Правовое положение несовершеннолетних детей в семейных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести анализ норм современного семейно-правового положения несовершеннолетних.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
- соотнести нормы международного и российского законодательства по правам несовершеннолетних;
- установить содержание понятия «ребенок» по российскому законодательству;
- определить неимущественные права несовершеннолетних в семье;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовые основы статуса несовершеннолетних в международном и российском праве
Общая характеристика международно-правовых источников, регулирующих защиту прав ребенка………………………………………...7
Закрепление прав несовершеннолетних в российском законодательстве.10
Глава 2. Правовое положение несовершеннолетних детей в семейных отношениях
2.1 Основания возникновения прав детей в семейных отношениях…………15
2.2 Личные неимущественные права ребёнка в семье………………………...17
2.3 Имущественные права несовершеннолетних в семейном праве…………22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников и литературы………………………28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 55.74 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Правовые основы статуса несовершеннолетних в международном и российском праве

    1. Общая характеристика международно-правовых  источников, регулирующих защиту прав ребенка………………………………………...7
    2. Закрепление прав несовершеннолетних в российском законодательстве.10

Глава 2. Правовое положение несовершеннолетних детей в семейных отношениях

2.1 Основания  возникновения прав детей в  семейных отношениях…………15

2.2 Личные  неимущественные права ребёнка  в семье………………………...17

2.3 Имущественные  права несовершеннолетних в семейном  праве…………22

Заключение……………………………………………………………………...26

Список использованных источников и литературы………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Сeмейное прaво стaновится все более aктуальным в современном мире. Вопрос о реaлизации и защите семейного прaва является глобaльной прoблемой сoвременности.

      Семейнoе прaво является однoй из отраслей рoссийского прaва, регулирует общественные oтношения. Этo объясняется тем, что рoль семьи в жизни обществa важнa и многограннa. Семья сосредотaчивает в себе прaктически все aспекты человеческой жизнедеятельности, что нaходит отрaжение в её функциях:  репродуктивной, воспитaтельной, хозяйственно-экономической, коммуникaтивной, рекреaтивной.

       В преaмбуле к Конституции РФ от 12.12.1993 года говорится o стремлении рoссийского нaрода к обеспечению блaгополучия и процветания Рoссии и o его oтветственности за Рoдину перед нынешними и будущими покoлениями. Поэтoму необходимo охрaнять и зaщищать интересы детей, вследствие их умственнoй и физическoй незрелости. Сoхранение жизни и здoровья детей - однa из основных целей и смысл существовaния человеческого обществa. В пoследние десятилетия XX века мировoе соoбщество oбратило внимание нa необходимость особой прaвовой зaщиты несовершеннолетних. Нaпример, был принят 20 ноября 1989 г.  ООН Конвенции о правaх ребенкa.

      Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и Россия: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности.                                                                                                                                       Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

      Дети нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и всех детей. Заботится о детях необходимо, потому что именно в этом возрасте они  беззащитны, беспомощны, у них недостаточно жизненного опыта, для детей характерно податливость и склонность к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенности, импульсивности. Подросток стремится привлечь к себе внимание, выделиться; в то же время им руководит страх прослыть несамостоятельным, трусом. У несовершеннолетнего ранимая психика, он может неадекватно воспринимать ситуацию.  По сравнению с взрослым несовершеннолетний обладает ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом.

      В связи с этим в юридической науке появилось такое понятие, как правовая политика в сфере прав ребенка. Правовая политика в области прав детей - это научно обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и муниципальных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией и защитой прав детей и детства.

      Общетеоретические аспекты прав несовершеннолетних разрабатывали немало ученых. С. Сорокина «Конвенция ООН о правах ребенка», в которой автор рассматривает проблемы правового положения несовершеннолетних в России с точки зрения международного права1 и статья этого же автора «Имущественные права ребенка»2, в которой он рассматривает вопросы имущественных прав детей и их защиты с точки зрения современного российского законодательства. С. Муратова в своей работе анализирует супружеские и родительские правоотношения, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.3 Л. Пчелинцева занималась новеллами семейного законодательства: брачному договору, соглашению об уплате алиментов, судебному порядку усыновления детей и др. на основе материалов судебной практики.4

      Объект исследования – нормы российских и международных правовых актов, регулирующих права детей.

      Предмет исследования – правовые отношения, возникшие на основе личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

      Цель работы – провести анализ  норм современного семейно-правового положения несовершеннолетних.

      Для достижения этой цели были  сформулированы следующие задачи:

- соотнести нормы международного и российского законодательства по правам несовершеннолетних;

- установить содержание понятия «ребенок» по российскому законодательству;

- определить  неимущественные права несовершеннолетних  в семье;

- рассмотреть  имущественные права детей в  семье.

      В работе использован учебник  Антокольской М.В. «Семейное право» в нем рассматриваются основные вопросы курса семейного права: брак; развод; личные и имущественные отношения супругов; права и обязанности родителей и детей; устройство детей, оставшихся без попечения родителей; семейные отношения с участием иностранного элемента. Большое внимание уделено теоретическим проблемам семейного права, истории российского семейного права и семейному праву европейских стран. Одним из главных источников является Семейный кодек РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ и многие другие нормативно-правовые акты.

      Методологическую основу исследования составляет общие принципы научного познания, подходы и методы, традиционно относящиеся к методологическому аппарату гуманитарных наук, в том числе системности, синтеза и анализа, аналогии, сравнительного правоведения.

     Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИХ  В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

1.1 Общая характеристика международно-правовых  источников, регулирующих защиту  прав ребенка

      Самое главное место среди  всех документов занимает Конвенция  ООН по правам ребенка. В этом  документе 54 статьи, которые регулируют  гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права  ребенка. У этой Конвенции три  основные цели:

1. подтвердить  в отношении детей права, которые  предоставлены людям вообще  в рамках других договоров по правам человека в целом;

2. закрепить  некоторые права человека, предоставляя  в связи с особым положением  ребенка, особые гарантии их защиты;

3. закрепить  специальные нормы, касающиеся защиты  детей.

      Во всеобщей Декларации прав  человека указывается, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст.25)

       Ещё одним международно-правовым  источником, регулирующим защиту  прав ребенка, является Декларация  прав ребенка. В ней ребенку  дается право на специальную  защиту и благоприятные условия  развития, право на имя и гражданство, на получении образовании. В Декларации  указано, что ребенок должен расти  в любви и понимании, и ограждён  от жестокости и эксплуатации.

      Сегодня главным источником международного  права по правам ребенка являются  международные договоры. Значимую  роль в защите прав ребенка  играют акты общего характера, которые защищают права человека  в целом. Эти международные соглашения не выделяют права детей в отдельный документ, но защита прав детей является значимой.5

      Например, в пакте об экономических, социальных и культурных правах  утверждено, что дети должны быть  защищены от экономических и  социальных эксплуатаций, для всех  детей оказывается помощь и  охрана.6

      В пакте о гражданских и  политических правах устанавливается, что каждый ребенок должен  быть зарегистрирован немедленно  после рождения и должен иметь  имя, каждый ребенок имеет право  на приобретения гражданства.7

      Среди международных договоров  можно отметить Африканскую Хартию  о правах и благополучии  ребенка. Этот документ включает в себя  основные права и свободы ребенка, которые подразделяются на общие  и специальные.

      К международно-правовым источникам  также относят международно-правовые  акты. К ним относят Женевские  Конвенции 1977 года и Дополнительные  протоколы к ним 1977 года, в них  имеются статьи, которые посвящены  исключительно детям.

      Международно-правовым актом, принятым на уровне международной организации, является Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. Данная конвенция обязывает государства предпринять незамедлительные и эффективные меры для того, чтобы обеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда. Конвенция также запрещает работу, которая по свое природе или в силу условий, в которых она производится, способна нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности детей, однако оставляет государствам возможность самим определить, после консультаций с профсоюзами и нанимателями, какая работа должна подпадать под такой запрет. При этом понятие «ребенок» относится ко всем лицам до 18 лет. Вместе с тем в Конвенции предусмотрено, что в любом случае государства должны распространить ее на любое участие детей в военных действиях и военный призыв лиц, не достигших 18 лет.

      Отдельную категорию в классификации составляют многочисленные акты ненормативного содержания, носящие рекомендательный характер. Среди этих актов можно отметить, прежде всего акты, принятые ООН по правам ребенка, включая резолюции и доклады Генеральной Ассамблеи, доклады Генерального Секретаря ООН, доклады Экономического и Социального Совета, резолюции Совета Безопасности.8

      Защита прав ребенка также осуществляется с помощью актов, принимаемых Комитетом ООН по правам ребенка. Можно выделить так называемые Замечания общего порядка, которые содержат результаты работы Комитета по отдельным аспектам защиты прав ребенка. Примерами таких документов могут служить: Замечание общего № 6 (2005)«Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения», Замечание общего порядка № 7 (2005) «Осуществление прав ребенка в раннем детстве», Замечание общего порядка № 9 «Права детей-инвалидов». Кроме замечаний общего порядка, Комитет по правам ребенка отвечает на них итоговыми замечаниями и Рекомендациями, которые призваны направлять действия этих государств на улучшение положения детей в стране.9

      Подводя итог, следует привести еще раз классификацию источников, регламентирующих международно-правовой институт прав ребенка:

1) Принцип  уважения прав человека в международном  праве.

2) Универсальные  и региональные международно-правовые  договоры, предоставляющие защиту  прав человека в общем смысле.

3) Универсальные  и региональные международно-правовые  договоры, гарантирующие защиту  прав ребенка.

4) Международно-правовые  акты, предоставляющие специальную  защиту прав ребенка.

5) Акты рекомендательного  характера.

6) Отраслевые  принципы международно-правовой  защиты прав человека.

Соответственно из предложенной классификации можно сделать вывод о том, что международно-правовая защита прав ребенка сформировалась как полноценный самостоятельный институт международного права.

 

    1. Закрепление прав несовершеннолетних в российском законодательстве

      Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

 – Конституция  Российской Федерации.

 – Семейный  кодекс Российской Федерации.

 – Основы  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан.

 – Федеральный  закон об образовании.

 – Закон  об основных гарантиях прав  ребенка в Российской Федерации.

 – Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

      Кроме того большое число норм содержится в других федеральных законах, подзаконных нормативных актах.

Информация о работе Правовое положение несовершеннолетних детей в семейных отношениях