Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом, что и обуславливает актуальность темы исследования. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке.

Оглавление

Введение
Понятие коммерческой тайны…………...…………………………………...3
Признаки коммерческой тайны………………………………………………4
Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне………………………6
Заключение…………………………………………...……………………...…..14Список использованных источников………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Информационное право.doc

— 75.00 Кб (Скачать)
 

 

Содержание

Введение

  1. Понятие коммерческой тайны…………...…………………………………...3
  2. Признаки коммерческой тайны………………………………………………4
  3. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне………………………6

Заключение…………………………………………...……………………...…..14Список использованных источников………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 Рыночная  экономика неразрывно связана с  конкурентными отношениями, одним  из элементов которой являются отношения  по защите коммерческой тайны. И это  вполне понятно: у любой организации  есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.

 Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом, что и обуславливает актуальность темы исследования. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. 
 
 
 
 
 

 
  1. Понятие коммерческой тайны.

 Коммерческая  тайна представляет собой определенную совокупность сведений, знаний о чем-либо, являясь, таким образом, видом информационных ресурсов. Информация как таковая по своей сути нематериальна, хотя ее хранение и распространение осуществляется чаще всего с помощью материальных носителей. В этом смысле она ничем не отличается от объектов интеллектуальной собственности, которые сами могут рассматриваться в качестве разновидности информационных ресурсов.

  1. Далее, будучи плодом человеческих усилий, будь то создание, передача, переработка, хранение или сбор информации, она вполне подпадает и под такой признак интеллектуальной собственности, как результат интеллектуальной деятельности.
  2. Наиболее проблематичным является вопрос о том, может ли информация быть объектом, на который за кем-либо закрепляется исключительное право.
  3. Сказанное, однако, не означает, что монопольное владение и пользование информацией вообще исключено. Напротив, это возможно, но при условии, что информация неизвестна третьим лицам. Таким образом, коммерческая тайна обладает всеми свойствами объекта интеллектуальной собственности и является его особой разновидностью.
  4. Важной особенностью коммерческой тайны является, далее, ее наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя. При этом коммерческой тайной могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке.
 
 

 2. Признаки  коммерческой тайны.

 Информация, составляющая коммерческую тайну, должна, во-первых, иметь коммерческую ценность, то есть полезность для принятия решений в сфере коммерции, которая складывается из таких составляющих, как достоверность, актуальность и полнота. В соответствии с данным критерием из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те, которые не являются коммерчески ценными, то есть важными для интересов осуществления предпринимательской деятельности. Критерий коммерческой ценности должен рассматриваться во взаимосвязи с вышеназванным требованием неизвестности сведений, составляющих коммерческую тайну, третьим лицам. Сведения предполагаются обладающими коммерческой ценностью именно в силу неизвестности их третьим лицам. Коммерческая ценность может проявляться в форме некоторых экономических преимуществ, возникающих у лица, обладающего определенными сведениями, по сравнению с его конкурентами, которым данные сведения неизвестны .

 Следующий неотъемлемый признак коммерческой тайны - ограничение доступа к  ней на законном основании. Исходя из содержания ГК РФ и Федерального закона "О коммерческой тайне", можно  сделать вывод, что третьи лица имеют возможность получить коммерческую тайну только незаконным путем либо в результате небрежности ее обладателя. Российская правоприменительная практика рассматривает положение ГК РФ о конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, выражающейся в неизвестности данных сведений третьим лицам, в качестве "главного для режима коммерческой тайны требования". В таком случае следует отдельно рассмотреть вопрос о том, кого в данном случае необходимо понимать под третьими лицами.

 В самом общем виде под третьими лицами применительно по отношению к сведениям, составляющим коммерческую тайну, будут рассматриваться любые заинтересованные в получении последних субъекты. В данном случае главный признак, характеризующий таких лиц, - наличие определенного коммерческого интереса (конкурирующие организации, контрагенты по сделкам и договорам и т.п.).

 Применительно к нашей ситуации под третьими лицами следует понимать ту часть  персонала организации, которая  в силу выполняемых функций не обладает доступом к сведениям, составляющим коммерческую тайну. В то же время обладатель коммерческой тайны вправе сообщить такие сведения некоему ограниченному кругу лиц (например, ряду работников предприятия) под условием неразглашения. В последнем случае до тех пор, пока подобные сведения известны ограниченному кругу лиц, они могут составлять коммерческую тайну.

 Вышеназванный критерий неизвестности сведений, составляющих коммерческую тайну, третьим лицам  тесно взаимосвязан с требованием  отсутствия свободного доступа к таким сведениям на законном основании. В соответствии с данным критерием информация не признается коммерческой тайной, если третьи лица могут получить ее из открытых источников (публикаций, выступлений, презентаций и т.п.). Известны случаи, когда обладатель определенных сведений предпочитает сохранять их в тайне даже в случае, когда они представляют собой охраноспособные объекты промышленной собственности (скажем, изобретения). 
 

 3. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне.

 Любые меры по защите информации должны быть обоснованы с финансовой точки зрения. Конфиденциальность не может стоить дороже тех сведений, которые защищаются. Поэтому прежде чем вводить режим коммерческой тайны, руководству фирмы с участием бухгалтерии и ведущих специалистов нужно оценить экономический эффект, который даст засекречивание информации (величину потенциальной прибыли или предотвращенного ущерба), и сопоставить его с возможными потерями от ее открытого использования.

 При этом нужно определить:

 1) какие  именно сведения нуждаются в защите;

 2) кого  они могут заинтересовать и  какую ценность представляют  для конкурентов;

 3) какие  элементы информации являются  наиболее важными и уязвимыми;

 4) как  долго сведения, составляющие коммерческую  тайну, будут актуальными;

 5) во  что обойдется защита информации с финансовой и организационной точки зрения;

 6) круг  сотрудников, имеющих право доступа  к такого рода сведениям и  осуществляющих работу с ними;

 7) какие  условия работы будут необходимы  и достаточны для обеспечения  конфиденциальности соответствующей категории сведений.

 Следует отметить, что несколько противоречивые формулировки действующего законодательства, регулирующего порядок отнесения  сведения к коммерческой тайне, отсутствие достаточно определенного перечня  сведения, которые подлежат "грифованию", требуют, в свою очередь, приведения некоторой систематизации положений в части, касающейся вопросов, что может быть признано коммерческой тайной, а что к таковой не относится.

 На  этот счет существует достаточно широкий  набор методов, которые в целом и формируют инструментарий руководителя при коммерциализации собственных секретов.

 Первый  метод - тотальный. В этом случае организация  делает коммерческой тайной абсолютно  все. Естественно, кроме сведений, которые  не могут быть закрыты. По мнению специалистов, этот метод наименее эффективен. Ведь фирма не сможет защитить информацию полностью. К тому же из-за режима тотальной секретности будет затруднена работа компании.

 Второй  метод - так называемый плагиаторский. Фирма узнает, какую именно информацию партнеры и контрагенты считают коммерческой тайной на своих предприятиях, и затем поступает аналогично у себя. Минусы этого способа очевидны: универсальных положений для любых фирм практически не существует. А что хорошо для одной компании, может не работать в другой. Однако это довольно популярный способ у небольших компаний.

 Третий  метод - аналитический. Здесь руководитель и главбух ставят себя на место  конкурентов и недоброжелателей. Они анализируют, какая именно информация могла бы их заинтересовать.

 И, наконец, последний метод - экспертный. В данном случае фирма приглашает независимых  специалистов для оценки информации. Естественно, это наиболее эффективный, но в то же время и дорогой способ.

 Конечно, у начальства будет несколько  своих предложений, но информацию необходимо систематизировать. Далеко не каждая фирма и предприниматель могут позволить себе нанять специалиста, в силу чего при самостоятельном решении вопроса о степени конфиденциальности сведений следует руководствоваться, как минимум, следующими принципами.

 Во-первых, секретной информацией фирме  обычно советуют назвать сведения о  производстве и технологиях. Сюда входит информация о структуре кадров, характере  и условиях производства, организации  труда, о производственных возможностях компании, данных и типе размещения оборудования, технологических достижениях. Во-вторых, информация управленческого характера, т.е. о методах управления. В-третьих, плановые документы (планы развития и инвестиций, запасов, готовой продукции, закупок, продаж и т.п.). В-четвертых, финансы. Здесь следует заметить, что не все данные можно делать конфиденциальными. Сюда же можно отнести и ценовую информацию, то есть любые сведения о предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен. В-пятых, всю информацию о партнерах и клиентах (покупателях, поставщиках, посредниках, контрагентах и других) также следует сделать секретной. Не следует открывать и сведения о переговорах, которые ведет или будет вести руководство.

 В-шестых, к конфиденциальной следует отнести и личную информацию. То есть все сведения об источниках доходов, личной жизни руководителя, главного бухгалтера, членов их семей, расписание и адреса как деловых, так и личных встреч, данные о друзьях, подругах, пагубных привычках, маршрутах передвижения, информацию о местах хранения ценностей, расположения недвижимости, места жительства и т.д.

 Конечно, можно сделать конфиденциальной и другую информацию. Однако такой  подход вряд ли оправдан.

 Во-первых, бессмысленно засекречивать информацию, которая никому не нужна. Например, цвет мебели или полов в вашем офисе конкурентов явно не заинтересуют.

 Во-вторых, незачем охранять общеизвестные  сведения, с которыми любой желающий может ознакомиться в открытых источниках. Впрочем, даже если фирма признает такую  информацию тайной (или забудет вовремя снять гриф секретности), то предъявить претензии к тому, кто их разгласит, она не сможет - суд не примет иск. Ограничивать доступ нужно к тем данным, которые известны немногим, имеют реальную коммерческую ценность, и утечка которых действительно нанесет предприятию материальный ущерб.

 В-третьих, нет смысла объявлять конфиденциальной ту информацию, которая охраняется патентными и авторскими правами. Новый  Закон для того и предназначен, чтобы фирма могла сохранить  в тайне сведения, на которые такие права не зарегистрированы, но которые она хочет защитить от несанкционированного использования.

 В-четвертых, нужно иметь в виду, что чем  больше у вас секретов, тем труднее  их оберегать. Защита огромной массы  данных потребует создания сложной системы безопасности и неизбежно повлечет за собой немалые расходы. Кроме того, дополнительные режимные мероприятия наверняка снизят оперативность работы персонала.

 Информация, разглашение которой может нанести  фирме ущерб, во многом зависит от профиля ее деятельности. И все же общие признаки у "опасных" сведений есть. Ниже мы приводим примерный перечень данных, возможную утечку которых специалисты по защите информации рекомендуют пресекать в первую очередь.

 В сфере  финансов:

 1) данные  бухгалтерского, налогового и управленческого учета;

 2) плановые  и фактические показатели финансово-хозяйственной  деятельности;

 3) сведения  о личных доходах каждого работника;

Информация о работе Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне