Реорганизация юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:29, реферат

Краткое описание

В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.

Оглавление

Введение
1. Реорганизация юридического лица: понятие, признаки
2. Виды реорганизации
3. Процедура реорганизации
4. Особенности реорганизации юридических лиц
Заключение
Задания
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Содержание

  • Введение 
  • 1. Реорганизация юридического лица: понятие, признаки 
  • 2. Виды реорганизации 
  • 3. Процедура реорганизации 
  • 4. Особенности реорганизации юридических лиц 
  • Заключение 
  • Задания 
  • Список используемой литературы 

Введение

В научной и учебной  литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.

Несовершенство и  противоречивость законодательства, отсутствие многих правовых норм, касающихся процесса реорганизации, ведут к тому, что существуют реальные риски признания любой реорганизации юридического лица незаконной.

Нетрудно заключить, что в законодательстве установлены  лишь общие принципы реорганизации  акционерных обществ. Поскольку речь идет о сложном правовом институте, необходимо не только привести в соответствие отдельные противоречивые действующие правовые нормы, но и детализировать их, а также ввести дополнительные нормы, что позволит упорядочить процедуру реорганизации Российской Федерации, защитить права кредиторов, а также поможет обеспечить стабильность гражданского оборота в целом. Этим обусловлена актуальность темы курсовой работы, в которой автор попытается раскрыть особенности этого института гражданского права.

1. Реорганизация юридического  лица: понятие, признаки

Российские цивилисты  всегда рассматривали и рассматривают  реорганизацию Термин «реорганизация»  законодательством Российской империи, цивилистами того периода, а также  в первые годы советской власти не применялся. как один из способов прекращения юридического лица См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. - М.: Статут, 2003. - С. 437 - 444; Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. - С. 221 - 229; Грибанов В.П. Юридические лица. - М.: МГУ, 1961. - С. 31; Гражданское право России: Курс лекций. Часть первая / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: Юридич. лит., 1996. - С. 63 - 64; Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1998. - С. 199 - 202. (за исключением выделения).

Что же понимается под  термином "реорганизация"? Юридические  словари советского периода определяли реорганизацию юридического лица как его прекращение без ликвидации дел и имущества. См.: Юридический словарь. - Том 2. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1956. - С. 331; Юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, дополненное. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 205.

Юридический словарь 1998 г. характеризует реорганизацию  юридического лица как прекращение  или иное изменение правового  положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических  лиц. См.: Додонов В.Н., Каминская Е.В., Румянцев О.Г. Словарь гражданского права / Под общей редакцией д.ю.н. В.В. Залесского. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С. 222.

Комментаторы Гражданского кодекса РФ определяют реорганизацию  как способ прекращения юридических  лиц, так и возникновения новых Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор д.ю.н., профессор О.Н. Садиков. - М.: Юридическая фирма Контакт; ИНФРА-М, 1998. - С. 137.; как изменение статуса юридического лица. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1995. - С. 93.

Попытки дать определение  реорганизации предпринимались  и юристами, занимавшимися исследованиями темы реорганизации юридических лиц. Например, Трофимов К.Т. предлагает понимать под реорганизацией прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса или организационно-правовой формы, направленное на достижение цели, для которой организация создавалась. Реорганизация влечет за собой изменение субъектного состава и правопреемство. См.: Трофимов К.Г. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций: Автореферат кандидатской диссертации. 1995. - С. 15.

Мартышкин С.В. видит в реорганизации особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства другому юридическому лицу (правопреемнику). См.: Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: Автореферат кандидатской диссертации. 2000. - С. 6.

В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, В.В. Долинская называет реорганизацию относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. См.: Долинская В.В. Акционерное право: Учебник / Отв. ред. А.Ю. Кабалкин. М.: Юрид. лит., 1997. - С. 255.

Подводя итог, отметим, что реорганизация всегда связана  с прекращением реорганизуемого юридического лица (за исключением реорганизации в форме выделения), влечет возникновение правопреемства. Министерством экономического развития и торговли РФ подготовлен проект федерального закона «О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций», во второй статье которого предложено определение реорганизации. В данном определении говорится о передаче прав и обязанностей передающей организации в порядке универсального правопреемства к принимающей организации с прекращением или без прекращения передающей организации.

Данное определение  некорректно, поскольку в процессе реорганизации возникает как  универсальное (полное), так и сингулярное (частное) правопреемство, в зависимости  от формы реорганизации.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

- слияние нескольких  юридических лип в одно;

- присоединение одного  или нескольких юридических лиц  к другому;

- разделение юридического  лица на несколько самостоятельных  организаций;

- выделение из состава  юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;

- преобразование юридического  лица из одной организационно-правовой  формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Следовательно, реорганизация  юридического лица всегда влечет возникновение  правопреемства (даже не будучи связанной  с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.

С учетом изложенных особенностей реорганизации юридического лица можно дать следующее определение реорганизации.

Реорганизация - процедура (совокупность юридических действий), опосредующая переход в порядке  правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических  лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников.

2. Виды реорганизации

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437.). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке».

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции  и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 499, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434. (Антимонопольного закона) предварительное согласие антимонопольных органов требуется в случаях слияния и присоединения любых объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов); слияния и присоединения коммерческих организаций, если общая сумма их активов превышает 100 тыс. минимальных зарплат (а если она превышает 50 тыс. минимальных зарплат, то требуется обязательное уведомление антимонопольного органа о состоявшейся реорганизации); разделения и выделения унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных зарплат (если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%). При нарушении этих требований антимонопольный орган вправе требовать в судебном порядке признания недействительной состоявшейся реорганизации.

Статья 27 Федерального закона «О защите конкуренции» (вступает в действие 26.10.2006) Федеральный закон  «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.предусматривает, что с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

1) слияние коммерческих  организаций (за исключением финансовых  организаций), если суммарная стоимость  их активов (активов их групп  лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления), превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее - реестр);

2) присоединение коммерческой  организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

3) слияние финансовых  организаций или присоединение  финансовой организации к другой  финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

4) создание коммерческой  организации, если ее уставный  капитал оплачивается акциями  (долями) и (или) имуществом другой  коммерческой организации (за  исключением финансовой организации), создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 28 настоящего Федерального закона, и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;

5) создание коммерческой  организации, если ее уставный  капитал оплачивается акциями  (долями) и (или) имуществом финансовой  организации, создаваемая коммерческая  организация приобретает в отношении  таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 29 настоящего Федерального закона, и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

Информация о работе Реорганизация юридического лица