Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:41, контрольная работа
Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом, что и обуславливает актуальность темы исследования. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке.
Введение
Понятие коммерческой тайны…………...…………………………………...3
Признаки коммерческой тайны………………………………………………4
Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне………………………6
Заключение…………………………………………...……………………...…..14Список использованных источников………………………………………….15
Содержание
Введение
Заключение…………………………………………...…
Введение
Рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.
Правовой
институт коммерческой тайны является
неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.
В процессе осуществления предпринимательской
деятельности накапливается большое количество
разнообразной информации, имеющей важное
значение для успешного развития бизнеса.
В современных условиях информационного
общества информация приобретает значение
важнейшего ресурса, без которого немыслимо
нормальное функционирование ни отдельного
предпринимателя, ни общества и государства
в целом, что и обуславливает актуальность
темы исследования. Более того, с развитием
и совершенствованием информационных
технологий, информация приобретает характер
одного из важнейших видов товара на рынке.
Коммерческая тайна представляет собой определенную совокупность сведений, знаний о чем-либо, являясь, таким образом, видом информационных ресурсов. Информация как таковая по своей сути нематериальна, хотя ее хранение и распространение осуществляется чаще всего с помощью материальных носителей. В этом смысле она ничем не отличается от объектов интеллектуальной собственности, которые сами могут рассматриваться в качестве разновидности информационных ресурсов.
2. Признаки коммерческой тайны.
Информация, составляющая коммерческую тайну, должна, во-первых, иметь коммерческую ценность, то есть полезность для принятия решений в сфере коммерции, которая складывается из таких составляющих, как достоверность, актуальность и полнота. В соответствии с данным критерием из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те, которые не являются коммерчески ценными, то есть важными для интересов осуществления предпринимательской деятельности. Критерий коммерческой ценности должен рассматриваться во взаимосвязи с вышеназванным требованием неизвестности сведений, составляющих коммерческую тайну, третьим лицам. Сведения предполагаются обладающими коммерческой ценностью именно в силу неизвестности их третьим лицам. Коммерческая ценность может проявляться в форме некоторых экономических преимуществ, возникающих у лица, обладающего определенными сведениями, по сравнению с его конкурентами, которым данные сведения неизвестны .
Следующий неотъемлемый признак коммерческой тайны - ограничение доступа к ней на законном основании. Исходя из содержания ГК РФ и Федерального закона "О коммерческой тайне", можно сделать вывод, что третьи лица имеют возможность получить коммерческую тайну только незаконным путем либо в результате небрежности ее обладателя. Российская правоприменительная практика рассматривает положение ГК РФ о конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, выражающейся в неизвестности данных сведений третьим лицам, в качестве "главного для режима коммерческой тайны требования". В таком случае следует отдельно рассмотреть вопрос о том, кого в данном случае необходимо понимать под третьими лицами.
В самом общем виде под третьими лицами применительно по отношению к сведениям, составляющим коммерческую тайну, будут рассматриваться любые заинтересованные в получении последних субъекты. В данном случае главный признак, характеризующий таких лиц, - наличие определенного коммерческого интереса (конкурирующие организации, контрагенты по сделкам и договорам и т.п.).
Применительно к нашей ситуации под третьими лицами следует понимать ту часть персонала организации, которая в силу выполняемых функций не обладает доступом к сведениям, составляющим коммерческую тайну. В то же время обладатель коммерческой тайны вправе сообщить такие сведения некоему ограниченному кругу лиц (например, ряду работников предприятия) под условием неразглашения. В последнем случае до тех пор, пока подобные сведения известны ограниченному кругу лиц, они могут составлять коммерческую тайну.
Вышеназванный
критерий неизвестности сведений, составляющих
коммерческую тайну, третьим лицам
тесно взаимосвязан с требованием
отсутствия свободного доступа к таким
сведениям на законном основании. В соответствии
с данным критерием информация не признается
коммерческой тайной, если третьи лица
могут получить ее из открытых источников
(публикаций, выступлений, презентаций
и т.п.). Известны случаи, когда обладатель
определенных сведений предпочитает сохранять
их в тайне даже в случае, когда они представляют
собой охраноспособные объекты промышленной
собственности (скажем, изобретения).
3. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне.
Любые меры по защите информации должны быть обоснованы с финансовой точки зрения. Конфиденциальность не может стоить дороже тех сведений, которые защищаются. Поэтому прежде чем вводить режим коммерческой тайны, руководству фирмы с участием бухгалтерии и ведущих специалистов нужно оценить экономический эффект, который даст засекречивание информации (величину потенциальной прибыли или предотвращенного ущерба), и сопоставить его с возможными потерями от ее открытого использования.
При этом нужно определить:
1) какие именно сведения нуждаются в защите;
2) кого они могут заинтересовать и какую ценность представляют для конкурентов;
3) какие элементы информации являются наиболее важными и уязвимыми;
4) как долго сведения, составляющие коммерческую тайну, будут актуальными;
5) во что обойдется защита информации с финансовой и организационной точки зрения;
6) круг
сотрудников, имеющих право
7) какие
условия работы будут
Следует
отметить, что несколько противоречивые
формулировки действующего законодательства,
регулирующего порядок
На этот счет существует достаточно широкий набор методов, которые в целом и формируют инструментарий руководителя при коммерциализации собственных секретов.
Первый метод - тотальный. В этом случае организация делает коммерческой тайной абсолютно все. Естественно, кроме сведений, которые не могут быть закрыты. По мнению специалистов, этот метод наименее эффективен. Ведь фирма не сможет защитить информацию полностью. К тому же из-за режима тотальной секретности будет затруднена работа компании.
Второй метод - так называемый плагиаторский. Фирма узнает, какую именно информацию партнеры и контрагенты считают коммерческой тайной на своих предприятиях, и затем поступает аналогично у себя. Минусы этого способа очевидны: универсальных положений для любых фирм практически не существует. А что хорошо для одной компании, может не работать в другой. Однако это довольно популярный способ у небольших компаний.
Третий
метод - аналитический. Здесь руководитель
и главбух ставят себя на место
конкурентов и
И, наконец, последний метод - экспертный. В данном случае фирма приглашает независимых специалистов для оценки информации. Естественно, это наиболее эффективный, но в то же время и дорогой способ.
Конечно, у начальства будет несколько своих предложений, но информацию необходимо систематизировать. Далеко не каждая фирма и предприниматель могут позволить себе нанять специалиста, в силу чего при самостоятельном решении вопроса о степени конфиденциальности сведений следует руководствоваться, как минимум, следующими принципами.
Во-первых, секретной информацией фирме обычно советуют назвать сведения о производстве и технологиях. Сюда входит информация о структуре кадров, характере и условиях производства, организации труда, о производственных возможностях компании, данных и типе размещения оборудования, технологических достижениях. Во-вторых, информация управленческого характера, т.е. о методах управления. В-третьих, плановые документы (планы развития и инвестиций, запасов, готовой продукции, закупок, продаж и т.п.). В-четвертых, финансы. Здесь следует заметить, что не все данные можно делать конфиденциальными. Сюда же можно отнести и ценовую информацию, то есть любые сведения о предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен. В-пятых, всю информацию о партнерах и клиентах (покупателях, поставщиках, посредниках, контрагентах и других) также следует сделать секретной. Не следует открывать и сведения о переговорах, которые ведет или будет вести руководство.
В-шестых, к конфиденциальной следует отнести и личную информацию. То есть все сведения об источниках доходов, личной жизни руководителя, главного бухгалтера, членов их семей, расписание и адреса как деловых, так и личных встреч, данные о друзьях, подругах, пагубных привычках, маршрутах передвижения, информацию о местах хранения ценностей, расположения недвижимости, места жительства и т.д.
Конечно, можно сделать конфиденциальной и другую информацию. Однако такой подход вряд ли оправдан.
Во-первых, бессмысленно засекречивать информацию, которая никому не нужна. Например, цвет мебели или полов в вашем офисе конкурентов явно не заинтересуют.
Во-вторых, незачем охранять общеизвестные сведения, с которыми любой желающий может ознакомиться в открытых источниках. Впрочем, даже если фирма признает такую информацию тайной (или забудет вовремя снять гриф секретности), то предъявить претензии к тому, кто их разгласит, она не сможет - суд не примет иск. Ограничивать доступ нужно к тем данным, которые известны немногим, имеют реальную коммерческую ценность, и утечка которых действительно нанесет предприятию материальный ущерб.
В-третьих, нет смысла объявлять конфиденциальной ту информацию, которая охраняется патентными и авторскими правами. Новый Закон для того и предназначен, чтобы фирма могла сохранить в тайне сведения, на которые такие права не зарегистрированы, но которые она хочет защитить от несанкционированного использования.
В-четвертых, нужно иметь в виду, что чем больше у вас секретов, тем труднее их оберегать. Защита огромной массы данных потребует создания сложной системы безопасности и неизбежно повлечет за собой немалые расходы. Кроме того, дополнительные режимные мероприятия наверняка снизят оперативность работы персонала.
Информация,
разглашение которой может
В сфере финансов:
1) данные бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
2) плановые
и фактические показатели
3) сведения
о личных доходах каждого
Информация о работе Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне