Приватизация и ее формы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России.

Оглавление

Введение 3
1. Необходимость и предпосылки приватизации в России 5
2. Приватизация 8
2.1. Понятие приватизации и разгосударствления 8
2.2. Способы и формы приватизации 11
2.3. Этапы приватизации 14
3. Особенности приватизации в России 16
3.1. Понятие приватизации в России 16
3.2. Цели российской приватизации. 18
3.3. Государственная программа приватизации 19
3.4. Ваучерный этап приватизации 20
3.5. Денежный этап приватизации 25
3.6. Итоги российской приватизации. 27
Заключение 30
Глосарий 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Приватизация и ее формы в России.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 

3.5. Денежный этап приватизации

 

К началу 1994 г., было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов. Но, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Нынешняя программа ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Сохранены были все основные способы приватизации, прежние три варианта льгот (резко усилены стимулы третьего варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д. Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной долей имущества свыше 25%. Имущество этих предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны были пройти и все предприятия - банкроты.

Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения для участия зарубежных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как за деньги, так и за чеки.

Программа также предусматривала укрепление роли инвестиционных фондов. Им разрешено было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25%., вместо прежних 10%. Это позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными обществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв, что просто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции более крупным и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов другими была легализована Программой.

Нельзя было забывать  о главном принципе приватизации - предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов - приватизации и банкротства, удалось решить когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий - банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства.

И, наконец, третий путь - это была обязательная смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен. Такая норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации. В этом случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при обычной приватизации, т.к. речь шла не  о перераспределении собственности, а об экономическом оздоровлении предприятия. Ему необходимо было находить инвестора, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно форсировать процесс принудительной приватизации.

 

3.6. Итоги российской приватизации

 

Несомненным результатом проводимой реформы явился процесс трансформации централизованной плановой системы в рыночную экономику смешанного типа. Сложилась многоукладная экономика, появился класс собственников в лице владельцев приватизированных предприятий и недвижимости. В структуре занятых выросла доля лиц, занятых в негосударственном секторе. Так, если в 1991г. на предприятиях государственной формы собственности было занято 75,4%, то в 1995г. их доля составила 42,1%, в то же возросла доля занятых в частном секторе с 13,3% до 34,4% и на совместных предприятиях – с 10,3 до 22,8%[14].

Среди приватизированных предприятий 51% составляют предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Доля приватизированных предприятий в производстве составляет 33%. В аграрном секторе создано 293 тыс. фермерских хозяйств[15].

С переходом к денежному этапу приватизации начался процесс концентрации прав собственности, что находит выражение в создании финансово-промышленных групп, усиления их роли в реальном секторе экономики. Широкое развитие получил процесс создания рыночных институтов. Увеличилось количество фондовых и товарных бирж, брокерских контор и фирм, коммерческих банков, идет процесс концентрации банковского капитала. Происходят изменения в структуре денежных доходов населения: увеличивается доля доходов от предпринимательской деятельности, от финансово-кредитных операций.

К сожалению, отмеченные позитивные сдвиги в экономике происходили на фоне глубоких негативных результатов проводимой реформы. Основными из них являются: обвальный спад производства, резкое снижение жизненного уровня населения, усиление сырьевой ориентации экономики и рост зависимости от внешнего рынка, сокращение отечественного рынка для собственных товаропроизводителей. Ухудшились макроэкономические показатели: упала в два раза доля России в мировом производстве, снизились объемы ВВП, капитальных вложений в производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, рыночного товарооборота, реальных доходов населения. Разрыв в доходах между богатыми и бедными слоями населения возрос с 4,5 раза до 13,5 раза. Тяжелое положение обусловлено особенностями реформы. Предполагалось, что либерализация цен и приватизация сами по себе приведут к созданию конкурентной среды, свободному переливу капиталов. И в этой ситуации преимущественное развитие получат отрасли конечного спроса. Однако этого не произошло, а произошел обвал цен и глубокий спад производства. Предполагалось, что либерализация приведет к массовым банкротствам слабых, технологически устаревших предприятий. Однако в тяжелом положении оказались и весьма перспективные высокотехнологичные предприятия. При общем глубоком спаде производства наблюдается большая неравномерность: наиболее тяжелое положение сложилось в легкой, машиностроительной, пищевой, нефтехимической промышленности, т.е. в тех областях, которые должны работать на потребительский рынок и рынок инвестиций. Более благоприятная ситуация лишь в отраслях топливно-энергетического комплекса, активно работающего на экспорт. В аграрном секторе спад производства идет на фоне общего снижения эффективности использования земель и падения продуктивности животноводства.

В целом реальный сектор экономики стал характеризоваться тенденцией сужающегося воспроизводства, разрушением базисных производств, обеспечивающих научно-технический прогресс, что увеличивает зависимость нашей экономики от мирового рынка. Даже в области потребительских товаров выросла зависимость от импортных поступлений, в то время как отечественные товаропроизводители испытывают трудности с реализацией производимой продукции. За годы реформы в структуре экономики страны повысился удельный вес сырьевых отраслей и отраслей низкой степени переработки. Российская экономика все более принимает черты колониальной экономики.

За годы реформы были разрушены нормальные условия воспроизводства не только материального продукта, но и главного фактора производства - человека. Резко упал жизненный уровень населения, усилилось имущественное неравенство в обществе. Тревожен не сам по себе факт усиления имущественного расслоения в условиях перехода к рыночной экономике, а его специфика для России: в разряд бедных попала значительная часть экономически активного и высококвалифицированного населения (техническая интеллигенция, научные работники, учителя, врачи и т.д.).

Сложилась ничем не оправданная дифференциация в заработной плате работников финансовой сферы и сферы производства, работников бюджетной сферы и ряда приватизированных предприятий, а внутри предприятий – различие в заработной плате между руководителями и работниками может достигать 10-15 раз, а иногда и значительно больше.

Реформа способствовала процессу первоначального накопления капитала, одной из особенностей которого является широкое использование в этих целях экономическими субъектами сугубо спекулятивных сделок. Спекулятивный характер накопления капитала в условиях экономической и политической нестабильности вынуждает владельцев капитала искать надежные способы его хранения, что ведет к вывозу капитала за рубеж. Вовлечение в сферу спекулятивных действий государства, предпринимателей, банкиров и населения усиливает процесс перераспределения богатства в интересах немногих, снижает реальный потенциал экономического роста.

Резко ухудшилась и продолжает ухудшаться демографическая ситуация: снижается рождаемость, увеличивается заболеваемость, снижается средняя продолжительность жизни.

 

 

Заключение

Итак, среди реформ 1992-2003 г. ведущее место занимает приватизация. Приватизация - это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельца.

         Подведем итог всему вышеизложенному и отметим особенности приватизационного процесса в России.

Приватизация означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия. Приватизация может осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества и т.д.

Начиная в 1992г. широкомасштабную приватизацию, российское правительство оказалось в условиях, при которых нормальная продажа государством своего имущества в частные руки была невозможна по трем основным причинам:

такая приватизация – дело небыстрое, а избранный вариант реформы экономики требовал незамедлительного разгосударствления;

дело штучное, требующее участия многочисленной армии квалифицированных специалистов, которых, естественно, в наличии не было;

и это, пожалуй, самое важное и непреодолимое обстоятельство – в стране попросту отсутствовали необходимые денежные средства.

К сожалению, реформирование ключевых отраслей и либерализация производственно-экономических связей не обеспечили экономический рост – увеличение темпов развития и рост национального дохода на душу населения. Поспешная приватизация и криминализация экономики привели к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство и связи, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств. За 1992-1998гг. закрылось более 70 тыс. заводов в различных регионах страны. Игнорирование организаторами процесса приватизации основной сущности собственности (как совокупности производственных отношений, а не только как совокупности имущества) отбросило страну назад в экономическом развитии.

Как итоги приватизации можно отметить:

разрушение той части производительных сил, которые отличают современное постиндустриальное общество;

структура российской экономики изменилась в сторону увеличения доли сырьевых отраслей (в СССР доля топливно-энергетического комплекса составляла около 8%, сейчас эта доля превышает 1/3);

снижение уровня производства на 51%.

Важнейшей задачей, которую необходимо решить для восстановления способности государства управлять экономикой, является четкое оформление системы отношений собственности и системы управления государственной собственностью. В России на сегодняшний день до сих пор не сложилось четкой системы отношений собственности. Права собственности в них «размыты» среди трех основных групп субъектов:

работников предприятий;

руководства тех же предприятий;

так называемых внешних собственников (акционеров), в качестве которых чаще всего выступают частные фирмы и банки.

                                                     

 

 

 

Глоссарий

 

№пп

Новое понятие

Содержание

1.

Главная задача приватизации госуд. предприятий

- коренное преобразование отношений собственности

2.

Государственная собственность

- система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти

3.

Коллективная собственность

- система экономических отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами производства

4.

Объекты государственной собственности, подлежащие приватизации

- понимаются предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и иных ценностей.

5.

Правами покупателей объектов приватизации

- пользуются только граждане и негосударственные юридические лица

6.

Приватизация

Акт передачи ранее предоставлявшихся государством услуг предприятиям частного сектора.

7.

Приватизация (лат. privatus - частный)

- передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность

8.

Продавцы объектов государственной собственности

- специальные исполнительные органы (республиканские комитеты по управлению государственным имуществом и аналогичные им органы), в функции которых входит непосредственная организационная работа по приватизации государственной собственности и оперативно - хозяйственное управление предприятиями, передаваемыми в их ведение

9.

Разгосударствление

- переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов

10.

Формы приватизации:

- платная;

- бесплатная;

- льготная;

- формальная;

- реальная;

- открытый и ограниченный тендер;

- аукцион;

- Management-Buy-In.

Информация о работе Приватизация и ее формы в России