Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:36, дипломная работа
Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной собственности
Участвуя в гражданском обороте, хозяйственные публичные организации способны вступать в различные правоотношения с другими лицами. Не препятствует закон возникновению и гражданских правоотношений, участниками которых являются только хозяйственные публичные организации. Такие правоотношения с 1991 г. стали обычным явлением и связаны с разграничением собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.
В законодательстве широко используется термин «разграничение государственной собственности». Однако явление, для обозначения которого этот термин предназначен, в юридической науке остается малоизученным[1].
лава 3. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной собственности
Участвуя в гражданском
В законодательстве широко используется термин «разграничение государственной собственности». Однако явление, для обозначения которого этот термин предназначен, в юридической науке остается малоизученным[1].
В соответствии с Конституцией РФ разграничение государственной собственности — это предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «г» ч. 1 ст. 72).
По мнению Конституционного Суда РФ под разграничением государственной собственности «имеется в виду прежде всего, законодательное и иное нормативно-правовое регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности — Федеральной, собственности республик, других субъектов Российской Федерации».
С точки зрения Конституционного Суда
РФ нормотворческая составляющая не
исчерпывает всего понятия
По мнению Конституционного Суда РФ, разграничить собственность означает в первую очередь установить порядок отнесения объектов к определенному уровню собственности. Процесс разграничения собственности, таким образом, рассматривается не в качестве объекта правового регулирования, а в качестве правового регулирования как такового применительно к обособленной сфере общественных отношений, именуемой отнесением объектов к одному из «уровней государственной собственности»[2].
В комментарии к Конституции
РФ утверждается, что разграничение
государственной собственности
«охватывает вопросы
Одной из сфер совместного ведения,
где правоприменительная
Что же касается совместной деятельности
Российской Федерации и субъектов
РФ по вопросу разграничения
Особый предмет правового
Конституция РФ называет три формы
собственности, оставляя этот перечень
открытым (ст. 8). Наряду с частной
формой собственности упоминаются
государственная и
В соответствии с Федеральным законом
«Об общих принципах
Наряду с разграничением государственной
собственности и разграничением
муниципальной собственности
· между Российской Федерацией и муниципальными образованиями (разграничение федеральной и муниципальной собственности);
· между субъектами РФ и муниципальными образованиями (разграничение собственности субъектов РФ и муниципальной собственности). Такие отношения подвержены правовому регулированию не в меньшей степени, чем разграничение государственной собственности (отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ) и разграничение муниципальной собственности (отношения между муниципальными образованиями).
Совокупность всех вышеназванных
отношений между хозяйственными
публичными организациями, возникающих
в связи с разграничением собственности,
можно обозначить термином «разграничение
публичной собственности». Этот термин
законодательству России не известен,
как не известен и термин «публичная
собственность». Но понятие публичной
собственности — реально
Социально-экономическая
В 1993-1995 гг. изданы и другие нормативные акты направленные на разграничение публичной собственности. Здесь следует упомянуть Указ Президента РФ от 28 октября 1994 г № 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации»[6]. Речь идет о полномочиях Правительства РФ утверждать порядок передачи в собственность субъектов РФ и муниципальных образований отдельных объектов федеральной собственности, не включаемых в состав приватизируемого имущества государственных предприятий. Процедура смены собственника в отношении таких объектов прежними нормативными актами о разграничении публичной собственности не предусматривалась. Во исполнение Указа Президента РФ 7 марта 1995 г. Правительством РФ принято Постановление № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность»[7]. Действие этого нормативного акта ограничивается объектами социально-культурного и коммунально-бытового назначения; речь идет лишь о тех объектах соцкультбыта, которые не вошли в состав имущества приватизируемых или приватизированных федеральных государственных унитарных предприятий.
В отношении объектов социально-культурного
и коммунально-бытового назначения
федеральных государственных
Качественно новый подход к регулированию имущественных ношений между Российской Федерацией и субъектами РФ выражен в Указе Президента РФ от 27 февраля 1996 г. № 292 «О передаче субъектам Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации»[8] и принятом в развитие этого Указа Постановлении Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 554[9], которым утвержден Порядок передачи субъектам Российской Федерации находящихся в федеральной собственности и подлежащих продаже акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации. Появление данных нормативных актов отражает состоявшиеся в процессе приватизации изменения в составе публичной собственности. Хозяйственные публичные организации стали собственниками акций многочисленных акционерных обществ. Их вещное право на предприятия и другие объекты постепенно вытеснялось обязательственным правом в отношениях с акционерными обществами. Это обстоятельство требовало реакции со стороны нормотворческих органов. Прежние нормативные акты не регулировали отношения хозяйственных публичных организаций по поводу акций и по аналогии не применялись. Специфика Указа Президента РФ от 27 февраля 1996 г. № 292 и Постановления Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 554 заключалась в том, что Правительство РФ получило право «по согласованию с субъектами Российской Федерации проводить зачет стоимости указанных акций как поступлений средств от приватизации и расходов федерального бюджета по взаимным расчетам и другим передаваемым в бюджеты субъектов Российской Федерации средствам в объеме, установленном в федеральном бюджете».
Межбюджетные взаимоотношения
хозяйственных публичных
При передаче федерального имущества
в муниципальную собственность
во многих случаях сохранялись финансовые
обязательства прежнего собственника
(Российской Федерации). Новые собственники
— хозяйственные публичные
Финансовые взаимоотношения
С 1999 г. компенсационный характер в пользу стороны, передающей имущество, получили отношения хозяйственных публичных организаций и по поводу другого федерального имущества. Статьей 41 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»[11] было установлено общее правило: размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам РФ, уменьшается на сумму стоимости имущества, передаваемого на договорной основе в соответствии с действующим законодательством из федеральной собственности в собственность субъектов РФ, а также на сумму стоимости находящихся в федеральной собственности акций, переданных на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации субъектам РФ для последующей продажи. Подобная практика финансовых взаимоотношений Российской Федерации с субъектами РФ при разграничении государственной собственности сохранилась и в дальнейшем. Приведенные нормы бюджетного законодательства развиты Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. № 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации».
Рассмотренное законодательство о
федеральном бюджете по отношению
к нормативным правовым актам
о разграничении публичной
Если федеральные правовые акты, касающиеся разграничения публичной собственности, издавались и принимались преимущественно в первой половине и середине 90-х годов, то в дальнейшем регулирование этих отношений смещается на региональный уровень.
В соответствии со ст. 73 и 76 Конституции РФ вопросы управления государственной собственностью субъектов РФ находятся в ведении самих субъектов РФ. Однако законы и другие правовые акты субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству. При этом важной задачей, стоящей перед субъектами РФ, является решение следующих вопросов:
· определение органов, через которые субъекты РФ действуют в качестве собственников имущества, и установление их компетенции;
· выбор наиболее предпочтительного
для субъекта РФ варианта владения,
пользования и распоряжения собственным
имуществом. В гражданском законодательстве
много диспозитивных норм, собственнику
предоставлена возможность
Передача имущества в
Как и указы, постановления, распоряжения
федеральных органов
Информация о работе Право гос. регулирования права собственности