российской Федерации.

48. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

49. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере законодательной

власти.

50. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере судебной власти.

 

51. Правовые акты Президента Российской Федерации.

 

Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст. 90).

Это означает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:

1) В соответствии со ст. 115 постановления  Правительства издаются "на основании  и во исполнение Конституции  РФ, федеральных законов, нормативных  указов Президента Российской  Федерации";

2) в отношении указов Президента  в Конституции не предусмотрена  их отмена. Соответствие нормативных  указов Конституции может быть  установлено только Конституционным  Судом в порядке конституционного  судопроизводства. В случае признания  Судом Указа (или его отдельных  положений), не соответствующим Конституции  РФ, Указ (или его отдельное положение) утрачивает юридическую силу. Ненормативные  акты Президента могут быть  оспорены в Верховном Суде  РФ, рассматривавшем гражданские  дела по первой инстанции;

Указы являются  нпа, рассчитанные на неоднократное применение и обязательные  для неопределенного круга субъектов.

Указы могут быть и актами индивидуального характера:

-указы о принятии в гражданство, о выходе из гражданства, о  награждении, о назначении Председателя  Правительства

3) указы Президента могут восполнять  пробелы в правовом регулировании  по вопросам,

требующим законодательного решения, при условии, что:

1) отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования;

 2) такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам;

3) их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующих актов законодателем.

Распоряжения Президента-акты индивидуального характера. Могут носить  нормативный характер, касаются вопросов Администрации Президента.

Правовые акты Президента могут издаваться  в пределах его конституционных полномочий. Круг вопросов не установлен.

В КРФ указывается необходимость  регулирования определенных отношений исключительно указами Президента. Например, военное и чрезвычайное положение вводятся указами Президента( ст.87, 88, 102). Указами президента вносятся изменения в ст.65 крф при  изменении наименования субъекта рф.

Указы и распоряжения президента не должны противоречить крф.  Указами президента могут регулироваться общественные отношения, которые требуют законодательного решения. Эту позицию обосновал Конституционный суд рф при условиях:

-указ не должен противоречить  крф и должен носить  временный характер до принятия федерального закона.

Особенностью подзаконного характера актов президента является отличие от актов правительства они не могут быть отменены никакими органами государственной власти. Только в порядке конституционного судопроизводства конституционный суд рф может признать нормативные акты президента противоречащими крф , вследствие чего они становятся недействующими, утратившими юридическую силу. Президент не позднее 2 месяцев  после опубликования решения конституционного суда рф отменяет нормативный акт либо вносит изменения и дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельных его частях.

Верховный суд рф в качестве суда 1 инстанции может рассматривать дела об оспаривании нормативный актов президента, затрагивающих права, свободы и законные интересы  граждан организаций, а также ненормативных актов президента. (ст.27 гпк) решением суда акт может быть признан не действующим полностью или частично.

Акты президента подлежат обязательному опубликованию. Официальное опубликование в российской газете и собрание законодательства рф.

Акты президента публикуются в течение 10 дней после дня их подписания. Нормативные акты вступают в силу одновременно на всей территории рф в течение 7 дней после их официального опубликования. Иные акты, содержащие  сведения о государственной тайне вступают в силу со дня их подписания.

 

 

52. Порядок избрания Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Может быть:

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы  за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и  имеющий на день голосования  неснятую и непогашенную судимость  за указанное преступление;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности

3) подвергнутый административному  наказанию за совершение административных  правонарушений,

Назначение выборов

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"