Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 13:30, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Остается в значительной степени неурегулированной проблема ответственности студента. Ее можно разделить на несколько составляющих. Во-первых, это ответственность социальная. Студент получает целый ряд возможностей, льгот, приоритетов, предусмотренных законодательством об образовании и другими релевантными нормативно-правовыми актами, важную материально-финансовую и организационную поддержку государства, особый социальный статус. Масштабы поддержки конкретного студента могут быть различны, отсюда и разная степень социальной ответственности.
Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.
Зарубежное законодательство зачастую дает множество примеров более подробной регламентации статуса студента в части его обязанностей.
Так, в федеральном законе Австрии об организации университетов и обучении в университетах перечислены следующие специфические обязанности студентов: незамедлительно информировать университет об изменении фамилии и адреса; в установленные сроки подавать заявление о продолжении обучения, в случае предполагаемого прекращения обучения своевременно подать заявление; в установленные сроки записываться на сдачу экзамена и забирать заявление о сдаче экзамена. Обязанности во многом обусловлены свободой обучения и передвижения в период обучения, характерной для западной модели образования. И ни слова – об общей дисциплине. Однако австрийские студенты, как и студенты Германии, должны оплачивать обучение.
В законе об университетах Испании учеба названа единственной обязанностью учащихся, которая в тоже время является и правом. Другие обязанности определяются уставом университета.
Обязанности китайских студентов – воспитываться в духе патриотизма, коллективизма и социализма. Есть и ряд идеологических требований: усваивать марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина.
В законе о высшем образовании и научных исследованиях Нидерландов нет специального раздела об обязанностях. Обязанности студентов, вытекающие из контекста, лежат в плоскости образовательного процесса. А в рамочном законе о высшем образовании ФРГ правом и обязанностью всех членов вузов, в том числе студентов, записавшихся на обучение, определяется сотрудничество в самоуправлении.
Как мы видим, многое зависит от менталитета и от истории студенческого движения.
Законом Украины от 17 января 2002 года №2984-III «О высшем образовании» закреплены 15 прав украинских студентов на:
- выбор формы обучения;
- безопасные и безвредные
- трудовую деятельность во
- дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с учебой по основному месту работы, сокращенное рабочее время и другие льготы, предусмотренные законодательством для лиц, совмещающих работу с учебой;
- пользование учебной, научной, производственной, культурной, спортивной, бытовой и оздоровительной базами вуза;
- участие в научно-
- участие в обсуждении и
- предоставление предложений
- участие в объединениях
- выбор учебных дисциплин по специальности в пределах,
предусмотренных образовательно-
- участие в формировании
- моральное и/или материальное поощрение за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе;
- защиту от любых форм
- бесплатное пользование
- каникулярный отпуск
Обязанностей у студента, как ни странно, всего две. Соблюдать законы, устав, правила внутреннего распорядка высшего учебного заведения и выполнять график учебного процесса, требования учебного плана.
Численность студентов в вузах (включая негосударственные) с 1993 года неуклонно возрастает по всем формам обучения и в 2002 году составила 5926,1 тыс. человек. Очевидно, что такая представительная и значимая часть населения не должна оставаться вне сферы государственного внимания. Правовое регулирование вузовской жизнедеятельности предполагает, в том числе, и надлежащее правовое закрепление статуса основного участника образовательного процесса. Статус студента - не самопроизвольная абстрактная конструкция, а производная от сущности и содержания образовательных отношений, от позиции государства в вопросе регулирования высшего образования.
В соответствии с федеральным законом 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", студент - это лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования (ВПО).
Очевидно, что такая представительная и значимая часть населения не должна оставаться вне сферы государственного внимания. Правовое регулирование вузовской жизнедеятельности предполагает, в том числе, и надлежащее правовое закрепление статуса основного участника образовательного процесса. Статус студента - не самопроизвольная абстрактная конструкция, а производная от сущности и содержания образовательных отношений, от позиции государства в вопросе регулирования высшего образования.
В соответствии с федеральным законом 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", студент - это лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования (ВПО).
Он является основным участником образовательных отношений, и, следовательно, главным элементом правового регулирования в этой сфере. Вуз в процессе выполнения своих основных социальных функций аккумулирует различные категории обучающихся, однако именно студенты составляют ядро, стержень отношений в системе высшего образования. Ради них запускается весь механизм реализации конституционного права граждан на ВПО.
Статус студента дает яркую картину тесной внутренней взаимосвязи норм различных отраслей права как относительно самостоятельных частей единой системы действующего права. Длительное время господствовало мнение, что студент - объект административно-правового регулирования, то есть "публичного" интереса. Следствие этих подходов можно наблюдать сегодня на практике: в вузах в известной степени сохраняется ориентация на государственное регулирование даже тех вопросов, которые охватываются понятием академических свобод или вузовской автономии, то есть должны регламентироваться самими вузами. Наряду с этим возможности и академические свободы студентов вводятся в жесткие рамки локального регулирования, множественных нормативных предписаний, в то время как многие принципиальные вопросы, наоборот, не регламентируются, учебная администрация и преподаватели следуют обычаям и традициям вуза, собственной привычке, исповедуя авторитарный дух организации обучения. Так, наряду с известными Положениями - о курсовых экзаменах и зачетах, о курсовых, магистерских работах, о рейтинговой системе оценки студентов в вузе и др., в вузах существует неписаное правило писать диплом только на выпускающей кафедре, не допускается изменение темы дипломной работы или смена руководителя, экзаменаторы требуют конспект лекций на экзаменах; как правило, не существует четкого регламента работы ГАК, часто не разрешается пересдача на повышенную оценку и т. п.
Зачастую студент из активного участника образовательного процесса превращается в пассивного потребителя-исполнителя, что противоречит и целям образования, и принципам политики властей в молодежной сфере. Демократичный по сути своей, ГОС в приложении к студенту конкретного вуза превращается в жесткие рамки учебного плана и графика учебного процесса. С учетом сложившейся ситуации необходимо нормативно закрепить права студентов в учебно-воспитательном процессе, а также развить различные возможности выбора в рамках государственного образовательного стандарта (ГОС) в процессе обучения, вплоть до перерывов в учебе, набора зачетных единиц и т. д.
Поскольку правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством, представляет по сути своей систему эталонов, образцов поведения, поощряемых и защищаемых государством от нарушений и, как правило, одобряемых обществом, в статусе студента должна найти отражение демократизация всех сфер общественной жизни, в том числе образования.
В последние годы возникла концепция образовательного права как комплексной отрасли, регулирующей отношения в сфере образования путем привлечения, через определенную трансформацию, норм других отраслей. Полагаем, что создание универсальной многомерной модели статуса студента в рамках образовательного права позволит обеспечить надлежащую всестороннюю гарантированность реализации конституционного права граждан на ВПО.
Только сочетание прав, обязанностей и ответственности позволяет обеспечивать личные и публичные интересы. В этом плане образовательные отношения особенно показательны. Образование, особенно высшее, - важнейший фактор экономического и социального прогресса общества. Не случайно право на образование относят к общественному долгу, проблемы образования рассматриваются в контексте национальной безопасности. Свобода осуществления субъективного права на образование упирается в ответственность носителя этого права за его надлежащую реализацию, за собственные действия в процессе обучения, общежития, иных форм социализации.
Многие авторы справедливо полагают, что государство в условиях рынка не может быть единственным субъектом, полностью обеспечивающим реализацию и защиту всех социально-экономических прав, в том числе и права на образование. Государство создает все многообразие условий для развития человека - формирование социо-культурного пространства, стимулирование творческого роста, использование его талантов и возможностей, проведение в жизнь принципов социальной справедливости и проч. И далее это уже задача самого человека - использовать предоставленные ему возможности, включиться в систему социо-культурных отношений, реализовать свое право на высшее профессиональное образование.
В этой ситуации возрастает роль вуза как структуры, непосредственно обеспечивающей возможность получения высшего образования. Однако из содержания действующего образовательного законодательства юридическая связь вуза и студента не очевидна. Студенты, обучающиеся с оплатой стоимости обучения, заключают договор - но здесь важно не впасть в другую крайность, сведя их отношения к обычному гражданско-правовому договору. Представляется целесообразным использовать аналогию с трудовым договором и ввести в законодательство понятие "образовательный договор", имея в виду обязательное заключение договора между вузом и студентом, устанавливающего конкретные права, обязанности и взаимную ответственность сторон в течение всего срока обучения. Несмотря на название "образовательный договор", в нем должны быть отражены все стороны вузовской жизнедеятельности - кроме учебного процесса, это и участие в научных исследованиях, воспитательный процесс, проблемы поддержания правопорядка и обеспечения сохранности имущества, возможности трудоустройства как во время обучения, так и по окончании вуза, социальные права (культурно-массовые мероприятия, льготные путевки и проч.), меры юридической защиты и т.д.
Статус студента во многом обусловлен процедурами и условиями его вхождения в административный коллектив. Именно на стадии приема, в процессе возникновения и формирования образовательных отношений определяются дальнейший объем прав, обязанностей, их возможные ограничения. Правовые основания возникновения прав и свобод, обязанностей и ответственности студента (зачисление в вуз и все, что этому предшествует, - сложный юридический состав) также должны рассматриваться как элемент его правового статуса. Таким образом, сложная конструкция статуса студентов с переплетением прав и обязанностей, свобод и ответственности начинается с правовых оснований возникновения статуса и логично должна быть завершена гарантиями реализации этого статуса.
Объем правосубъектности, или конкретное правовое положение студента зависит от различных обстоятельств. В его основе лежат общие права, обязанности и ответственность обучающегося, закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах об образовании. Также его обуславливают такие факторы, как статус вуза - государственный или негосударственный (аккредитованный или нет); ведомственная принадлежность вуза; источник финансирования обучения - средства бюджета, физических или юридических лиц; наличие договора на обучение - между вузом и органами местного самоуправления, иных договоров, допустимых Порядком приема, двух- или трехстороннего договора с участием работодателя; целевой характер обучения; индивидуальные способности студента и предшествующий уровень его образования; право на льготы (сиротам, участникам боевых действий, жертвам аварии на ЧАЭС, студентам из семей с низким доходом и др.) и т. д.
Информация о работе Правовой статус студента высшего учебного заведения