Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:33, реферат
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике,
рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам
приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в
экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного
хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что
зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного
строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при
капитализме.
Введение ..........................стр.3
1. Место и роль собственности в системе
экономических отношений ............... стр.4
2. Изменение отношений собственности-
важнейшее условие формирования рынка ...........стр.8
3. Пути перехода к многообразию форм
собственности ......................стр.11
4. Формы собственности в переходный
период .........................стр.17
Заключение ........................стр.21
Литература .........................стр.23
сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную
формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается
с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполага¬ет свободу производственной
и коммерческой деятельности,
конкуренцию между
быть преодолено господство ка¬кой-то одной формы собственности. Оно должно
быть заменено взаимно до¬полняющими друг друга различными формами
собственности, каждая из ко¬торых оказалась бы наиболее приспособленной к
конкретной сфере эконо¬мики, к каждому специфическому виду экономической
деятельности.
Госсобственность
в переходный период
Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на
федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:
• результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на
судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность,
состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие
общепризнанные человеческие ценности;
• федеральная собственность охватывает огромное число объектов,
расположенных на всей территории страны и за ее пределами;
• объекты
федеральной собственности
правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального
хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных
направлениях;
• реализация
права государства на объекты
собственности достигается
функционирование системы управления государственной собственностью,
представляющей собой
трехуровневую иерархическую
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию
опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к
расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что
государственная собственность бу¬дет полностью свернута. Есть такие отрасли
народного хозяйства, кото¬рые нецелесообразно дробить на элементы.
Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам, работающим
в интересах всего государства. Очевидно, что в России энер¬гетика, транспорт,
производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться
в сфере государственной собствен¬ности. Сюда должны быть отнесены
материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
В рекомендациях различных авторов, доля государственной собствен-ности должна
составлять 50-30% основных производственных фондов.
Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные
позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему
системы управления. По-видимому, все госпредприятия мо¬гут быть разделены на
две категории: одна - под прямым управлением го¬сударства, вторая - на полном
коммерческом расчете.
Важная проблема в развитии государственной собственности - прео-доление
монополизма, характерного
для административно-командной
1990 г. в машиностроении
бывшего СССР доля
достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства
монополизм еще более усугубился, так как мно¬гие предприятия-дублеры
оказались по разные стороны новых государс¬твенных границ.
Понятно, что демонополизация производства, основанного на госу-дарственной
собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление
монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий,
механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-
дублеров потребовалось бы слишком много средств, ко¬торыми наша страна в
настоящее время не располагает.
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации
производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать
свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных
товаров.
В преодолении монополизма может играть положительную роль исполь-зование
опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В
частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической
свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший гори¬зонтальное слияние
фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.)
распространил это запрещение на вертикаль¬ные слияния. За нарушение
антимонопольных законов предусмотрена уго¬ловная ответственность (штраф до
100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может
заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от
монополизма.
В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень
монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен
принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монопо¬лист ставится под
контроль государства. В ФРГ один предприниматель мо¬жет владеть не более чем
30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более
70%. Верхняя планка
для одной фирмы в
20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.
Тем не менее, одной
из главных теоретических и
разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей,
моделей приватизации.
Заключение.
Работая над своей курсовой работой, я преследовала целью не только оценку
тех исторических шагов, которые были сделаны нашей страной на пути к рыночной
экономике, но и размышление о дальнейших попытках этого перехода.
Переход к рынку, как мы уже отмечали, - очень сложный и длительный процесс.
Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным
требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих
приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь
она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а
спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
Пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ
Российской экономики. Для этого все россияне должны осознать всю сложность
теперешней ситуации и приложить все усилия чтобы реформы осуществлялись в
интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных
структур. Короче, успешное развитие экономики, выход её из кризиса зависят от
совместных действий всего населения России, от каждого из нас.
Хотелось бы отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, как мы
думаем, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации
России, предоставления
свободы экономической
укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими
показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит
очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако мы уверены,
что, если пройдём весь этот трудный путь до конца, Россия будет
цивилизованным государством во всех отношениях.
Список литературы:
НАВЕРХ