Право гна политическое убежище

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Одним из факторов, характеризующих новейшую историю Российской Федерации в контексте международных отношений, является постоянное расширение международных контактов как между институтами государственной власти, общественно-политическими объединениями, так и непосредственно между гражданами России и гражданами различных государств, а также лицами без гражданства. Рост данных связей обусловлен потребностями внешней политики государств, развитием партнерских отношений в коммерческой, научной, образовательной, культурной и других социальных сферах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Понятие политического убежища. Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации и порядок его реализации………………………………………………………3
Порядок рассмотрения вопроса и принятия решения о предоставлении политического убежища в Российской Федерации……………………………7
Некоторые особенности правового статуса лиц, претендующих на получение политического убежища в Российской Федерации, а также получивших его………………………………………………………………………………...20
Режим временного убежища иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации…………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая по Конст.право.docx

— 41.35 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение………………………………………………………………………….2

Понятие политического убежища. Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища  в Российской Федерации и порядок  его реализации………………………………………………………3

Порядок рассмотрения вопроса  и принятия решения о предоставлении политического убежища в Российской Федерации……………………………7

Некоторые особенности правового  статуса лиц, претендующих на получение  политического убежища в Российской Федерации, а также получивших его………………………………………………………………………………...20

Режим временного убежища  иностранных граждан и лиц  без гражданства на территории Российской Федерации…………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованной литературы………………………………………….25  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из факторов, характеризующих  новейшую историю Российской Федерации  в контексте международных отношений, является постоянное расширение международных  контактов как между институтами  государственной власти, общественно-политическими  объединениями, так и непосредственно  между гражданами России и гражданами различных государств, а также  лицами без гражданства. Рост данных связей обусловлен потребностями внешней  политики государств, развитием партнерских  отношений в коммерческой, научной, образовательной, культурной и других социальных сферах.

В этой связи за последние  годы существенно возросли потоки граждан  Российской Федерации и иностранцев, выезжающих за рубеж и въезжающих на территорию России, как по служебной  необходимости, так и по частным  делам. В данных условиях постоянным актуальным вопросом был и остается вопрос регулирования правового  положения иностранных граждан  в Российской Федерации, одним из элементов которого является институт права иностранцев и лиц без  гражданства на получение в Российской Федерации политического убежища. На фоне имеющихся в некоторых  государствах мира политических режимов, преследующих граждан по политическим мотивам, а также действия международных  соглашений в сфере защиты прав и  свобод человека, необходимость и  важность четкого правового регулирования  данного института, на мой взгляд, является непременным условием полноценного функционирования развитой правовой системы  любого государства. В данной курсовой работе автором предпринята попытка  систематизировать действующие  законодательные нормы, регламентирующие порядок предоставления политического  убежища в Российской Федерации.

 

Понятие политического  убежища. Основные юридические нормы, регламентирующие право политического  убежища в Российской Федерации  и порядок его реализации

 

Политическое убежище  — предоставление возможности укрыться и получить защиту лицу, преследуемому  своим государством или государством обычного местожительства за политические или религиозные убеждения, а  также за действия, не квалифицируемые  в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение; право на въезд  и пребывание на территории другого  государства. В отличие от всех иных политических прав такая возможность  предоставляется только гражданам  других государств или лицам без  гражданства (апатридам).

Право иностранцев искать в другом государстве убежище  от преследования за политическую деятельность и убеждения ("право убежища") восходит ко времени Великой французской  революции, провозгласившей в Конституции 1793 г. предоставление "убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы". За прошедшее с  тех пор время право убежища  было закреплено в конституциях большинства  демократических государств и в XX столетии стало одним из общепризнанных положений международного права.

Основными законодательными актами, регламентирующими порядок  реализации иностранцами и лицами без  гражданства права на получение  политического убежище в Российской Федерации, являются:

·  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года);

·  Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища";

·  Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".

Отдельные нормы, затрагивающие  реализацию права на политическое убежище  содержатся в:

·  Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;

·  Законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации";

·  Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Часть 4 статьи 15 Конституции  Российской Федерации определяет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составную  частью правовой системы нашего государства. Статьей 63 Конституции Российской Федерации  закреплено положение, согласно которому Российская Федерация предоставляет  политическое убежище иностранным  гражданам и лицам без гражданства  в соответствии с общепризнанными  нормами международного права.

На основе этого можно  также сказать, что правовой механизм предоставления политического убежища  в Российской Федерации опирается  на такие международные правовые акты, как:

·  Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);

·  Женевская конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ООН от 14 декабря 1950 г.);

·  Декларация о территориальном убежище, принятая резолюцией 2312 (ХХII) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1967 г.;

·  Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.).

Важным аспектом обеспечения  в Российской Федерации права  иностранцев и апатридов на получение  политического убежища является статья 64 Конституции РФ, которой  закреплено, что положения главы 2 Конституции РФ "Права и свободы  человека и гражданина" составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут  быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Положения статьи 63 Конституции  РФ полностью соответствуют ст. 14 Всеобщей декларации прав человека (принята  Генеральной Ассамблеей Организации  Объединенных Наций 10 декабря 1948 года), провозглашающей право каждого  человека искать убежище от преследования  в других странах, и Декларации о  территориальном убежище [принята 14 декабря 1967 года Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной  Ассамблеей Организации Объединенных Наций], которая в свою очередь  исходит из того, что предоставление любым государством убежища лицам, имеющим основание ссылаться  на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманным актом  и поэтому не может рассматриваться  никаким другим государством как  недружественный акт.

Сформулированные и признанные государствами договоренности в  сфере предоставления политического  убежища не являются общепризнанными  принципами и нормами международного права. Положения Декларации о территориальном  убежище по своей юридической  природе носят рекомендательный характер. Поэтому Декларация подчеркивает, что предоставление политического  убежища является актом осуществления  государственного суверенитета. В соответствии с этим просьба иностранного гражданина или лица без гражданства, поданная в порядке, установленном российскими нормативными актами, не обязывает уполномоченные государственные органы (см. ниже) автоматически удовлетворять подобные обращения. Россия вправе определять перечень лиц и условия (см. ниже), на которых она предоставляет или не предоставляет политическое убежище, сообразуясь, однако, с действующими нормами международного права.

Таким образом, суверенитет  Российской Федерации в вопросах предоставления политического убежища  позволяет реализовать данное право  иностранцам и лицам без гражданства  только в случаях, когда это соответствует  государственным интересам России. Данная норма закреплена в Положении  о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок рассмотрения вопроса и принятия решения о  предоставлении политического убежища  в Российской Федерации

 

Согласно статье 2 Положения  о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года, Российская Федерация  предоставляет политическое убежище  лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования  в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства  за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно  против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического  убежища.

Таким образом, российские правила  предполагают предоставление политического  убежища и защиту не просто за политическую деятельность и убеждения, а - что  очень важно - за деятельность и убеждения, не противоречащие демократическим  принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права.

Под политически преследуемым лицом Женевская конвенция о  беженцах, принятая 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (V) ГА ООН от 14 декабря 1950 г., понимает каждого, кто по причине  своей расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию  с угрозой для жизни или  ограничению личной свободы либо с достаточными основаниями опасается  такого преследования.

Этому корреспондирует определение  беженца, зафиксированное в статье 1 Федерального закона "О беженцах" № 4528-1 от 19 февраля 1993 года: беженец - это  лицо, которое не является гражданином  Российской Федерации и которое  в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Собственно механизм представления  и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического  убежища четко регламентирован  статьями 8-12 Положения о порядке  предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного  Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года (далее - Положение).

В частности, лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в  течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения  обстоятельств, не позволяющих этому  лицу вернуться в страну своей  гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган  Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством.

В обязательном порядке в  ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического  убежища на территории Российской Федерации  должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах  подобного обращения, то есть о наличии  причин для реализации лицом права  политического убежища в Российской Федерации, изложенных в ст. 2 Положения (см. выше), а также необходимые  автобиографические сведения. Кроме  того, при подаче ходатайства заявитель  вправе также представлять любые  документы в обоснование своего ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.

Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства  в порядке, утвержденном приказом ФМС  РФ от 5 декабря 2007 г. № 451 "Об утверждении  административного регламента Федеральной  миграционной службы по исполнению государственной  функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным  гражданам и лицам без гражданства".

В частности, сотрудник территориального органа ФМС России, ответственный  за прием ходатайства, принимает  документы, удостоверяющие личность заявителя, делает их ксерокопию, проверяет тождественность  личности предъявителя с лицом, изображенным на фотографии в документе.

После заполнения ходатайства  сотрудником территориального органа ФМС России, ответственным за прием  ходатайства, проводится опрос заявителя  с заполнением анкеты, которая  является составной частью ходатайства. На первую страницу анкеты наклеивается фотография заявителя.

Анкета заполняется на русском языке сотрудником территориального органа ФМС России со слов заявителя. Каждая страница анкеты подписывается  заявителем.

После заполнения анкеты и  пятнадцатиминутного перерыва с  заявителем проводится индивидуальное собеседование. Все задаваемые заявителю  вопросы и ответы на них фиксируются  в опросном листе, который является составной частью ходатайства.

Информация о работе Право гна политическое убежище