Приспособление мусульманского права к современному миру

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

I Мусульманское право………………………………………………………...……………………….5

1.1 Основные черты мусульманской правовой системы………………………………………………………………………….…..5

1.2 Источники мусульманского права……………………………………………...………………………………….9

II Право мусульманских стран: право Арабского Халифата………………………………………………………………...…………14

2.1 Право личного статуса ……….……………………………………………………………………..………..15

2.2 Преступления и наказания……………………………………………………………………………22

III Приспособление мусульманского права к современному миру……………………………………………………………………………..…...26

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованных источников……………………………………...…………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.doc

— 163.50 Кб (Скачать)
 

                                                     Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

I Мусульманское право………………………………………………………...……………………….5

1.1 Основные черты мусульманской правовой системы………………………………………………………………………….…..5

1.2  Источники мусульманского права……………………………………………...………………………………….9

II Право мусульманских стран: право Арабского Халифата………………………………………………………………...…………14

2.1 Право личного статуса ……….……………………………………………………………………..………..15

2.2 Преступления и наказания……………………………………………………………………………22

III Приспособление мусульманского права к современному миру……………………………………………………………………………..…...26

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованных источников……………………………………...…………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия1.

     Считалось, что все необходимые для мусульман  законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство  не должно издавать новых законов, а  лишь исполнять волю Аллаха.

     Одним из наиболее крупных явлений в  средневековой цивилизации на Востоке  стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского  халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

     После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.).

     Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и  традиции, действовавшие в доисламской  Аравии и на завоеванных арабами  территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман — Коран и Сунна.

     При написании данной работы, я поставил цель изучить структуру мусульманской  правовой системы. Для этого нужно решить задачи, связанные с такими вопросами как процесс возникновения и формирования мусульманского права, дать общую характеристику шариата и основных его источников, рассмотреть мусульманское право на примере права Арабского Халифата, и проанализировать приспособление мусульманского права к современному миру.

     При написании данной работы были использованы труды таких авторов как Еремеев  Д. «Шариат - исламский кодекс права  и морали», Сюкиянен А.Р. "Мусульманское  право", Коровиков А.В. «Исламский экстремизм в Арабских странах» и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      I Мусульманское право 

      1.1 Основные черты мусульманской правовой системы

            Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки.

Правовые  системы 45 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии) относятся  к мусульманской правовой системе. Наиболее мусульманскими считаются 33 страны ( Иран, Афганистан, Турция, государства  Арабского востока, Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.) Здесь более 80% населения является мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией2.

     Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.1 Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.

Мусульманское право имеет пять источников:

1. Священная  книга Коран, состоящая из высказываний  Аллаха, обращенных к последнему  из его пророков и посланцев  Магомету;

2. Сунна  - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

3.    Иджтихат - метод,  в котором нуждались компетентные  лица (фукаха), поставившие разум на служение религии.

4. Иджма  - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

5. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общественный характер. 

     К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник.

     В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала возможность его толкования.

     Основное  содержание мусульманского права - вытекающие из ислама правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний.

     С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические  и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте.

     Мусульманское право (шариат) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления, как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Тесная  связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

* обязательные;

* рекомендуемые;

* дозволенные;

* предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;

* запрещенные  и подлежащие наказанию.

Основная  тенденция шариата – оценка различных  жизненных обстоятельств с точки  зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что  они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату)3.

Как конфессиональное право шариат отличается от канонического  права в странах Европы в том  отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и  церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм1.

Признание божественного предопределения  в шариате с  неизбежностью  породила и большую значимость вопроса о свободе  воли  мусульманина  и  ее  пределах. Столкнувшиеся по этому поводу  религиозно-философские  школы  заняли  разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты)  вообще  отрицала  свободу  воли человека.

      Для шариата  не  к  правам  мусульманина,  а  к  его  обязанностям  по отношению к Аллаху. Нормы,  содержащие  также  обязанности,  определили  всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение  молитвы,  соблюдение поста  и  правил  захоронения  и  т.д.).  Не  случайно  особенностью   норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только  к  мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу  и  шариату  были  присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы  коллективизма, милосердие,  заботы  о  калеках.  Но  в  шариате  нашли  свое  отражение   и представлении  о  бессилии  человека  перед  богом,  о   вытекающей   отсюда

созерцательности   и   покорности.   В   Коране   особенно    подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять  терпение  и  смирение:  "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми". Таким же образом в шариате закреплялась обязанность  мусульманина  подчиняться  халифу  и  государственной   власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику  и обладателям власти  среди вас".

      Одной из характерных черт  средневекового  мусульманского  права  была его  целостность.  Вместе  с  представлением  о  едином  боге  -  Аллахе   - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный  порядок. мусульманское  право на  первый  план  выдвигало не   территориальный,   а конфессиональный принцип. Мусульманин,  находясь  в  любой  другой  стране, должен был  соблюдать  шариат,  сохранить  верность  исламу.  Постепенно   с распространением ислама  и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. 

         1.2 Источники мусульманского права

Шариат  имеет множество источников. Ниже кратко изложены их  содержание и смысл.

           Коран

     Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

     Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые  из них верующие записывали по собственной  инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так, мы ниспослали его как арабский судебник"4.

Информация о работе Приспособление мусульманского права к современному миру