Право государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Использование государственной собственности в интересах народа заключается в том, что среди материальных благ, составляющих государственную собственность, имеются такие основные средства производства, как земля, ее недра, воды, леса, транспорт др. Все эти блага в конечном итоге должны быть направлены на удовлетворение интересов всего народа. По отношению к другим формам собственности государственная собственность является одной из главных и оказывает ведущее воздействие на другие виды и формы собственности (например, предопределяет развитие частной, общей собственности).

Оглавление

Введение


1 Понятие права государственной собственности


2 Основания возникновения права государственной собственности


3 Субъекты и объекты права государственной собственности


4 Содержание права государственной собственности


5 Осуществление права собственности Республики Беларусь


Заключение


Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая гражданское право право.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

     Управление  коммунальной собственности осуществляется местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами. Местные Советы депутатов имеют исключительное право определять в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной собственности (ст. 121 Конституции РБ).

     Что же касается осуществления полномочий через свои предприятия, учреждения, организации, то в соответствии со ст. 216 ГК имущество, находящееся в государственной  собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Закрепляя за организациями имущества, государство тем самым осуществляет через них право собственности, оставаясь при этом единственным собственником и сохраняя за собой все права собственника.

     Имущество, закрепленное за организациями, может переходить от одной государственной организации к другой, как в силу государственно-правовых (административных) актов так и на основании сделок. Однако, здесь, как и в предыдущих случаях, собственником государственного имущества остается само государство. При этом данное качество сохраняется независимо от того, закреплено ли имущество за государственной организацией на праве хозяйственного введения или оперативного управления.

     Объекты права государственной собственности весьма многообразны, т.е. в собственности государства может находиться любое имущество. Удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны достаточно высок.

     Законодательством определено деление государственной  собственности на республиканскую и коммунальную, т.е. собственность административно-территориальных образований.

     Республиканская собственность включает в себя: землю, ее недра, воздушное пространство над  территорией страны внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы Республики Беларусь, имущество республиканских органов власти и управления, культурные и исторические ценности, средства республиканского бюджета, Национального банка Республики Беларусь, республиканские страховые и резервные фонды, предприятия и иные хозяйственные комплексы, учебные заведения, объекты социально-культурной сферы, научно-исследовательские и проектные институты и т.д.

     В целом же, как следует из п.2 ст. 215 ГК, республиканская собственность  состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Коммунальные собственности относятся: имущества органов власти и управления административно-территориальных образований; средства местного бюджета; жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство; предприятия сельского хозяйства; торговли, бытового обслуживания, транспорт; промышленная, строительная и другие предприятия и комплексы; учреждения образования, культуры, здравоохранения и иное имущество необходимое для экономического и социального развития соответствующих территорий.

     Иными словами, коммунальная собственность  состоит из казны административно-территориальной  единицы и имущества, закрепленного  за коммунальными юридическими лицами в соответствии актами законодательства. В свою очередь средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы (п. 3 ст. 215 ГК).

     Говоря  об объектах государственной собственности, следует отметить, что законодательством  определены некоторые виды имущества, которые могут принадлежать только государству, составляя объекты  его исключительной собственности. Так, согласно п.2 ст. 215 ГК средства республиканского бюджета, золотовалютные резервы, другие объекты, находящиеся только в собственности государства и иное государственное имущество, не закрепленные за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь. Все объекты, составляющие  исключительное собственность государства, не подлежат даже передаче в государственную собственность административно-территориальных единиц. Они не могут отчуждаться, а могут передаваться только в пользование. Все сделки, нарушающие общеустановленные правила по отношению к объектам, составляющим исключительную собственность государства, признаются не действительными.

     Имущество, составляющее государственную собственность находятся на учете. Каждый появившийся новый объект государственной собственности должен быть внесен в соответствующий реестр (в зависимости от объекта) государственной собственности. Эти реестры по существу и подтверждают принадлежность объекта соответствующему государственному образованию. 

     4. Содержание права государственной собственности

       Содержание права государственной  собственности составляют принадлежащие  государству как собственнику  правомочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом. Формы  осуществления этих правомочий  разнообразны. Государство как собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия. Оно, в частности, само определяет объем правомочий и порядок их осуществления, а также компетенцию соответствующих органов по распоряжению государственным имуществом. Действия эти, как известно, проводятся соответствующими представительными органами от имени государства. И важным здесь остается то, чтобы осуществляемые действия не ротиворечили закону и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц. Иными словами, государство как собственник должно действовать в рамках полномочий, предоставленных законом, т.е. установленных им самим. Следовательно, полномочия государства как собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к республиканской и коммунальной собственности, имеют свои границы.

     Право владения государства означает, что  оно имеет в своем охраняемом законом владении разнообразное  имущество и прежде всего основные средства производства.  Государство  как собственник имущества вправе передавать его пользование организациям и гражданам. Осуществляя правомочия владения, государство организует в отношении всех видов имущества, хранения и контроль за поступлением, распределением разнообразных материальных объектов. Полномочия собственника в этом плане осуществляют соответствующие органы государственной власти и государственного управления, не являясь владельцами имущества республиканской либо коммунальной собственности.

     Право пользования означает возможность  государства по своему усмотрению извлекать пользу, выгоду их имущества с целью удовлетворения различных потребностей общества. Государство осуществляет это через свои органы власти и управления. Органы власти и управления республики или соответствующей административно – территориальной единицы путем издания нормативных актов (принятия решений) определяет порядок пользования государственным имуществом, его целевое назначение и возможность целенаправленно извлекать максимальную выгоду в интересах общества.

     Право распоряжения государства состоит в установлении им порядка владения и пользования государственным имуществом, распределение этого имущества, определении правовых норм, с помощью которых должно осуществляться управление государственной собственностью. Иными словами, право распоряжения – это возможность государства определять юридическую судьбу своего имущества. Право распоряжения государство осуществляет путем издания правовых норм, их изменения и отмены, а также с помощью административных актов по организации использования средств и продуктов производства. Право распоряжения государство, прежде всего, осуществляет путем закрепления имущества за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного или оперативного управления.

     Законодательством также определено, что в гражданско-правовых отношениях от имени государства выступает Совет Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Что же касается распоряжения государственным имуществом, находящимся в коммунальной собственности, то осуществляют его от имени соответствующей административно-территориальной единицы органы управления и самоуправления в установленном законом порядке.

     Правомочия  государственных органов, уполномоченных управлять объектами государственной  собственности, заключается в решении вопросов создания предприятий и определения целей их деятельности, установлен пределов распоряжения имуществом, порядка реорганизации и ликвидации предприятий, осуществление контроля за эффективностью использования. А полномочия государственных предприятий и учреждений заключаются в возможности обмена, сдачи в аренду, предоставления во временное пользование зданий, сооружений, оборудования транспортных средств, сырья и других материальных ценностей, за исключением тех, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь не могут находиться в их собственности или пользовании.

     Осуществляя право распоряжения, вместе с тем  все эти субъекты не являются собственниками вверенного им имущества. Они распоряжаются  им лишь в тех пределах, которые определены собственником или уполномоченным им органом, либо законом.

     5. Осуществление права собственности  Республики Беларусь

     Правомочия  владения, пользования и распоряжения в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, осуществляется соответствующими государственными органами в пределах их компетенции, учрежденными на основе республиканской собственности юридическими лицами в пределах предоставленных им правомочий, а также иными юридическими и физическими лицами на основе заключенных договоров, опосредующих передачу указанным лицам осуществления отдельных правомочий собственника государственного имущества.

     При  этом имеются различия во владении, пользовании и распоряжении имуществом, не закрепленном за государственными юридическими лицами и составляющим казну Республики Беларусь, и имуществом, переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных юридических лиц. В первом случае правомочия от имени Республики Беларусь как собственника осуществляются соответствующими государственными органами. Во втором- на основании полученных в отношении государственного имущества права хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица осуществляют некоторые правомочия владения, пользования  и распоряжения данным имуществом самостоятельно, от своего имени. Так,  унитарное предприятие, которому государственное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством (п.1 ст.276 ГК).

     Передача  осуществления правомочий собственника в отношении государственного имущества  юридическим лицам на означает передачи права собственности. Государственные органы осуществляют  контрольза надлежащим выполнением юридическими лицами предоставленных им правомочий Владения, пользования и распоряжения государственным имуществом. В случае ненадлежащего осуществления указанных правомочий государственного имущества может быть изъято у юридического лица.

     Наиболее важные правомочия по управлению государственным имуществом осуществляются государственными юридическими лицами с согласия государственных органов, действующих от имени Республики Беларусь. Так, в соответствии с п3 ст.276 Республика Беларусь унитарное предприятие только с согласия собственника вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом. Казенное же предприятие лишь с согласия собственника вправе отчуждать или иным образом распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (за исключением производственной продукции) (п.1 ст.278).

      И, наконец, при  приватизации государственного имущества, закрепленного за юридическими лицами, от имени Республики Беларусь отчуждение государственной собственности осуществляют соответствующие государственные органы.

     Высшие  органы государственной власти( Президент  и Национальное собрание Республики Беларусь) участвуют в управлении государственной собственностью в большинстве случаев путем определения правового режима ее объектов в издаваемых ими законодательных актов.

     Применительно к отдельным объектам права собственности  республики Беларусь круг лиц, осуществляющих правомочия собственника, определяются специальными законодательными актами. Так, в соответствии со ст.5 Кодекса Республики Беларусь о земле государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют президент Республики Беларусь, Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченные на то государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству - Государственный комитет по земельным ресурсам геодезии и картографии.

     В некоторых случаях осуществление  полномочий собственника в отношении  объектов права собственности Республики Беларусь может передаваться юридическим и физическим лицам. Так, участие государства в управлении акционерными обществами, акции которых принадлежат Республике Беларусь, осуществляется посредством участия представителя государства в работе органов управления общества. Представителем государства назначается гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее образование и стаж работы не менее 5 лет, прошедший специальную подготовку и аттестованный на право осуществлять правомочия представителя государства. Представитель государства выполняет свои полномочия на основании трудового договора либо гражданско-правового договора.

Информация о работе Право государственной собственности