Правовой статус студента высшего учебного заведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Остается в значительной степени неурегулированной проблема ответственности студента. Ее можно разделить на несколько составляющих. Во-первых, это ответственность социальная. Студент получает целый ряд возможностей, льгот, приоритетов, предусмотренных законодательством об образовании и другими релевантными нормативно-правовыми актами, важную материально-финансовую и организационную поддержку государства, особый социальный статус. Масштабы поддержки конкретного студента могут быть различны, отсюда и разная степень социальной ответственности.

Файлы: 1 файл

Правовой статус студента вуза.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Статус студента включает базовую и факультативную части. Базовая часть - это общие права и обязанности, обусловленные его добровольным вхождением в административный коллектив, то есть "коллективные" права, общие для любого члена этого коллектива. Это неизменный для всех категорий обучающихся блок, статичное ядро - минимальный (хотя и довольно значительный) набор прав, обязанностей и ответственности, а также гарантии, его обеспечивающие. Они определяются законодательными и иными нормативными актами, прежде всего, Законом РФ "Об образовании" (ст. 50). В то же время следует подчеркнуть изначальную недостаточность существующей правовой регламентации - нормы носят слишком общий характер и содержат частые отсылки к уставу учебного заведения. В устав можно не внести ничего более конкретного, решая все возникающие вопросы методом оперативного реагирования - приказами и распоряжениями по вузу. Тем самым студенты лишаются стабильной правовой основы своего пребывания в вузе и конкретных гарантий своего статуса [7, c. 133].

Проведен анализ более 100 действующих уставов государственных вузов различной ведомственной подчиненности (преимущественно Минобразования России) и разных видов; изучен ряд уставов муниципальных и негосударственных вузов. Можно сделать однозначный вывод о том, что вузы, несмотря на предоставленную нормативными актами возможность, не уделяют достаточного внимания проблеме локальной регламентации статуса студента. Формулировки уставов, посвященные правам студента, просто копируют нормы названных законов и Типового положения о вузе. Вузы, подчиненные одному министерству - образования, культуры, здравоохранения и т.д., в основном копируют друг друга в части установления прав и обязанностей студентов. Это касается, например, условий перевода с платного обучения на бесплатное, порядка и срока восстановления лиц, отчисленных по неуважительным причинам, процедур дисциплинарного производства и др. В уставах негосударственных вузов конкретики в этой части также очень мало, формулировки носят самый общий характер. Следовательно, при существующей практике, необходимо просто ввести в закон четкие предписания, и вузы, в том числе негосударственные и муниципальные, с готовностью их воспроизведут в своих уставах.

Вхождение в число студентов не влечет за собой никаких ограничений в общеправовом статусе гражданина. Становясь студентом, гражданин получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на ВПО: право бесплатно пользоваться библиотечными и иными фондами, услугами всех его подразделений; обучаться в соответствии с избранной программой; право обжаловать действия администрации, участвовать в управлении делами вуза, в обсуждении и решении важнейших вопросов его деятельности; им сопутствует обязанность соблюдать устав образовательного учреждения и его Правила внутреннего распорядка. Это базовая, или стационарная часть правового статуса обучающегося.

Факультативная часть, как отмечалось выше, формируется в зависимости от целого ряда обстоятельств, поэтому в правовом положении студентов возможны серьезные отличия, обусловленные не только статусом образовательного учреждения, его уставом и иными локальными актами, но и образовательным уровнем обучающегося, реализуемой профессиональной образовательной программой, содержанием договора на образовательные услуги и т. д.

Коль скоро студент - это социальный статус, права, и обязанности студента не ограничены учебным процессом, они обусловлены всей вузовской жизнедеятельностью и степенью социальной активности студента, потому и ответственность студентов может наступать за нарушения, совершенные вне стен вуза, - вплоть до исключения из вуза.

 

2.2. Права и обязанности студента БГПУ им. М. Акмуллы.

 

Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации.

Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным государственным органом управления образованием. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования.

За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом высшего учебного заведения.

Другие права студентов могут быть установлены законодательством и (или) уставом высшего учебного заведения.

Студенты высших учебных заведений обязаны:

  • овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами ВУЗа;
  • соблюдать устав высшего учебного заведения;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка и правила общежития.

За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через 1 месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах.

Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Конституционное право на образование зависит не только от внешних факторов, обеспечивающих его реализацию. Оно предполагает наличие разнообразных прав, свобод и обязанностей студентов. Некоторые права можно одновременно рассматривать как гарантии реализации основного, конституционного права на образование, - например, право на получение социальной стипендии.

Очевидны различия в возможностях и гарантиях реализации права на ВПО в государственных и негосударственных вузах. Если ориентироваться на либеральную модель и рассматривать образовательные учреждения как элемент гражданского общества, то статус студентов должен в основе своей, безусловно, совпадать и в полной мере обеспечиваться надлежащей организационно-правовой защитой.

Основной объем прав и обязанностей студентов лежит в плоскости учебного процесса, они перечислены в ст. 16-19 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в п. 62-74 Типового положения о вузе, ряд норм разбросан по тексту этих нормативно-правовых актов. Однако следует отметить, что этот набор прав может быть отнесен только к студентам гражданских государственных или муниципальных вузов. В ряде случаев в законе делается соответствующая оговорка, однако фактически отличий в статусе обучающихся в иных образовательных учреждениях гораздо больше. Студенты государственных и муниципальных вузов также могут различаться по объему своих прав. На обучающихся в военных образовательных учреждениях эти нормы вообще не распространяются, их статус определен Типовым положением о военном образовательном учреждении ВПО. Целесообразно закладывать в принципы регулирования образовательных отношений равенство прав и обязанностей студентов независимо от организационно-правовой формы вузов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (когда это касается каких-либо дополнительных государственных расходов или напрямую связано с интересами государства).

В уставах вузов обычно предусматриваются такие обязанности общего характера, как поддержание авторитета вуза (или содействие его росту), бережное отношение к имуществу вуза, исполнение законных приказов и распоряжений администрации и т. д. Кроме того, нужно назвать обязанность студентов, проживающих в общежитии, заключить договор по типовой форме (которая до сих пор не утверждена федеральным органом управления образованием, и вузы разрабатывают ее самостоятельно); обязанность студентов, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса, заключать контракт; обязанность студентов, обучающихся за счет собственных средств, своевременно оплачивать стоимость обучения в соответствии с условиями договора; также для студентов - "договорников" и "целевиков" может быть предусмотрена обязанность освоения дополнительных учебных дисциплин [8, c. 106].

В целом можно считать объем прав и обязанностей студентов достаточно сбалансированным - с учетом того, что их академические права, свободы и обязанности корреспондируют автономии вуза. Однако не все из заявленных прав в должной мере обеспечены надлежащими гарантиями, как организационными, так и материальными.

Остается в значительной степени неурегулированной проблема ответственности студента. Ее можно разделить на несколько составляющих. Во-первых, это ответственность социальная. Студент получает целый ряд возможностей, льгот, приоритетов, предусмотренных законодательством об образовании и иными релевантными нормативно-правовыми актами, значительную материально-финансовую и организационную поддержку государства, особый социальный статус. Масштабы поддержки конкретного студента могут быть различны, отсюда и разная степень социальной ответственности. Так, студент, обучающийся за счет средств бюджета, в значительной степени должен чувствовать бремя социальной ответственности перед государством и налогоплательщиками. Студент, который платит за обучение родительскими деньгами или средствами спонсора, работодателя, прежде всего перед ними и ответственен.

Показателем социального характера ответственности студента является то, что большинство вузов отчисляет студентов, совершивших уголовные правонарушения, а иногда и административные правонарушения, со ссылкой на свои уставы.

Во-вторых, это ответственность непосредственного участника образовательных отношений - за соблюдение установленных норм и правил, исполнение обязанностей, надлежащую реализацию своих прав и свобод и т.д., то есть юридическая ответственность. Однако и в том, и в другом случае речь идет об ответственности, возникающей у личности в связи с адресным получением от государства конституционного права на высшее профессиональное образование.

Ответственность студента в образовательных отношениях - это ответственность за выполнение надлежащим образом графика учебного процесса, посещение обязательных занятий, соблюдение учебной дисциплины и многочисленных требований Правил внутреннего распорядка и общежития. В ст. 16 закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" говорится об ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных уставом. Выше уже было сказано о том, как обстоит дело с вузовскими уставами - их обтекаемые формулировки делают студента совершенно незащищенным. Поскольку в этом случае речь идет о дисциплинарной ответственности, требуется нормативная конкретизация составов возможных правонарушений участников образовательных отношений [9, c. 123].

 

 

Заключение

 

Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогической психологии, поскольку и результат, и процесс усвоения знаний в значительной мере зависят от вовлеченности в учебный процесс, заинтересованности самого обучающегося [5, c.269]. Вместе с тем, в психолого-педагогической литературе не существует единого подхода к понятиям «учебная мотивация» и «учебный мотив». Так же отсутствует единая общепринятая классификация учебных мотивов. Наиболее яркой, представленной в отечественной науке является классификация, в которой учебные мотивы подразделяются на внутренние (направленные на процесс и результат деятельности) и внешние (направленные на получение награды или избегание наказания).

Различные виды учебной мотивации в своих взаимоотношения многообразны и в значительной мере предопределяют общее и избирательное отношение студентов к отдельным учебным предметам и дисциплинам, в которых в разных формах и мерах представлены содержание и способы будущей профессиональной деятельности. Подобно профессиональной направленности учебной мотивации, отношение студентов к учебным дисциплинам также имеет многогранный характер и складывается из разных оценок. Учебный предмет может оцениваться студентом с точки зрения его важности для профессиональной подготовки, с точки зрения личного познавательного интереса в определенной области знаний, с точки зрения качества преподавания, вызывающего чувство удовлетворенности или неудовлетворенности учебным предметом, и, наконец, с точки зрения собственных способностей и возможностей, определяющих уровень трудности усвоения той или иной учебной дисциплины. Формирующееся на основе названных оценок общее и избирательное отношение студентов к учебным предметам образует еще один, относительно самостоятельный уровень мотивационно-целевой основы обучения.

 

Список литературы

 

  1. Атаманчук Г. В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. М., 2010.
  2. Бережнов А. Г. Государство и личность // Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. М.: "Зерцало", 2010. Т. 1. С. 263. 
  3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология Учебник. М., 2011. – 410 c.
  4. Бороздина Л.В. Психология характера: Ист. очерк: Учебник /Л.В. Бороздина. - М.: Изд-во МГУ, 2007-Ч. 1. - 218 с.
  5. Бурно М.Е. О характерах людей. /М.Е. Бурно. - М.:, 2009.- 105 с.
  6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  7. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2013. 
  8. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Психологическая служба, 2011. – 566 c.
  9. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера /А. Лоуэн; Пер. с англ. Поле Е.В. - М.: Компания ПАНИ, 2006.- 319 с.
  10. Мешко Г.М. Введение в педагогической профессии: Лекции и практические занятия. Учеб-метод. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - К.: Академвидав, 2010. – 200 с.
  11. Штыков В. В. Административно-правовая организация механизма управления высшим образованием: региональный аспект: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Хабаровск. гос. технич. ун-т, 2011.

Информация о работе Правовой статус студента высшего учебного заведения