Правовое обеспечение защиты интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:43, реферат

Краткое описание

Интеллектуальная собственность является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в современном деловом мире, но вместе с тем, является одной из наименее изученных. Иначе говоря, интеллектуальная собственность представляет собой продукт человеческого мышления, результат творчества, охраняемый законом.

Оглавление

Введение 3
1. Право интеллектуальной собственности 4
2. Виды интеллектуальных прав
2.1. Авторское право 4
2.2. Смежные права 8
2.3. Промышленная собственность
2.3.1. Патентное право 11
2.3.2. Права на средства индивидуализации 13
2.3.3. Право на секреты производства (Ноу-хау) 18
Заключение 20
Список источников 21

Файлы: 1 файл

СЕМЕСТРОВАЯ Интеллектуальные права или право интеллектуальной собственности.docx

— 66.57 Кб (Скачать)

Следует отметить, что звукозаписи способны пользоваться охраной, даже в том случае, если не являются произведениями. Звукозапись может содержать звуки природы, такие как пение птиц, океанские волны и т. д., а фирма звукозаписи, производящая содержащие эти звуки аудионосители, будет иметь охрану против неразрешенного ею использования этой записи.

Следующие категории правообладателей являются субъектами смежных прав по российскому законодательству:

  • исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);
  • производители фонограмм (изготовители фонограмм);
  • организации эфирного или кабельного вещания;
  • изготовители баз данных;
  • публикаторы.

Смежные права на совместное исполнение распространяются на членов коллектива исполнителей (актеров, занятых в спектакле, оркестрантов и других членов коллектива), принимавших участие в его создании, независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем  коллектива, а при его отсутствии — членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением не предусмотрено иное. Ни один из членов коллектива исполнителей не имеет права без достаточных оснований запретить использование совместного исполнения, если оно образует неразрывное целое.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением не предусмотрено иное.

Каждый из членов коллектива исполнителей имеет право самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, а так же в случае, когда исполнение образует неразрывное целое.

Что касается обеспечения  защиты смежных прав, то средства судебной защиты от случаев их нарушения, как правило, аналогичны средствам обладателей авторского права — это:

  • охранительные или временные меры;
  • гражданско-правовые средства защиты;
  • уголовные санкции;
  • меры, предпринимаемые на границе;
  • а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.

Идея смежных прав привлекла  внимание и как способ защиты устного культурного наследия многих развивающихся стран, являющегося частью их фольклора, так как именно с помощью исполнителей широкая аудитория знакомится с этим наследием. Осуществляя охрану смежных прав, развивающиеся страны могут тем самым предоставить охрану древнему бесценному культурному наследию - метафоре их собственного существования и подлинности, а на самом деле, той сущности, которая отличает культуры всех стран и народов мира.

Срок действия охраны смежных  прав в соответствии с Римской  конвенцией составляет 20 лет, начиная с конца года, в котором:

  • состоялось исполнение (исполнение, не вошедшее в фонограммы);
  • была осуществлена запись (исполнение, вошедшее в фонограммы);
  • состоялась вещательная передача.

Изготовитель  и исполнитель фонограммы, а также иной обладатель исключительного права на нее саму или исполнение, обладает правом для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы, или содержащем ее футляре. Знак состоит из трех элементов — латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первой публикации фонограммы.

    1. Промышленная собственность
      1. Патентное право

Патентное право — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изготовлением, применением, продажей, иным введением в гражданский оборот) объектов интеллектуальной собственности, охраняемых патентом. Объекты интеллектуальной собственности называются также промышленной собственностью.

Патентное право — система правовых норм, определяющая порядок охраны путем выдачи патентов.

В российском законодательстве нет определения патента в явном виде, но на практике - это документ, выдаваемый от имени государства лицу, подавшему заявку в установленном законом порядке, в подтверждение его прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Патент удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец. К объектам патентного права относятся:

  • Изобретение, в качестве которого охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Ему предоставляется правовая охрана, если является принципиально новым, имеет изобретательский уровень и может быть применим в промышленности.
  • Полезная модель. В ее качестве охране подлежит техническое решение, относящееся к устройству. Новизна и применимость в промышленности являются условиями патентоспособности полезной модели. По законодательству наличие изобретательского уровня для таких моделей не требуется. По определению, в качестве полезной модели может признаваться техническое решение, относящееся только к устройству, что отличает её от изобретений, которыми могут быть не только устройства, но и вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений или животных, процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств.
  • Промышленный образец. В качестве промышленного образца охране подлежит художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Данный объект сильно отличается от других объектов патентного права, даже схож с одним из объектов авторского права, поскольку в совокупности с художественным также имеет конструкторское решение. Промышленному образцу предоставляется охрана, если он является новым и оригинальным.

 

      1. Права на средства индивидуализации

Права на средства индивидуализации - объекты интеллектуальной собственности, права которые можно объединить в один правовой институт охраны маркетинговых обозначений. Включает в себя такие понятия, как: товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения товара.

  1. Товарный знак (также Товарная марка, англ. Trademark)(™) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), индивидуализирующее товары юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. По закону признаётся на товарный знак исключительное право, которое удостоверяется свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака вправе его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Незаконное использование товарного  знака влечет за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Торговая марка используется как синоним понятия «товарный знак». Российской правовой системе известны понятия «товарный знак» и «знак обслуживания», которые и подлежат правовой охране, а термин «торговая марка» используется только на бытовом уровне. Понятие «бренд» иногда на бытовом уровне используется в качестве синонима понятия «товарный знак» или «знак обслуживания», что так же является неверным, хотя товарный знак или знак обслуживания часто и являются основополагающей составляющей понятия «бренд».

Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания производится территориально, то есть право на охрану своего товарного знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации в соответствующих регистрационных органах.

Правообладатель может контролировать не любое использование своего товарного знака, а лишь его использование в гражданском обороте.

Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть та цветовая гамма, в которой они были поданы на регистрацию.

  1. Словесный - только шрифтовая композиция, в теории дизайна имеет название - логограмма. Словесные знаки составляют 80% от всех существующих товарных знаков. Встречаются, новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это голограммы, и даже обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.
  2. Изобразительный - до 5% от общего числа товарных знаков. Чаще всего используется в индивидуальной профессиональной деятельности. Представляет собой абстрактные (знак индекс) или конкретные (знаки в виде икон) изображения.
  3. Комбинированный – это различные комбинации словесных и изобразительных составляющих (такой знак разобрать нельзя). В теории дизайна именно комбинированные знаки имеют название - логотип.

Правообладатель не может контролировать товарный знак, сходный с принадлежащим ему, если не сможет доказать, что они «совпадают до степени смешения». Таким образом, товарный знак, состоящий неразделимо из трёх и более товарных знаков, не подлежит контролю владельцев исходных элементов.

Для целого ряда разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, всегда действуют два условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.

Существуют фирмы, которые намеренно извлекают недобросовестную выгоду из существования общеизвестных товарных знаков, придумывая знаки, сходные с известными до степени смешения, вводя таким образом потребителей в заблуждение. В целях решения этой проблемы Парижская конвенция, Соглашение ТРИПС, а также многие национальные законы предусматривают специальную охрану общеизвестных знаков.

Исключительные права на товарный знак возникают лишь после его  регистрации в уполномоченном государственном  органе. Использование вместо товарного знака незарегистрированного обозначения допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает.

В России товарные знаки регистрирует Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Каждый товарный знак регистрируется в отношении определённых товаров  и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем дороже регистрация). Всего на сегодняшний день таких классов 45 (34 — товаров и 11 — услуг), они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).

Предупредительная маркировка - специальное обозначение, свидетельствующее о регистрации товарного знака.

Свидетельство на товарный знак выдается в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган  и уплаты соответствующей государственной  пошлины продлено еще на 10 лет, и  так неограниченное число раз.

Общепринятым способом охраны товарного знака является его регистрация в Реестре товарных знаков, что во многих странах является условием охраны товарных знаков. Сначала товарный знак регистрируется, и только потом может охраняться, а его владелец на основании этого имеет право воспрепятствовать другим лицам в его использовании.

В соответствии с законодательством  РФ на территории РФ охраняются не только зарегистрированные товарные знаки, но и знаки в соответствии с международными договорами РФ. Российские юридические лица и граждане РФ вправе зарегистрировать товарные знаки в иностранных государствах или осуществить его международную регистрацию, заявки которую подаются через Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Поскольку товарные знаки получают в конечном итоге территориальную охрану, по существу означающую, что их охрана предоставляется национальной регистрацией, существуют определенные системы региональной регистрации, которые упрощают эту процедуру, и международные договоры. Не смотря на это, все системы в конце концов предполагают регистрацию в каждой отдельной стране и на каждой отдельной территории. Также товарные знаки можно зарегистрировать на таможенных территориях и некоторых других территориях, которые не признаются в качестве стран, но на них действует определенная административная структура.

  1. Сертификационный знак не является товарным знаком. Сертификационный знак указывает на то, что товары или услуги, в связи с которыми он используется, сертифицированы владельцем знака в отношении происхождения, способа производства товаров, качества или других характеристик. Данный знак используется только в соответствии с определенными стандартами. Законодательство о товарных знаках не распространяется на сертификационные знаки. Законом о техническом регулировании предусмотрена регистрация сертификационных знаков, которые указывают на установленные стандарты, соблюдаемые для товаров, снабженных знаками.

Основное различие между товарными и сертификационными знаками состоит в том, что первые вправе использовать только определенные предприятия, в том числе и члены ассоциации, владеющей коллективным знаком, в то время как последние могут использоваться любым лицом, соблюдающим определенные стандарты.

  1. Фирменное наименование — это наименование, под которым коммерческая организация (юридическое лицо) выступает в гражданском обороте и которое определено в его учредительных документах, и было включено в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Следует подчеркнуть, что как термин «Фирменное наименование», так и «Фирменный стиль» широко используется при оформлении предлагаемых фирмой товаров, в качестве рекламы, ярлыков, как инструменты продвижения товаров и услуг фирмы на рынок, конкуренции, привлечения внимания покупателей и являются составляющими такого маркетингового понятия как «бренд». Юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации должно иметь наименование (полное или сокращенное) на русском языке, ему принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации.
  2. Наименование места происхождения товара (НМПТ; географические указания) — уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона (обеспечивающими определенные качества продукции благодаря природным и/или людским ресурсам) права на данное наименование.

Информация о работе Правовое обеспечение защиты интеллектуальной собственности