Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 14:02, курсовая работа
Цель работы – провести анализ норм современного семейно-правового положения несовершеннолетних.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
- соотнести нормы международного и российского законодательства по правам несовершеннолетних;
- установить содержание понятия «ребенок» по российскому законодательству;
- определить неимущественные права несовершеннолетних в семье;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовые основы статуса несовершеннолетних в международном и российском праве
Общая характеристика международно-правовых источников, регулирующих защиту прав ребенка………………………………………...7
Закрепление прав несовершеннолетних в российском законодательстве.10
Глава 2. Правовое положение несовершеннолетних детей в семейных отношениях
2.1 Основания возникновения прав детей в семейных отношениях…………15
2.2 Личные неимущественные права ребёнка в семье………………………...17
2.3 Имущественные права несовершеннолетних в семейном праве…………22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников и литературы………………………28
29 декабря 1995 года принят Семейный кодекс РФ. В нем предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летноего ребенка требуется также при восстановлении в родительских правах родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.
Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства. В Кодекс включена глава о приемной семье (гл. 21) – принципиально новой форме устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без родителей.10
Активизировалась законотворческая деятельность в субъектах РФ. Кроме
многочисленных постановлений глав администрации краев и областей
правительств республик о мерах по выполнению федеральных законов, на местах разрабатываются и принимаются в пределах их компетенции законодательные акты, направленные на усиление социально-правовой защиты детей.
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
1. К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
2. Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
3. К третьей
группе относится права
4. Четвертая
группа права призвана
5. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
6. И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Целью Закона об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации является создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Детство является важным этапом жизни человека, а потому государство исходит из следующих принципов:
1)
приоритетности подготовки
2)
развития у детей общественно
значимой и творческой
3)
воспитания в детях
В частности, Закон содержит следующие понятия:
1) ребенок;
2)
дети, находящиеся в трудной
3) социальная адаптация ребенка;
4)
социальная реабилитация
5) социальные службы для детей;
6) социальная инфраструктура для детей;
7) отдых детей и их оздоровление;
8) организации отдыха детей и их оздоровления.11
Федеральный закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.12
Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.13
В данной главе раскрывается процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и российском законодательстве.
Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка является документами высокого международного стандарта. Они провозглашают ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, культурных прав человека. Конвенция о правах ребенка устанавливает и правовые нормы ответственности государства. Они призывают и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Одновременно происходит формирование у подрастающего поколения осознание законов и прав других людей, уважительного отношения к ним.
Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и развитие детей – ключевая цель национального развития. Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, обязательство по выполнению которой на себя взяла РФ.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Основания возникновения прав детей в семейных отношениях
Происхождение – это биологическая (кровная) связь ребенка и его родителей. Происхождение ребенка считается установленным и становится юридическим фактом, если оно удостоверено в установленном законом порядке. Таким порядком является государственная регистрация рождения ребенка в органах загса. Порядок государственной регистрации рождения ребенка установлен Федеральным законом «Об актах гражданского состояния».14
Тем самым в соответствии с действующим законодательством, происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью.
Дети могут родиться от лиц, состоящих между собою в браке, зарегистрированном в установленном законом порядке, от лиц, состоящих в фактических брачных отношениях. Возможны и такие случаи, когда дети происходят от лица, состоящего в браке, и другого лица, в этом браке не состоящего. Наконец, не исключаются ситуации, при которых происхождение ребенка от данной матери вызывает сомнение.
Во всех этих случаях установление юридической связи детей и родителей зависит от акта удостоверения происхождения. Наличие его и укажет субъектов правового отношения.15
Запись родителей ребенка в книге записей рождений (в органах ЗАГСа) происходит по правилам ст.51 СК РФ, в соответствии с которой, отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них.
Запись о матери производится на основании документов, подтверждающих рождение ею ребенка. Запись об отце ребенка производится на основании предъявленного в органы загса свидетельства о браке родителей ребенка. Запись об отце ребенка, родившегося от лиц, не состоящих между собой в браке, устанавливается путем подачи совместного заявления отцом и матерью ребенка. Если один из родителей по уважительной причине не может явиться лично в орган загса для регистрации установления отцовства, то его (ее) подпись под совместным заявлением может быть нотариально удостоверена.
Запись об отце ребенка на основании заявления одного отца производится только в случаях, предусмотренных п.4 ст.48 СК. По решению суда запись об отце производится в том случае, если отцовство было установлено в судебном порядке.16
Совместное заявление о записи родителей может быть подано и в том случае, если родители или один из них не достигли совершеннолетия. Это прямо предусмотрено п.3 ст.62 СК, в соответствии с которым несовершеннолетние родители имеют право признавать свое отцовство и материнство на общих основаниях.
В соответствии с п.3 ст.48 СК РФ возможно внесения в книгу записей рождений фиктивных сведений об отце ребенка, рожденного женщиной, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей или решения суда об установлении отцовства. Совершение такой записи производится в интересах ребенка и имеет целью ликвидировать в его свидетельстве о рождении пробел (прочерк). Такая запись не влечет за собой никаких правовых последствий, даже если по случайности сведения об отце совпадут с действительным именем отца или другого лица.
2.2Личные неимущественные права ребёнка в семье
Права несовершеннолетних
- право ребенка жить и воспитываться в семье17, включающее в себя:
а) право жить и воспитываться в семье;
б) право, насколько это, возможно, знать своих родителей;
в) право на заботу со стороны родителей;
г) право на совместное проживание со своими родителями;
д) право на воспитание своими родителями;
е) право на обеспечение интересов.
- право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
- право ребенка на защиту;
- право ребенка выражать свое мнение;
- право ребенка на имя, отчество, фамилию;
- имущественные права ребенка, включающие в себя:
а) право на содержание;
б) право собственности;
в) право самостоятельно распоряжаться своим имуществом.
Право ребенка жить и воспитываться в семье.
Необходимо отметить, что законодатель говорит только о правах несовершеннолетних детей, что же касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно.
Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, предусмотренное п.2 ст.54 СК. Это право прежде всего заключается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье.
Поэтому одним из основных принципов семейного законодательства (ст.1 СК) является защита права ребенка на семейное воспитание. Однако в случае
нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав18.
Как мы уже отмечали, ребенок
имеет право, насколько это возможно,
знать своих родителей. Это право
ограничено, прежде всего, тем, что
в некоторых случаях получение
сведений о родителях
Право ребенка на заботу со
стороны родителей служит
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Одним из наиболее важных
Однако если общение с
Даже находящийся в
Информация о работе Правовое положение несовершеннолетних детей в семейных отношениях