Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:03, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть механизм реализации права человека на жизнь.
Введение 3
1. Эволюция правового регулирования права на жизнь 6
2. Правовое регулирование права на жизнь 11
3. Распоряжение правом на жизнь 22
Заключение 30
Список литературы 32
Норма содержащаяся в Основе законодательства РФ об охране здоровья граждан (пациент имеет право на «отказ от медицинского вмешательства») послужила основанием для оправдания в российской литературе так называемой пассивной эвтаназии.
На наш взгляд, необходимо четко отграничивать эвтаназию (в том числе и ее пассивную форму) от иных действий пациента и врача - отказ от лечения, выбор различных способов лечения, употребление анальгетиков для облегчения боли. Отказ от предложенного лечения не означает неизбежную смерть даже при тяжелых заболеваниях (у пациента есть возможность выбора альтернативного способа лечения, известны также случаи «чудесного» выздоровления). Не следует отождествлять право пациента на отказ от лечения с правом на эвтаназию в пассивной форме.
Хотя некоторые авторы допускают ее применение и даже полагают, что отсутствие в законодательстве РФ нормы, разрешающей эвтаназию, унижает человеческое достоинство. Возможность эвтаназии допускает и Е.А. Лукашова, но она полагает необходимым ввести сложную процедуру принятия и реализации подобных решений.54
Трудности возникают и при толковании законодательных положений, прямо регулирующих эвтаназию в Российской Федерации, к которым в первую очередь относятся положения ст. 45 Основ законодательства об охране здоровья граждан - «Запрещение эвтаназии». В данной статье говорится, что медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер поддержания жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет ее, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 71, утверждающей клятву врача, присутствует обещание проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии. К другим положениям, которые также могут быть применимы к тем или иным формам эвтаназии, относятся 20 ст. Основ законодательства. Здесь устанавливается право пациента на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, которое является необходимым предварительным условием последнего, право на отказ от медицинского вмешательства или требование его прекращения со стороны дееспособного пациента.
Из этого следует, что любой случай пассивной эвтаназии, в том числе и путем прекращения искусственных мер поддержания жизни, можно вывести за пределы императивно запрещенной эвтаназии, если имеется добровольный отказ пациента, его родственников или законных представителей от медицинского вмешательства либо требование его прекратить. Такие случаи сами медики традиционно называют пассивной эвтаназией. Как отмечает С.В. Бахин, в случаях тяжелого, опасного для жизни состояния вынужденное бездействие врача, вызванное правомерным отказом пациента от медицинского вмешательства, может рассматриваться как применение пассивной эвтаназии, ибо налицо два важных ее признака: просьба самого больного не оказывать ему помощь, несмотря на тяжелое состояние, с разъяснением врача в доступной для больного форме о возможных последствиях, вплоть до наступления смерти, и неоказание медицинской помощи или прекращение искусственных мер поддержания жизни.55
Эвтаназией от греческих слов «eu» (хорошо) и «tha'natos» (смерть) - принято называть приближение смерти больного по его просьбе какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.
Следует согласиться с тем, что под эвтаназией необходимо понимать специальное медицинское вмешательство в организм человека, направленное на прекращение жизни неизлечимо больного, тяжело страдающего человека, осуществляемое в соответствии с его собственной, добровольно выраженной волей и имеющее единственной целью прекратить ненужные страдания.
Запрет на осуществление эвтаназии в России не является новым для отечественного законодательства. Ст. 45 Основ законодательства 1993 г. содержала норму, согласно которой медицинскому персоналу запрещалось осуществление эвтаназии, т.е. удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.
Новые социально-экономические реалии, которые определяются новым правовым форматом современной медицины, являются основой для концептуальных разработок модернизации законодательства в сфере здравоохранения. На данном этапе они находят отражение в принятом 21.11.2011 за N 323-ФЗ Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об охране здоровья), призванном стать базовым для всей сферы здравоохранения Российской Федерации.
В Законе об охране здоровья (кстати, тоже в ст. 45) содержится сходная формулировка как собственно запрета эвтаназии, так и ее содержательного понятия. Правда, в отличие от Основ законодательства 1993 г., предложенная статья не содержит упоминания об ответственности лиц, сознательно побуждающих к эвтаназии либо непосредственно ее осуществляющих.
В современной периодической литературе под эвтаназией, исходя из действующего российского законодательства, предлагают понимать прямые, умышленные действия медицинского персонала, совершенные по просьбе пациента и повлекшие его быструю смерть.
Что касается формы осуществления эвтаназии, то анализ ее определения дает возможность вести речь о ее запрете как в активной, так и в пассивной форме. В первом случае имеется в виду действие, а во втором - бездействие. При этом к активной эвтаназии не относится ни так называемое убийство из «милосердия», ни «самоубийство, ассистируемое врачом».56
Необходимо попутно отметить, что законодательство не содержит каких-либо отступлений или изъятий из общего принципа императивного запрета, и дает однозначное толкование соответствующей правовой нормы. Впрочем, данный запрет в Законе подкрепляется обязанностью медицинского работника, дающего клятву врача проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии (п. 1 ст. 71 Закона об охране здоровья). Данный запрет активно воспринимается на корпоративном уровне в нормах-самообязательствах этического характера, нередко применяемых в профессиональных сообществах, в том числе и в медицинской сфере.
Тем не менее вокруг вопроса о возможности (невозможности) осуществления эвтаназии, правомерности использования юридических подходов к активной либо пассивной ее форме ведется активная научная дискуссия. Как известно, согласно Конституции РФ (ст. 20) каждый имеет право на жизнь. Однако вряд ли можно безапелляционно согласиться с тем, что право на смерть является зеркальным отражением права на жизнь, несмотря на то что каждый человек волен распорядиться своей жизнью с учетом высказываемого в литературе мнения о необходимости установить правовой запрет на суицид и предусмотреть юридическую ответственность за его попытку.
Тем не менее косвенно законодательство о здравоохранении признает право человека самостоятельно решить вопрос о необходимости оказания ему медицинской помощи и, собственно, распорядиться правом на жизнь. Правда, в таких случаях законодатель почему-то исключает какую-либо активную роль врача в осуществлении выбора больного. Речь, как известно, идет о ст. 20 Основ законодательства , предусматривающей отказ от медицинского вмешательства. В случае если гражданин или его законный представитель отказываются от медицинского вмешательства или требуют его прекращения, врач обязан в доступной форме разъяснить пациенту возможные последствия отказа от лечения, оформить это записью в медицинской документации и подписаться совместно с отказавшимся.
Парадоксально, но оказывается, что даже не сам больной, а другой человек, помимо воли больного, вправе решить за него вопрос об эвтаназии и, соответственно, распорядиться правом на жизнь, принадлежащим другому лицу. Анализ той же ст. 20 Основ законодательства позволяет сделать вывод, что родители несовершеннолетнего, не достигшего 15 лет, вправе отказаться от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни их ребенка. Таким образом, следует, что осуществление пассивной эвтаназии по отношению к ребенку возможно. В такой ситуации больничное учреждение имеет право (но не обязанность) обратиться в суд для защиты интересов ребенка.
Несмотря на всю незыблемость права на жизнь с его позитивной правовой охраной оно не может отражать подлинный смысл прав и свобод человека и гражданина.
По крайней мере если активные формы эвтаназии представляются действительно явлением социально опасным, то пассивные формы могут при определенных условиях быть вполне допустимыми, что и получает подтверждение в ряде европейских государств. Так, первый шаг по легализации пассивной эвтаназии предпринят и парламентариями Франции, которыми в декабре 2004 г. принят закон, закрепляющий права неизлечимо больного пациента потребовать прекратить лечение, а также возможность применения врачами сильных обезболивающих средств, даже если те ускоряют смерть пациента.
Наверное, в связи с этим некоторые специалисты полагают возможным законодательное закрепление пассивной эвтаназии, что закладывает в российской юридической науке устойчивое представление о возможности эвтаназии.57 Следует привести ряд аргументов, высказанных в пользу данного подхода.
Во-первых, конституционное установление права на жизнь предполагает юридическое закрепление права на смерть, и это право означает возможность человека самостоятельно распорядиться своей жизнью, в том числе добровольно принять решение о сроках и способах ухода из нее.
Во-вторых, говоря о возможности эвтаназии, Е.В. Толстая полагает юридически невозможной ситуацию, когда человек, имея право жить, не имеет право умереть, что он свободен на законных основаниях распоряжаться своей собственностью, но не жизнью.58
В-третьих, очевидно, что, раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других. Причем в отдельных случаях ученые в своих рассуждениях идут еще дальше и, признавая право человека на смерть, видят в эвтаназии форму реализации данного права. А некоторые авторы, допуская ее применение, даже полагают, что отсутствие в законодательстве РФ нормы, разрешающей эвтаназию, унижает человеческое достоинство.59
Поэтому, скорее всего, более взвешенной является нейтральная позиция государства в решении вопроса о возможности пассивной эвтаназии, когда государство, признавая жизнь естественным правом, неправомочно ни в осуществлении эвтаназии, ни в содействии самоубийству. Кроме того, эвтаназия должна быть обеспечена обязанностями государства о предоставлении информации пациенту о его здоровье, помощи психотерапевта, безболезненности его кончины.
Жизнь является основополагающим и самым ценным благом человека, лишение которого является необратимым и означает прекращение существования индивида, личности, члена общества. Именно поэтому право на жизнь находится под максимальной правовой защитой, базирующейся на Конституции.
Конституционное положение о праве на жизнь в статье 20 Конституции 1993 года соответствует ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Последняя устанавливает, что право на жизнь представляет собой «неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». Связь права на жизнь и запрета произвольного ее лишения подчеркивается и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2). Вместе с тем Конвенция не относит к числу произвольных случаи лишения жизни нападающего в состоянии необходимой обороны, при подавлении бунта или мятежа, при осуществлении законного ареста или пресечения побега законно задержанного (арестованного) лица. Разумеется, говоря об этих случаях, Конвенция имеет ввиду обязательное условие: соответствие примененных представителями закона средств, приведших к лишению жизни, характеру и общественной опасности действий соответствующего лица.
Право на жизнь обеспечивается комплексом правовых средств, закрепленных как в Конституции, так и в отраслевом законодательстве.
Во-первых, это конституционные гарантии, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку малообеспеченных граждан и иные гарантии социальной защиты: право не подвергаться пыткам, другому жестокому обращению или наказанию, а также медицинским, научным или иным опытам; право частной собственности; право на труд в условиях безопасности и гигиены за вознаграждение не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду и т.д. (см. комм. к соответствующим статьям). Эти гарантии получают свою конкретизацию и развитие в законодательных и иных правовых актах, определяющих содержание тех или иных прав, а также организационные, финансовые и другие условия их реализации.
Во-вторых, это правовые нормы, определяющие границы применения опасных для жизни и здоровья людей препаратов, орудий, механизмов, физической силы. Речь идет, в частности, о таких законах и иных нормативных правовых актах, как УК, УПК, КоАП, Закон о полиций, Закон о внутренних войсках МВД Российской Федерации, Закон об оружии, Закон об оперативно-розыскной деятельности, Закон Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Закон о безопасности дорожного движения, правила дорожного движения и др.
К третьей группе относятся меры ответственности, установленные за действия, причиняющие вред жизни и здоровью человека или создающие опасность причинения такого вреда. Наибольшее число этих мер закреплено в УК, нормы которого предусматривают ответственность за убийство, причинение опасных для жизни телесных повреждений, поставление в опасность и оставление в опасности, а также за преступления, посягающие на жизнь не конкретных граждан, а населения страны, региона, местности.
Нормативные правовые акты