Роль римского частного права в развитии других общественных формаций. Рецепция римского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим был маленькой общиной среди многих других подобных себе общин средней Италии. На начальном этапе римское право представляло собой несложную и архаическую систему, проникнутую узконациональным и патриархальным характером. Не развиваясь и оставаясь на той же стадии развития, римское право давно было бы затеряно в архивах истории.

Оглавление

1. Роль римского частного права в развитии других общественных формаций. Рецепция римского права. 3
2. Тесты 13
3. Задача 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

римское право-контрольная.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

 

Роль римского частного права  в развитии других общественных формаций. Рецепция римского права

 

Содержание

 

 

  

  1. Роль римского частного права в развитии других общественных формаций. Рецепция римского права.

 

Зарождение  римского права.

Как известно, Рим  трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

Последнее обстоятельство явилось основанием необходимости  изучения римского частного права современными юристами, для которых римское  право стало бесконечным терминологическим  источником, собранием понятий и  определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней.

Зарождение  римского права относится к тому периоду, когда Рим был маленькой  общиной среди многих других подобных себе общин средней Италии. На начальном  этапе римское право представляло собой несложную и архаическую  систему, проникнутую узконациональным и патриархальным характером. Не развиваясь и оставаясь на той же стадии развития, римское право давно было бы затеряно в архивах истории.

Борясь за свое существование, Рим постепенно растет, поглощая в себе другие соседние территории, и крепнет в своей внутренней организации. Территория все более и более расширяется, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря. Так появляется огромное государство, объединяющее под своею властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

Вместе с  тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство  заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.

Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим. Между тем еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории на побережьях Средиземного моря шел оживленный международной торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивается в этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистры должны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность.

Так возникало  то римское право, которое стало  затем общим правом всего античного  мира. По существу, творцом этого  права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуализм - основные начала этого целого.1

Падение Западной Римской империи (последняя четверть V в.) завершило первую эпоху истории  римского права.

Последующая историческая жизнь римского права свелась, во-первых, к прямому продолжению традиций римского права в Восточной Римской империи (Византийская империя); во-вторых, к его рецепции; в-третьих, к научному освоению философии и догмы римского права2.

 

История Юстиниановой кодификации в Византии.

Достижения  римского правового развития были отражены в Восточной Римской империи  в VI в. в кодификации императора Юстиниана, которая дала новую жизнь римскому праву и дошла до нас как  знаменитый Свод гражданского права (Corpus iuris civilis).

Почти два века Юстинианова кодификация применялась  в Византии без значительных изменений. Но так как кодификация была написана на латыни (кроме новелл), а греческий  язык в большей степени был  служебным языком, Юстиниан разрешил свою кодификацию механически перевести на греческий, чтобы систематизировать составление индексов и выявить параллельные места.

Хотя Юстиниан запретил без его согласия комментировать или исправлять текст кодификации, все же части кодификации комментировались знаменитыми юристами, жившими в то время (Теофил, Доротей, Стефан, Кирилл и другие), и стремившиеся адаптировать старые тексты к новым условиям феодального строя, характерным для византийской эпохи.

Византийские  цари также изменяли установления Юстиниановой кодификации, создавая новые конституции и даже целые сборники с целью их приспособления к новым общественно-экономическим условиям византийского общества.

Лев Исаурийский, известный иконоборец (иконокласт) издал Eklogi ton nomen (740 г.) и три сборника: nomos georgikos (сельский закон), nomos Rhodion (морской закон) и nomos strategikon (воинский закон).

Юстиниановская  кодификация (Византия) VI в. несколько  оживила правоведение, было сделано  несколько переработок юстиниановского  Свода - Эклога при Льве Исавре (740 г.); Прохирон Василия Македонянина (870-879 гг.), Базилика Льва Мудрого (886-911 гг.), когда весь Свод был слит в один кодекс из 60 книг на греческом языке.3

Последняя переработка  Свода Юстиниана - Шестикнижие Арменопула, официально введенное в Греции 15 августа 1830 г. В Молдавии и Бессарабии в 1401 г. были введены Василики (Базилики), наряду с которыми применялось и Шестикнижие Арменопула.

 

Юстинианова кодификация  на Западе.

С падением Западной Римской империи многие варварские вожди (короли), установившие свою власть на ее территории, продолжали применять римское право.

Юстинианова кодификация  вступила в силу в Италии в 554 г. Это  сделано особой конституцией, принятой по просьбе папы Вергилия. Италия вскоре после смерти Юстиниана попала под власть лангобардов. Короли лангобардов и другие германские короли для регулирования отношений в государстве издавали собственные сборники. Между тем влияние Юстиниановой кодификации очевидно не только в этих сборниках, но и в формулировании канонического права католической церкви, чье влияние как организованной системы началось тогда на территории Западной римской империи.

В 1080 г. возникла Болонская юридическая школа (с  этой даты ведут свою родословную  европейские университеты). Эта школа  в лице знаменитого правоведа Ирнерия положила начало течению (школе) глоссаторов. Глоссаторы занимались изучением Свода Юстиниана в интересах современной практики. Они тщательно изучали источники, изымая из Свода греческие слова и интерполяции. Свое понимание и дополнения догматического толкования глоссаторы отражали в примечаниях - глоссах к рукописям римских текстов. Глосса Аккурсия (около 1250 г.) стала общепризнанной авторитетной работой по Дигестам. В практике утвердилось правило: что не признает глосса, не признает суд.

 

Рецепция римского права

Основное значение римского частного права состоит  в его рецепции (от лат. receptio - схватываю, усвояю).

Всеобщее применение римского права в Европе было официально осуществлено в XII в. по Закону Лотаря II (1125-1137 гг.). Германские императоры, считавшие себя преемниками римских, активно способствовали рецепции римского права.

Римское право вводилось  как субсидиарное, но по объему занимало первое место. Будучи приспособлено  к новым условиям, оно образовало "современное римское право", действовавшее в Германии до 1 января 1900 г.

Продолжателями  научно-практической рецепции римского права в XIII-XIV вв. стали комментаторы, или постглоссаторы.

Основы нового этапа рецепции были декларированы  испанским философом и правоведом Раймундом Луллием (1235 — 1315 гг.); наиболее знаменитыми юристами новой плеяды стали итальянцы Бартолус (1314— 1357 гг.) и Бальдо (1327 — 1400 гг.).

В студиях школы комментаторов характерным стало стремление сформировать единый логический порядок правовой системы и исходя из него выстроить догматическое содержание всех институтов. Они стремились воспроизвести в большей мере не классические нормы римского права, а его дух, тем самым создавали догматические конструкции, основанные на классическом праве, но прямо ему не известные — например, обобщенное понятие собственности. Комментатор Бартол дал, например, знаменитое определение права собственности, отсутствовавшее у римлян: "Право полностью располагать своей вещью, если это не запрещено законом".4

Второй особенностью новой школы было подчинение римского права требованиям естественного (jus naturale): «позитивное право должно сводиться к праву естественному и с ним согласовываться». Открывая дорогу новому в юридической практике своего времени, это второе стремление существенно деформировало принципы собственно римского права.

Приспосабливая  римское право к практическим нуждам своего времени, они существенно  деформировали римское право. Научное  значение работ постглоссаторов  невелико, в решении научных вопросов господствует мнение арифметического большинства. В это время сокращается юридическое образование.

К XVI в. было сформировано новое, "современное римское право", или пандектное право (usus modernus Pandectarum). Оно стало ведущим элементом  юридической науки и практики в Италии, Франции, особенно Германии. Судам, как, например, в Германии, прямо предписывалось первоочередно применять не собственное национальное, а пандектное римское право; и только указы императоров как-то конкурировали в своем значении с римским правом. Причем новому «применению» подлежало римское право в том именно виде, какой был создан трудами глоссаторов и комментаторов, что ими было «выброшено» за древностью, то и не рассматривалось как нормы права.

В это же время  с эпохой Возрождения проявился  особый интерес к античному наследию. Ученые-правоведы занялись изучением первоисточников римского права, их изданием, истолкованием в научном смысле, очищая от позднейших наслоений и отдавая уже первенство именно классическому праву. Самыми известными из этого нового течения стали французские правоведы Ж. Куяций (1522 — 1590 гг.) и Д. Готофред (1549 — 1622 гг.), представившие Свод Юстиниана в том виде, в каком он известен и в современной науке, а также немецкий философ и правовед И.Г. Гейнекций (1681 — 1741 гг.), труды которого включили догматику римского права в философско-правовую культуру нового времени.

С XVIII столетия начинается уже период чисто научного освоения римского права в рамках так называемой исторической школы  права, основателями которой были германские ученые Г. Гуго (1764 — 1844 гг.) и Ф.К. Савиньи (1779— 1861 гг.). Согласно требованиям новой школы, истинная система права вообще может быть построена только на основе римского, а единственно правильное понимание главных институтов права дает римская правовая культура.

Однако в  трудах этой школы догма римского права была такой, какой она не была ни в классическое время, ни в позднейшую эпоху рецепции, а представляла субъективные историко-логические конструкции, полезные в философско-правовом отношении, но мало связанные с собственно римским правом. Вместе с тем лозунг школы «назад к источникам» положил основание подлинно научному изучению истории и догматики римского права, с этого времени ставшего важной обязательной частью правоведения в целом. Благодаря тому преувеличенному значению, которое придавала в XVII — XIX вв. юридическая наука и практика ценностям римского права, правотворчество Нового времени испытало непосредственное влияние римской правовой системы и догматики: в традициях «нового применения» были созданы такие известные и классические для новой эпохи кодексы, как Французский гражданский кодекс 1804 г., Всеобщее гражданское уложение 1811 г. и Германское гражданское уложение 1896 г. Кроме этого, на основе преимущественно римского права оформилась восходящая еще к XIV в. целая новая правовая система международного частного права, первые попытки кодификации которого прямо представили римское право как интернационально приемлемое и реализуемое.

Кодекс Наполеона  стал приспособлением старого римского права к капиталистическим отношениям. Он был воспринят в Бельгии, Голландии, на Пиренейском и Апеннинском полуостровах, в Польше, Румынии, в Центральной (кроме Мексики) и Южной (кроме Бразилии) Америке, Луизиане, Квебеке. Менее последовательно римское право нашло отражение в Германском гражданском уложении (ГГУ), 1896 г.

В Англии не было прямой рецепции римского права. Тем не менее принципы римского права и отдельные нормы в соответствующем изменении вошли в английское право. Римское право изучалось во всех средневековых университетах, в том числе английских.

В XII столетии здесь  возникло преподавание римского права, поставленное глоссатором Вакарием (Vacarius). В XIII в. быстро растущее влияние римского права вызвало сильную оппозицию, в особенности со стороны местной знати; тем не менее преподавание его не прекращалось. Римское право и здесь "оказало мощное влияние на развитие юридических доктрин в критическую эпоху XII и XIII веков, когда закладывалось основание общего права (common law)". Учения римского права отразились на известных юридических трактатах Гленвилля (около 1190 г.) и Брактона ("De legibus et consuetudinibus Angliae", около 1256 г.), имевших большое значение в судах. Но феодальный строй в Англии был сильнее, чем в других странах; он сходил со сцены медленнее, и это накладывало свой отпечаток на всю историю страны. Вследствие этого влияние римского права в дальнейшем развитии английского права далеко не было так значительно, как на континенте.5

В России прямой рецепции римского права также не было, однако оно оказало на Россию заметное влияние. Своеобразие этого  влияния заключалось в том, что Кодекс и Дигесты Юстиниана проникли в Россию в X-XII вв. из Византии вместе с христианством.

Русский дореволюционный  цивилист и романист И.А.Покровский писал, что рецепция римского права  была и исторической необходимостью, и фактором прогресса, ибо удовлетворяла общеевропейскую потребность в универсальном общем праве, основанном на индивидуалистических (частноправовых) началах и позволяющем оформить имущественные взаимосвязи различных лиц независимо от их национальной и государственной принадлежности.6

Не утратило римское право значение и в  наши дни. Общепринятым считается мнение о том, что в силу универсального значения категорий римского права  оно является фундаментом юридического мышления вообще. По общеизвестному образному  выражению, латынь - материнский язык юриспруденции. Изучение латинской терминологии расширяет кругозор и правовую культуру юриста. И хотя наше законодательство редко использует латинские термины, подбирая им адекватные русские выражения, зарубежное законодательство, наука частного права (цивилистика) широко используют именно латинские термины.

Информация о работе Роль римского частного права в развитии других общественных формаций. Рецепция римского права