Правоотношения в сфере социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является создание наиболее точной и конкретной точки зрения данного понятия, исходя из основных признаков и определений разных авторов.
Основной нашей задачей является исследование и рассмотрение основных элементов и положений правоотношений в сфере социального обеспечения, а именно субъектов, объектов и содержания.

Оглавление

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 8
1.1 ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, ИХ ПОНЯТИЕ 8
1.3 ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 18
2.1 СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 18
2.2 ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 22
2.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 24
2.4 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПАШКОВА Т.Н.docx

— 50.16 Кб (Скачать)

Практически все ученые видят различие между процедурой и процессом в социальном обеспечении. Однако многие авторы категорически считают процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения не относящимися к предмету права социального обеспечения, а органично включенными в соответствующие отрасли права – гражданско – процессуальное и административное. Другие констатируют, что эти отношения регулируются, как правило, не нормами права социального обеспечения, но в качестве составной части предмета науки и учебного курса права социального обеспечения раскрывают их особенности, которые, безусловно, имеются.

Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.

  1. Процедурные отношения в сфере социального обеспечения можно подразделить процедурные отношения по установлению необходимых юридических фактов (например, инвалидности, временной нетрудоспособности, нахождения на иждивении и т.д.);
  2. процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;10

Очевидно, что служебный характер указанных отношений по отношению к материальным правоотношениям не означает того, что они факультативны и необязательны. Напротив, без них материальные отношения невозможны. Инфраструктурная сущность процедурных правоотношений сравнима с ролью транспорта в экономике. Выделенное благо должно быть максимально эффективно, быстро и точно доставлено нуждающемуся лицу – адресату, отвечающему законным требованиям. В ходе этих отношений субъект – предоставитель блага также идентифицирует получателя в качестве такового и в длящихся отношениях постоянно контролирует его соответствие установленным требованиям.

Как мы видим из приведенных классификаций отношений, каждый человек в качестве получателя блага либо заявителя потенциально может участвовать параллельно в целом ряде материальных, процедурных и процессуальных правоотношений по социальному обеспечению.

Можно сделать вывод о том, что само наличие нематериальных (процедурных и процессуальных) правоотношений в сфере социального обеспечения, а также сложная иерархичность материальных отношений позволяет говорить о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности. Это создает известные проблемы при изучении данной отрасли права.11

 

1.3 Виды правоотношений по социальному  обеспечению

 

Как мы знаем, материальные правоотношения по социальному обеспечению складываются в рамках трех организационно – правовых форм: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи.

Внутри указанных форм материальные правоотношения мы классифицировали по объектам, т.е. видам социального обеспечения:

  1. пенсионные;
  2. по поводу пособий и иных социальных выплат;
  3. по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;
  4. по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.12

Однако приведенная классификация является слишком обобщенной и требует конкретизации. В частности, в зависимости от специфики юридических фактов, а также с учетом источников финансирования пенсионные правоотношения можно объединить в следующие группы:

  1. по выплате трудовых (страховых) пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
  2. по выплате пенсий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  3. по выплате социальных пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).13

          Правоотношения по поводу выплаты пособий очень разнообразны. Их также можно классифицировать с учетом организационно – правовых форм на социально – страховые, социально – обеспечительные и по оказанию социальной помощи. В свою очередь, социально – страховые правоотношения моно объединить в несколько групп по видам страховых пособий:

  1. по временной нетрудоспособности;
  2. по беременности и родам;
  3. в связи с рождением ребенка;
  4. на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие.

При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья возникают материальные правоотношения по оказанию различных видов бесплатной для населения медицинской помощи; диспансерного наблюдения; первичной медико – санитарной помощи; скорой медицинской помощи; лечения на дому, в стационарных учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в частных клиниках за средств ОМС; по предоставлению лекарств и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и др.14

Большим многообразием отличаются и правоотношения по социальному обслуживанию:

  1. по оказанию бесплатных или льготных (со скидкой) социальных услуг на дому;
  2. по содержанию в стационарных учреждениях социальной защиты;
  3. по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов;
  4. по обеспечению инвалидов транспортными средствами;
  5. по протезированию и т.д.15

           При наступлении определенных юридических фактов физическое лицо может быть субъектом нескольких правоотношений, существующих в одно и то же время.

           В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что классификация видов социального обеспечения имеет такой же принцип, как и классификация правоотношений по социальному обеспечению, т.е. основными критериями являются субъект и объект правоотношений. Однако следует заметить, что данная классификация может подлежать постоянному изменению в силу изменения характера правоотношений в соответствии с действующим и разрабатывающимся законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

2.1 Субъекты правоотношений по  социальному обеспечению

 

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно действующему законодательству, т.е. субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей.16

Субъекты права социального обеспечения (и соответственно субъекты правоотношений по социальному обеспечению) в силу распределительного характера складывающихся отношений очевидно делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:

  1. лица – получатели благ по социальному обеспечению;
  2. лица – предоставители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц – граждане РФ, лица без гражданства, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ (могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений).

Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца может являться семья.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять своими действиями указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Однако надо различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так гражданин, имеющий право на пенсию по инвалидности, является субъектом права социального обеспечения. В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного правоотношения по инвалидности.17

Заслуживает внимания точка зрения, которая выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей – постоянную и переменную.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем его содержания меняется на протяжении всей жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во – первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во – вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.18

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем его содержания меняется на протяжении всей жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во – первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во – вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.19

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государство и лице государственных органов, учреждений и иных уполномоченных государством лиц. К ним относятся:

  1. территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС РФ;
  2. органы Министерства здравоохранения и социального развития;
  3. органы министерств и иных федеральных органов власти (обороны, внутренних дел и др.);
  4. учреждения здравоохранения и социального обслуживания;
  5. работодатели и др.

Такое большое количество государственных органов обусловлено большим объемом распределяемых государственных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлеченностью населения в систему социального обеспечения.

В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли права субъекты, как бюро медико – социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности и т.д.), клинико – экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а также суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахождения на иждивении и т.д.) и другие.20

В процессуальных отношениях соответствующим субъектом будут выступать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган (например, главное бюро медико – социальной экспертизы), прокуратура, а также суды общей юрисдикции.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

 

 

2.2 Объекты правоотношений по  социальному обеспечению

 

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. Разным видам правоотношений соответствуют разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, то есть получения какого – либо блага.

В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, пособий и т.д.) объектом является юридическое действие по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.21

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют ограничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.

Пенсия – это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной деятельностью, а также нетрудоспособных, потерявших кормильца.

Пособие – это выплата гражданам в установленных законом случаях ежемесячно или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания материальной поддержки.22

Услуга – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей граждан.

Информация о работе Правоотношения в сфере социального обеспечения