Реорганизация юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:29, реферат

Краткое описание

В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.

Оглавление

Введение
1. Реорганизация юридического лица: понятие, признаки
2. Виды реорганизации
3. Процедура реорганизации
4. Особенности реорганизации юридических лиц
Заключение
Задания
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

В случаях, прямо предусмотренных  законом, реорганизация в форме  разделения и выделения может  осуществляться принудительно, по решению  компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с  законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.

Статья 38 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает, что в случае систематического осуществления  монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации  или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

1) существует возможность  обособления структурных подразделений  коммерческой организации;

2) отсутствует технологически  обусловленная взаимосвязь структурных  подразделений коммерческой организации  (в частности, тридцать и менее  процентов общего объема производимой  структурным подразделением продукции,  выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

3) существует возможность  самостоятельной деятельности на  соответствующем товарном рынке  для юридических лиц, созданных  в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

Каждый вид реорганизации  имеет свои отличия. В предлагаемой работе изложены особенности четырех видов реорганизации с учетом нового порядка.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может преобразоваться  в акционерное общество (АО), общество с дополнительной ответственностью и производственный кооператив.

АО может преобразоваться  в ООО и производственный кооператив.

Государственная регистрация  вновь возникающего в процессе преобразования юридического лица осуществляется в  том регистрирующем органе (отделение  ИМНС), который зарегистрировал преобразуемое предприятие.

Общее собрание учредителей  преобразуемого предприятия принимает  решение о реорганизации, о порядке  и условиях преобразования, о порядке  обмена долей (акций) уставного капитала на акции (доли, паи) и размере нового уставного капитала, об утверждении устава создаваемого предприятия, об утверждении передаточного акта.

Кроме того, принимается  решение об избрании исполнительных органов нового предприятия и  поручении им осуществления действий, связанных с регистрацией предприятия, создаваемого в процессе преобразования.

Вновь созданное предприятие  становится полным правопреемником  всех прав и обязанностей преобразованного предприятия в соответствии с  передаточным актом, в т.ч. в части  обязательств, оспариваемых сторонами.

На основании принятого решения о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, ИМНС вносит в государственный реестр записи о вновь возникшем юридическом лице и прекращении деятельности преобразованного юридического лица.

Регистрирующий орган  направляет в адрес ИМНС по месту  нахождения вновь созданного юридического лица заказным письмом с описью вложения регистрационное дело.

При получении регистрационного дела ИМНС по месту нахождения вновь  возникшего юридического лица уведомляет об этом направивший его регистрирующий орган.

Слияние предприятий - это создание нового предприятия  с передачей ему всех прав и  обязанностей двух или нескольких предприятий. Деятельность последних при этом прекращается. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - правопреемника. С этого момента создавшие его юридические лица считаются прекратившими свое существование.

Каждое из реорганизуемых предприятий на общем собрании учредителей принимает решение о реорганизации в форме слияния, об утверждении передаточного акта и об утверждении договора о слиянии. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 2004. - С. 162.

Договор о слиянии  определяет порядок и условия  слияния реорганизуемых юридических  лиц и образования нового юридического лица - правопреемника.

На совместном собрании учредителей всех участвующих в  слиянии предприятий принимаются  решения о составе учредителей, о размере уставного капитала и его распределении среди учредителей, об утверждении устава нового предприятия, а также об избрании исполнительных органов создаваемого предприятия.

При слиянии предприятий  все права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При получении от заявителя  документов о государственной регистрации  юридического лица, создаваемого путем  реорганизации в форме слияния, ИМНС незамедлительно сообщает об этом:

- в МНС РФ, если  место нахождения реорганизуемых  юридических лиц находится на  территории различных субъектов  РФ;

- в Управление МНС  РФ, если место нахождения реорганизуемых  юридических лиц находится на  территории одного субъекта РФ.

Территориальное отделение ИМНС, которое будет принимать решение о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, определяется МНС РФ или его Управлением.

После принятия решения  о государственной регистрации  юридического лица, создаваемого путем  слияния, ИМНС вносит в государственный реестр записи о создании юридического лица и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица, находящегося на его территории.

О государственной  регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, ИМНС сообщает в другие регистрирующие органы по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

При получении этой информации регистрирующие органы вносят в государственный реестр запись о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц, расположенных на их территориях. Об этом они сообщают в ИМНС по адресу регистрации вновь созданного предприятия и направляют в его адрес заказным письмом с описью вложения регистрационное дело. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 2004. - С. 162.

При получении регистрационного дела ИМНС по месту нахождения вновь  возникшего юридического лица уведомляет об этом направивший его регистрирующий орган.

Присоединением общества признается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. В результате реорганизации в форме присоединения те юридические лица, которые присоединяются, прекращают свое существование (ликвидируются), а предприятие, к которому осуществляется присоединение, становится полным правопреемником всех прав и обязанностей, а также обязательств, оспариваемых сторонами присоединенных предприятий.

Каждое предприятие, реорганизуемое в форме присоединения, на общем собрании учредителей принимает решение о присоединении и утверждении договора о присоединении, который определяет порядок и условия присоединения. Присоединяемые предприятия принимают дополнительное решение об утверждении передаточного акта.

Совместное собрание учредителей всех предприятий, участвующих в присоединении, принимает решения:

- о внесении изменений  в учредительные документы предприятия,  к которому осуществляется присоединение;

- об образовании  складочного уставного капитала;

- о составе учредителей;

- об определении их доли (количества акций) уставного капитала;

- об избрании органов  управления и ответственных за  осуществление присоединения;

- по всем вопросам, оговоренным в договоре о присоединении.

При присоединении  необходимо внести изменения в учредительные  документы юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица, а присоединяемые предприятия должны быть ликвидированы.

Государственная регистрация  изменений, вносимых в учредительные  документы, осуществляется ИМНС по месту  нахождения юридического лица, к которому присоединяются другие юридические лица. После принятия решения ИМНС незамедлительно сообщает об этом в ИМНС по месту нахождения всех присоединяемых юридических лиц.

На основании этого  решения налоговые инспекции  по месту нахождения присоединяемых юридических лиц вносят в государственный реестр запись о прекращении их деятельности и сообщают об этом в ИМНС по месту нахождения юридического лица, реорганизованного путем присоединения. Последняя вносит в государственный реестр запись об изменениях в учредительных документах юридического лица и сообщает об этом инспекциям по месту нахождения присоединяемых юридических лиц.

Выделение представляет собой создание одного или нескольких предприятий с передачей им части  прав и обязанностей реорганизуемого предприятия (в пределах разделительного баланса) без прекращения его существования.

Государственная регистрация  вновь создаваемого в процессе выделения  предприятия осуществляется в том  же территориальном отделении ИМНС, в котором была осуществлена первичная регистрация предприятия, из которого осуществляется выделение. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 2004. - С. 163.

Реорганизация юридического лица в форме выделения считается  завершенной с момента государственной регистрации юридического лица - правопреемника (т.е. выделенного предприятия). Регистрирующий орган (ИМНС), кроме регистрации нового выделенного предприятия, регистрирует изменения в учредительных документах предприятия, из которого осуществляется выделение, свидетельствующие о том, что оно реорганизовано путем выделения из него нового предприятия - правопреемника.

О регистрации выделенного  предприятия регистрирующий орган  сообщает в ИМНС по месту нахождения вновь возникшего юридического лица и направляет в его адрес заказным письмом с описью вложения регистрационное дело. Факт получения регистрационного дела подтверждается обычным путем.

3. Процедура реорганизации

Любая реорганизация  существенным образом затрагивает  интересы кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Поэтому обеспечение прав кредиторов - один из основных вопросов правового регулирования реорганизации. Обязанность письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации возлагается на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, то есть практически на само юридическое лицо (ст.60 ГК РФ). Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков.

В случаях, предусмотренных  законом, реорганизация общества в  форме слияния или присоединения  может быть проведена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Если антимонопольный  орган не дает согласия на реорганизацию, организация вправе обратиться в  суд.

Чтобы реализовать  принцип универсального правопреемства, закрепленный в Гражданском кодексе, необходимо располагать объективными данными об имуществе и финансовых обязательствах реорганизуемого общества. Данные должны быть подтверждены результатами инвентаризации.

Инвентаризация является условием достоверности отражения  в учете переходящего к правопреемнику имущества и финансовых обязательств и носит обязательный характер (п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) // СЗ РФ от 25.11.1996, № 48, ст. 5369, СЗ РФ от 07.07.2003, № 27 (ч. I), ст. 2700.).

На основании проведенной  инвентаризации составляется передаточный акт или разделительный баланс. В  них содержатся положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного  юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (п.3 ст.60 ГК РФ).

Информация о работе Реорганизация юридического лица