Правовая природа корпоративных отношений как предмет правового регулирования отрасли гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

Корпорация или корпоративная организация – юридическое лицо, учредители (участники) которого обладают правом на участие в управлении его деятельностью. В ст. 65.1 Проекта федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс устанавливается, что к корпоративным организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы.
Как пишет С. А. Чеховская, «Такое понимание корпораций существенно отличается от доктринального определения корпорации и соответственно корпоративного права, предлагаемых в большинстве современных исследований».

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие положения корпоративных отношений
1.1. Понятие корпораций и корпоративного права
1.2. Корпоративные отношения
Заключение

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

Pravovaya_priroda_korporativnykh_otnosheny_kak_pr (1).doc

— 97.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовая природа  корпоративных отношений как  предмет

правового регулирования  отрасли гражданского права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск, 2012

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Общие положения корпоративных отношений

5

1.1. Понятие корпораций и корпоративного права

5

1.2. Корпоративные отношения

14

 

31

   
   
   
   

Заключение

 

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения  корпоративных отношений

1.1 Понятие корпораций и корпоративного права

 

Корпорация или корпоративная  организация – юридическое лицо, учредители (участники) которого обладают правом на участие в управлении его  деятельностью. В ст. 65.1 Проекта федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс устанавливается, что к корпоративным организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы.

Как пишет С. А. Чеховская, «Такое понимание корпораций существенно отличается от доктринального определения корпорации и соответственно корпоративного права, предлагаемых в большинстве современных исследований»1.

Также, по мнению В. Г. Видинеева, «Понятие «корпорация» не имеет официального признания в России, в отличие от законодательства зарубежных стран»2.

Корпорации как хозяйственные образования характерны не только для современной экономики, хотя наибольшее распространение они получили в последнее столетие. Историки отмечают возникновение корпораций в странах Европы еще до начала промышленной революции.

«Исторически само понятие корпорации относится к цеховому способу организации деятельности в средневековой Западной Европе. В рамках этого понятия корпорация — буквально сообщество, а его участники — члены, управляющие корпорацией по определенным правилам. Именно отсюда появились представления о корпорации, вошедшие затем в каноническую трактовку в англосаксонской системе права»3.

Другие авторы полагают, что корпорации возникли значительно раньше: в Древнем Риме, в государствах Средней Азии. Так, появлением термина «корпорация» мы обязаны римскому праву.

Корпоративность в самом широком смысле (от лат. corporatio - объединение) можно обозначить как склонность к групповой ассоциации и кооперации

Г. Р. Латфуллин и А. В. Райченко отмечают, что подавляющему большинству процессов и систем современного мира присущи самые разнообразные формы отношений и взаимодействия индивидуумов. Эту характеристику, как они полагают, и раскрывает корпоративность4.

При этом категория корпоративности сопоставляется с такими сходными категориями, как «кооперация» и «интеграция», поскольку все три категории имеют общий признак – признак объединения субъектов в целях сотрудничества и иных экономических целях.

Исследователи придерживаются различных взглядов на понятие корпораций. К корпоративным организациям относят, как правило, либо все коммерческие организации, основанные на членстве, участники которой имеют определенные права в отношении имущества организации, либо хозяйственные общества и товарищества, либо только акционерные общества.

В организационно-правовом аспекте корпорации – это объединения на добровольных началах физических и юридических лиц, имеющих общие интересы и единую стратегию взаимодействия и развития. В ресурсном – это объединения капиталов для формирования целостной системы корпоративного капитала. В широком смысле корпоративные отношения есть отношения сотрудничества субъектов, связанные с объединением их финансовых ресурсов и личных усилий. Основу сотрудничества составляют общие цели деятельности и объединение финансовых ресурсов.

Многие исследователи под корпорацией подразумевают добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, организованных на объединении капиталов: «Корпорацией можно назвать коллективное образование, юридическое лицо, основанное на объединении капиталов, которое осуществляет какую-либо полезную деятельность»5.

Объединение капиталов  как основной признак корпорации в наибольшей степени соответствует современным реалиям, поскольку корпорация и создается через объединение капиталов.

Поскольку корпоративное  право часто называли правом хозяйственных  товариществ и обществ, то корпорацией  можно считать хозяйственное  общество или товарищество.

«В развитых странах, имеющих большой опыт корпоративных  отношений, сформированы соответствующие корпоративное законодательство, нормы и традиции, сочетание которых определило национальные модели корпоративного управления и аналитический инструментарий оценки качества корпоративного управления»6.

Существуют следующие  отличительные признаки корпораций:

1) отделение собственности от управления и ограниченную ответственность. Ответственность корпорации перед собственниками ограничена ее ресурсами в отличие от товариществ или индивидуальных предприятий. Там неограниченную личную ответственность несут владельцы предприятий.

2) способность заключать контракты и владеть собственностью;

3) передаваемое право собственности, что обеспечивает существование корпорации за пределами срока жизни ее акционеров.

Корпоративное право развивается в любой стране, даже если оно и не называется корпоративным правом, и независимо от того, каковы взгляды на понятие и сущность корпораций существуют в государстве. Во Франции вопросы корпоративного права регулируются droit des societe, в Германии – Gesellschaftsrecht, в Великобритании – company law, в США – corporate law. Таким образом, в США данная отрасль права называется корпоративным законом, в Великобритании – законом компаний.

Разновидности зарубежного  корпоративного права имеют схожую структуру элементов:

1) порядок создания субъекта, характеристика организационно-правовых форм;

2) структура управления;

3) статус участников;

4) уставный капитал и оборот долей/акций;

5) ограниченная ответственность.

Данная структура корпоративного права пришла из Англии.

В Российской Федерации  корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ  и обществ, т.е. корпорацией считают  хозяйственное общество или товарищество.

Корпоративное право можно представить в широком и узком смысле. Так, в широком смысле этого слова корпоративное право представляет собой систему правил и норм поведения, которые разработаны и приняты в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации.

«Корпоративное право можно еще назвать внутриорганизационным, внутрифирменным правом. Любая организация, представляющая собой автономное образование, объединение лиц и капиталов для осуществления какой-либо социально полезной деятельности, вправе формулировать для своих членов определенные правила поведения с тем, чтобы максимально эффективно организовать их работу и достичь поставленных перед организацией целей и задач»7.

Существует также более узкое понимание корпоративного права. В некоторых странах (США, Канада и пр.) оно приравнивается к праву акционерному, т.е. системе правил поведения, регулирующих отношения, складывающиеся внутри акционерного общества — предприятия, уставный капитал которого разделен на акции.

По мнению С. А. Чеховской, существует три основных подхода к определению корпоративного права. «Первый из них рассматривает корпоративное право как право корпораций. Понятие корпорации и все отношения, которые возникают в связи с ее созданием и деятельностью, являются здесь основными классифицирующими признаками, по которым определяются границы предмета регулирования корпоративного права»8.

Сторонниками этого  подхода являются И. С. Шиткина, О. А. Макарова, В. В. Гущин, Ю. О. Порошкина, Е. Б. Сердюк и др. Например, О. А. Макарова пишет, что «Корпоративное право – это прежде всего система общих и специальных норм гражданского права, регулирующих правовое положение предпринимательского объединения в форме корпорации»9.

С точки зрения В. В. Гущина и других авторов, «корпоративное право как межотраслевой правовой институт представляет собой, с одной стороны, систему или совокупность юридических норм, принимаемых органами государственной власти, регулирующих правовой статус, порядок деятельности и создания коммерческих юридических лиц, являющихся корпорациями, а также государственно-правовое регулирование корпоративной деятельности, обязательных для всех участников корпоративных отношений и охраняемых силой государственного принуждения; с другой - совокупность норм, устанавливаемых органами управления корпорации, выражающих волю ее членов, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности - силой государственного принуждения»10.

И. С. Шиткина полагает, что «корпоративное право, являясь институтом предпринимательского права, представляет собой совокупность норм или правил поведения, регулирующих на основе сочетания частных и публичных методов правового регулирования общественные отношения, связанные с образованием и деятельностью корпораций»11.

Согласно второму подходу корпоративным считается право, создаваемое самими корпорациями. Т. В. Кашанина называет корпоративное право системой норм, «устанавливаемых органами управления корпорации, выражающих волю ее членов, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности – силой государственного принуждения»12.

Корпоративное право, как и любая другая отрасль права, состоит из системы норм. Каждый блок данной системы регулирует конкретные стороны деятельности корпорации. Это нормы учредительные, финансовые, управленческие, информационные и пр. Они обязательны для всех участников корпорации, начиная от учредителей и до наемных работников. Корпоративные нормы издаются органами управления, выражаются в письменной форме и закрепляются в корпоративных актах. В случае их нарушения корпоративные акты обеспечиваются принуждением, прежде всего, со стороны организации, и только при недостаточности средств – со стороны судебных органов.

Третий подход исходит из специфики и сути корпоративных отношений, независимо от вида юридического лица, в котором или с участием которого они возникают, поэтому здесь классифицирующим признаком является направленность на организацию и на осуществление корпоративной деятельности. Так, В. А. Белов определяет корпоративное право как «совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, направленные на организацию и осуществление деятельности по совместному достижению общих целей - союзной или корпоративной деятельности (корпоративные отношения)»13.

Выделяют следующие признаки корпоративного права:

1) нормативность, т.е. соблюдение правил поведения (норм) общего характера, которые регулируют распространенные, типичные, часто встречающиеся в организациях отношения, и распространяющиеся на всех или многих членов организации. Поскольку эти правила нормативны, они обязательны для участников корпорации;

2) каждая норма из  системы норм корпоративного  права специализируется на регулировании конкретной стороны деятельности организации;

3) корпоративные нормы находят письменное выражение и издаются органами управления корпорации;

4) в случае нарушения  корпоративных норм они обеспечиваются  принуждением14.

Таким образом, под корпорацией в российской юридической науке понимается юридическое лицо, основанное на членстве, а под корпоративными отношениями – отношения, вытекающие из членства лица в корпорации. Характер отношений может быть разным. Это имущественные, неимущественные, имущественно-неимущественные отношения.

Действующее законодательство РФ не дает определения термина «корпорация» и «членство», но на основе членства построены отдельные организационно-правовые формы коммерческих (например, хозяйственные общества и товарищества) и некоммерческих юридических лиц (например, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства).

По окончанию  каждого параграфа необходимо делать обобщающий вывод, по всему вышесказанному.

 

1.2 Корпоративные  отношения

 

По мнению Н. Н. Пахомовой  «некоторые авторы считают, что понятие корпорации тождественно понятию корпоративных отношений как отношений, существующих в хозяйственных товариществах и обществах, кооперативах, общественных и религиозных организациях, некоммерческих партнерствах, объединениях юридических лиц»15.

Т. В. Кашанина включает корпоративное право или корпоративное регулирование в качестве составной части предпринимательского права. Она выделяет в предмет предпринимательского права три блока отношений. В первом блоке центральное место в предмете предпринимательского права занимают корпоративные или внутрифирменные отношения. Это отношения внутри корпорации, а также между подразделениями, филиалами. Наиболее важными являются отношения по управлению финансами и материальными ресурсами.

Информация о работе Правовая природа корпоративных отношений как предмет правового регулирования отрасли гражданского права