Право гна политическое убежище

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Одним из факторов, характеризующих новейшую историю Российской Федерации в контексте международных отношений, является постоянное расширение международных контактов как между институтами государственной власти, общественно-политическими объединениями, так и непосредственно между гражданами России и гражданами различных государств, а также лицами без гражданства. Рост данных связей обусловлен потребностями внешней политики государств, развитием партнерских отношений в коммерческой, научной, образовательной, культурной и других социальных сферах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Понятие политического убежища. Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации и порядок его реализации………………………………………………………3
Порядок рассмотрения вопроса и принятия решения о предоставлении политического убежища в Российской Федерации……………………………7
Некоторые особенности правового статуса лиц, претендующих на получение политического убежища в Российской Федерации, а также получивших его………………………………………………………………………………...20
Режим временного убежища иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации…………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая по Конст.право.docx

— 41.35 Кб (Скачать)

·  добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

·  приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического  убежища определяется Комиссией  по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению  Федеральной миграционной службы РФ на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации  и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится  до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо также может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища (лишение политического убежища  производится указом Президента Российской Федерации) по соображениям государственной  безопасности (см. один из принципов  принятия суверенного решения о предоставлении политического убежища - соответствие данного решения интересам государства), а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

В данной норме нашла свое преломление резолюция 3074 (ХХVIII) Генеральной  Ассамблеи ООН от 3 декабря 1973 г., которая предполагает, что никакое  государство, в том числе, Российская Федерация, не должны принимать никаких  законодательных или иных мер, которые  могли бы нанести ущерб принятым ею на себя международным обязательствам в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и  преступлениях против человечества, а также ратифицированные в порядке  Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах  Российской Федерации" международные  договоры Российской Федерации (многосторонние и двусторонние). К примеру, основания и порядок выдачи преступников - граждан третьих государств - предусмотрены Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств-членов Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. (Содружество: Информационный вестник. 1993. № 1. С. 45-67).

Рассматривая право политического  убежища, полагаю необходимым отметить одну из особенностей реализации данного  правового института. Политическое убежище предоставляется исключительно  на территории России. В этой связи  помещения дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях иностранных  государств, пользующиеся экстерриториальностью, не могут в контексте данного  вопроса рассматриваться как  российская территория. В этом случае следует различать политическое убежище на территории Российской Федерации  и в дипломатическом представительстве  или консульском учреждении Российской Федерации (так называемое дипломатическое убежище).

Данная трактовка основана на положениях статьи 41 Венской конвенции  о дипломатических сношениях (1961 г.), недвусмысленно запрещающей использование  помещений дипломатического представительства  в целях, несовместимых с функциями  данных представительства (см. Постатейный  комментарий к Конституции Российской Федерации под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.).

право политический убежище  гражданство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые особенности  правового статуса лиц, претендующих на получение политического убежища  в Российской Федерации, а также  получивших его

 

Следует отметить, что последовательно  придерживаясь конституционной  установки на приоритет международного права в области защиты и обеспечения  прав и свобод человека, российский законодатель предусмотрел в действующем  законодательстве Российской Федерации  ряд иных норм, направленных на обеспечение  возможности иностранным гражданам  и лицам без гражданства реализовать  свое право на политическое убежище.

В частности, в соответствии с примечанием к статье 322 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность  за незаконное пересечение Государственной  границы Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию  с нарушением правил пересечения  Государственной границы Российской Федерации для использования  права политического убежища  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в их действиях не содержится иного состава преступления, уголовной ответственности по ст. 322 УК РФ не подлежат.

Или, например, частью 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" срок постоянного проживания для иностранных граждан и  лиц без гражданства, достигших  возраста восемнадцати лет и обладающих дееспособностью, подавших заявления  о приеме в гражданство Российской Федерации с пяти лет непрерывного проживания в РФ (общие основания  для предоставления гражданства) сокращен до одного года.

 

 

 

Режим временного убежища иностранных граждан  и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

 

Существует и отличный от политического убежища режим  временного убежища иностранных  граждан и лиц без гражданства  на территории Российской Федерации, который  установлен постановлением Правительства  РФ от 9 апреля 2001 г. № 274.

Согласно этому акту, Федеральная  миграционная служба РФ выдает разрешения на пребывание на российской территории иностранным гражданам и прибывшим  с ними лицам на срок не менее 3 месяцев  со дня подачи заявления об этом.

Временное убежище предоставляется  на срок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа ФМС РФ, на учете в котором состоит данное лицо, на основании письменного заявления  лица о продлении срока предоставления временного убежища и при наличии  обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.

На лицо, получившее временное  убежище, и прибывших с ним  членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные  статьей 6 Закона Российской Федерации "О беженцах", кроме права  на получение единовременного денежного  пособия.

Лицо, получившее временное  убежище, и прибывшие с ним  члены его семьи:

а) имеют право на пользование  жилыми помещениями на условиях найма (поднайма), оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации, а  также могут пользоваться иными  правами, предусмотренными законодательством  Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и  законодательством субъектов Российской Федерации;

б) обязаны:

- сообщить в течение  семи дней в территориальный  орган ФМС РФ по месту своего  учета сведения об изменении  фамилии, имени, состава семьи,  семейного положения, о приобретении  гражданства Российской Федерации  или гражданства другого государства  либо о получении разрешения  на постоянное проживание на  территории Российской Федерации;

- сняться с учета в  территориальном органе ФМС РФ  при изменении места пребывания  и в течение семи дней со  дня прибытия к новому месту  пребывания встать на учет  в территориальный орган ФМС  РФ.

Лицо, получившее временное  убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является (свое прежнее местожительство).

Лицо, получившее временное  убежище, утрачивает его:

а) в связи с устранением  обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

б) при получении права  на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации  или гражданства другого государства;

в) при выезде к месту  жительства за пределы территории Российской Федерации.

Лицо, получившее временное  убежище, лишается его, если это лицо:

а) осуждено по вступившему  в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

б) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые  документы, послужившие основанием для предоставления этому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение  Федерального закона "О беженцах" № 4528-1 от 19 февраля 1993 г.

 

 

Заключение

Заканчивая рассмотрение вопроса о праве человека на политическое убежище и механизме его реализации в Российской Федерации, полагаю  необходимым упомянуть также  о наличии в иных государствах собственных конституционных норм, действующих в сфере применения данного правового института.

Так, в конституциях Азербайджана, Албании, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Италии, Македонии, Молдовы, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Украины, Франции, Хорватии, Чехии это право четко закреплено. В частности, согласно Конституции  Венгрии "... в Венгерской Республике - в соответствии с условиями, определенными  в законе, - обеспечивается право  убежища тем иностранным гражданам, равно как и лицам без гражданства, которые в стране их пребывания преследуются по расовым, религиозным, национальным, языковым или политическим причинам или их опасения относительно преследований  являются обоснованными - если ни страна их происхождения, ни какая-либо иная страна не обеспечивают их защиту" (абз. 1 § 65).

Путем толкования соответствующих  норм конституций Греции и Мальты можно прийти к выводу, что такое  право предусмотрено и в них. Так, в конституции Греции записано, что "запрещается выдача иностранца, преследуемого за свою деятельность во имя свободы..." (абз. 2 ст. 5), а  в конституции Мальты - "никакое  лицо не должно быть выдано за преступление политического характера" (абз. 2 ст. 43).

Вместе с тем некоторые  конституции четко предусматривают  и возможности ограничения этого  права. Согласно ст. 16а Основного  Закона ФРГ это касается лиц, прибывших  из государств-членов ЕС или иных государств, в которых обеспечено действие Конвенции  о статусе беженцев и Конвенции  о защите прав человека и основных свобод. Специальный закон должен определить список государств, в которых  нет политических преследований, бесчеловечных  либо унизительных наказаний или  обращения и т.д. А в конституции Испании однозначно установлено, что "...террористические акты не являются политическими преступлениями" (абз. 3 ст. 13).

Таким образом, право политического  убежища, как одна из составляющих международного права в области защиты прав человека, введено в законодательства значительного  числа государств и в той или  иной мере реализуется ими сообразно  международным соглашениям.

Говоря же о Российской Федерации нельзя не упомянуть об информации, данной в 2008 году РИА "Новости" со ссылкой на доклад Управления Верховного комиссара ООН по деламбеженцев. В контексте ее видно, что в соблюдении прав и свобод человека и гражданина в нашей стране пока еще существуют значительные резервы для совершенствования, что обуславливает рост числа фактов поиска политического убежища нашими соотечественниками в иных государствах.

Так, по данным РИА "Новости", Россия занимает третье место в мире (после Ирака и Сомали) по числу поданных её гражданами просьб о предоставлении политического убежища за рубежом: в 2008 году около 20 тысяч 477 россиян обратились с просьбами о предоставлении политического убежища — это на 9 % больше показателя 2007 года. Чаще всего россияне искали убежища в Польше (6647 человек), Франции (3579), Австрии (3436),Бельгии (1615), Норвегии (1078), Швеции (933). В этом списке для россиян стали куда менее привлекательными бывшие ранее безусловными лидерами Германия (768) и США (691).

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года).

2.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

3.  Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".

4.  Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

5.  Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

6.  Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".

7.  Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища".

8.  Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".

9.  Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 794 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство".

10.  Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. № 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации".

11.  Приказ Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 5 декабря 2007 г. № 451 "Об утверждении административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства".

12.  Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный). Под редакцией Ю.А. Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

13.  Г.Д. Садовникова. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт-Издат, 2006.

14.  Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2003.

15.  Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. Ответственный редактор В.А.Четвернин. - М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 1997.

Информация о работе Право гна политическое убежище