Понятие признаки и структура гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Объектом работы будут являться общественные отношения в сфере взаимодействия государства и общества.
Предметом работы является правовое регулирование общественных отношений гражданского общества.
Цель работы состоит в изучении понятия, признаков и структуры гражданского общества в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………
1. Характеристика гражданского общества как элемента правового государства…………………………………………………………….
1.1 Развитие идеи гражданского общества
1.2 Понятие гражданского общества
2. Структура и признаки гражданского общества
2.1 Структура гражданского общества
2.2 Признаки гражданского общества
Заключение
Библиографический список
Глоссарий

Файлы: 1 файл

Понятие признаки и структура гражданского общества в России.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Гражданское общество – современное организованное, внутренне упорядоченное общество, граждане которого объединены в социальные преобразования с помощью различных  культурных, этнических, экономических, политических интересов, контролирующее деятельность государственных органов. Данное понятие включает совокупность  отношений: нравственные, религиозные, социальные, национальные и многие другие. Как правило, оно предполагает образование организаций, ассоциаций как результат самопроявления граждан, имеющие определенные законы и правило, которые ограничивают вмешательство со стороны государства.   

 Основными  функциями гражданского общества  являются:

-         защита частной жизни человека;

-         контроль государственной власти и ее ограниченное вмешательство в различные сферы человеческой деятельности;

-         стабилизация общественных отношений.  

   

       Гражданское общество – это  независимое от государства общество  с развитыми политическими, экономическими, культурными отношениями, имеющее в своем составе людей высокого социального, культурного, морального статуса и с государством образующее крепкие и справедливые правовые отношения. Структура гражданского общества сложна, включает различные виды отношений (хозяйственные, экономические, правовые), находящиеся в конкуренции и не нарушающие законы. Гражданское общество появилось с возникновением рыночных отношений, и важной ее характеристикой является саморегуляция общества. Гражданское общество гарантирует разделение сферы государства и общества, обеспечивая свободу, равные права, невмешательство в частную жизнь каждого гражданина. Термин "гражданское общество" прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д. При этом очевиден большой разброс как в конкретном определении различными авторами самого понятия "гражданское общество", так и в подходах к его анализу. Можно вынести несколько определений этого термина, но основная идея, конечно же, у них одна.

     Гражданское общество - это 1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

     наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов  различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

     высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

     законообеспеченность  населения, то есть функционирование правового  государства.

Гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. "Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность".

     То  есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

     Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

     По  сути дела, интересы меньшинств в гражданском  обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

     Гражданское общество существует и функционирует  в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно  взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной  или активной оппозиции к государству.

     Отметим, что в основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих  идей и принципов, независимо от специфики  той или иной страны. К ним относятся (Приложение А):

     экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

     легитимность  и демократический характер власти;

     безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;

     классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

     правовое  государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

     равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

     политический  и идеологический плюрализм, наличие  легальной оппозиции;

     свобода слова и печати, независимость  средств массовой информации;

     невмешательство государства в частную жизнь  граждан, их взаимные обязанности и  ответственность;

     эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

     Таким образом, гражданское общество определяется как целостная общественная система, характеризующаяся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, наличием политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную.

 

      Структура гражданского общества

     Структура гражданского общества - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

     Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными  потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

     Структуру современного гражданского общества можно  представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

     В социальной сфере институтами гражданского общество являются семья и различные  коллективы людей: трудовые, служебные, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам (клубы, охотничьи, рыбаловецкие коллективы, садоводческие  товарищества и т.д.), детские, молодежные организации, не носящие политического характера (например, организации бойскаутов). Следует отметить, в данном случае имеется в виду социальная сфера - это сфера всей общественной жизни, включая экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.

     В экономической сфере институтами  гражданского общества являются организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием  различного рода услуг, как материального, так и нематериального характера (банковско-кредитные учреждения, туристические фирмы, организации по возмездному оказанию юридических услуг).

     В политической сфере институтами  гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной  политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи).

     Важнейшим институтом гражданского общества в  политической сфере является местное  самоуправление, органы которого совместно  с органами государства представляют систему публичной власти и являются связующим звеном между гражданским  обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества. Своеобразием отличается такой институт гражданского общества, как профессиональные союзы (профсоюзы). Они действуют как в политической, так и в экономической сфере.

     В духовно-культурной сфере институтами  гражданского общества являются учреждения культуры, творческие организации и  союзы, образовательные учреждения, физкультурные и спортивные клубы, союзы (федерации), церковь и религиозные (конфессиональные) организации, не носящие политического характера.

     В информационной сфере институтами  гражданского общества являются средства массовой информации (газеты и журналы, радио и телевидение, информационные страницы Интернета). В тоталитарном государстве все вышеуказанные сферы общественной жизни оказываются либо полностью огосударствленными, либо находятся под жестким, всеобъемлющим контролем органов государства, а в идеологизированном государстве, каковым был бывший СССР, и под контролем организаций правящей партии (в СССР - Коммунистической партии Советского Союза - КПСС).

     Наиболее  огосударствленными в бывшем СССР оказались  экономическая и политическая сферы. В экономической сфере признавалась только социалистическая (государственная  и колхозно-кооперативная) форма собственности на средства производства. Частная собственность была запрещена, была предусмотрена уголовная ответственность за частнопредпринимательсткую деятельность и коммерческое посредничество (ст.153 УК РСФСР 1960 г.). Вследствие этого организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг как материального, так и нематериального характера, были в основном государственными. Колхозной формой собственности являлись коллективные хозяйства (колхозы), занятые преимущественно в сфере сельского хозяйства. Фактически колхозы пользовались никакой самостоятельностью, их деятельность полностью контролировалась государственными органами и КПСС. Производственные кооперативы представляли ничтожно малый процент в экономической системе советского общества.

     Политическая  сфера советского общества характеризовалась  жесткой однопартийностью. Никакие  иные политические партии, кроме КПСС, не действовали. Единственной молодежной политической организацией являлся  Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) - комсомол. Политический характер носила даже детская организация - Всесоюзная пионерская организация - Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина.

     Местное самоуправление в бывшем СССР отсутствовало - местные Советы входили в систему органов государственной власти и полностью подчинялись вышестоящим государственным органам.

     Профессиональные  союзы имели централизованное руководство  в лице Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Юридически профсоюзы считались общественной организацией. Однако фактическое огосударствление профсоюзов началось еще в первые годы Советской власти. Они были объявлены "школой коммунизма" и фактически вошли в механизм советского государства, причем профсоюзы первоначально даже отводилось второе место после коммунистической партии. По поводу В.И.Ленина в работе "Детская жизнь "левизны" в коммунизме" писал: "Партия непосредственно опирается на профсоюзные органы, которые насчитывают теперь, по данным последнего (апрель 1920 г.) съезда, свыше 4 миллионов человек. Фактически все руководящие учреждения громадного большинства союзов... состоят из коммунистов и проводят все директивы партии... Затем, разумеется, вся работа партии идет через Советы, которые объединяют трудящиеся массы без различия профессий... Таков общий механизм пролетарской государственной власти, рассмотренной "сверху", с точки зрения практики осуществления диктатуры".

Информация о работе Понятие признаки и структура гражданского общества