Понятие правовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Cвое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Cуществует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________3

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ____________________________________________4

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ____________________________________________________________________6

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ___________________________________6

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ИЛИ СИСТЕМА "ОБЩЕГО ПРАВА"_7

МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА____________________________________8

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ______________________________________________11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________________ 14

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.docx

— 35.97 Кб (Скачать)

 

МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА.

Мусульманская правовая система  принадлежит к семье так называемого  религиозно-традиционного права, свойственного  странам Азии и Африки.

Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов:

1. Признается большая  ценность права, но само право понимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение права и религии.

2. Отбрасывается сама  идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся  страны мусульманского, индусского и  иудейского права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Мусульманское право - это  система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.

 

Оно охватывает все сферы  социальной жизни, а не только те, которые  подлежат правовому регулированию.

Мусульманское право - сложное  социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родо-племенного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова.

Мусульманское право как  система юридических норм образовалась не сразу. В начальный период развития ислама и мусульманской общины юридические и иные правила поведения практически не различались. Не случайно в это время мусульманская догматика (богословие) и правоведение - тесно переплетались и не составляли самостоятельных направлений мусульманской идеологии.

Мусульманское право оказывает  глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического  фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, наиболее тесно соприкасается с государством и правом.

Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно - политического фактора  заставляет обратиться к исследованию его специфических черт, как самостоятельной правовой системы. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами и не играют самостоятельной роли. Среди многих ученых утвердилось мнение о неразрывном единстве религиозных и правовых норм.

Основными источниками мусульманского права - как и не юридических норм ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Юридические правила поведения  тесно связаны с религиозными нормами и взаимодействуют с  ними. Однако относительно небольшое  число норм мусульманского права  возникло на основе соответствующих  религиозных предписаний, а преобладающая  их часть имеет к религии лишь косвенное отношение. Поэтому связи  мусульманского права с религией характеризуются противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через деятельность как религиозных уч-реждений (которые являются одновременно элементом государственного механизма) так и собственно государственных органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы; с другой - наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. Эти различия проявляются в том, что государство поддерживает возможностью своего принуждения отнюдь не все религиозные нормы, а также в формировании большинства норм мусульманского права без непосредственной связи с религиозными предписаниями, в применении юридических норм не только мусульманскими судами (выполняющими функции религиозных норм в качестве чисто религиозных учреждений) но и светскими (государственными) судебными органами (полиция, светские суды).

 

Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права  и степень их влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока.

Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право  продолжает применяться максимально  широко. Прежде всего его нормы  и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления.

Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя сфера действия мусульманского права не является здесь столь  всеобъемлющей как в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего принципы и нормы  мусульманского права оказывают  заметное влияние на основные акты конституционного характера и деятельность государственного механизма этих стран.

Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства  арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан). Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и мусульманского права.

И, наконец, особое положение занимают правовые положения Туниса и Народно-Демократической республики Йемен (НДРЙ). Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права.

 

 

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА  РОССИИ.

Российская правовая система  своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности.

Древнейшие источники  русского права - обычаи славянских племен. При возникновении княжеств обычаи превращались в обычное право. Дальнейшее развитие русской правовой идеи выразилось в движении к созданию единой государственности. На смену вечевым собраниям приходит земские соборы. Основным источником права делаются законодательства. 18 век завершил самостоятельные этапы  развития русского права. При Петре I идет активный "экспорт" европейской  правовой культуры, который насаждается "сверху", самим государством. После эпохи Петра и далее  продолжается массированное проникновение  различных европейских институтов в русскую жизнь - от бытовых до государственно-правовых. Поэтому, правовая система России сейчас выступает  как сложное, противоречивое сочетание  божественного смысла, человеческого  поведения и исскуственной, подчас коньюктурной маски, надеваемой на русский  правовой феномен политической властью  или господствующей идеологической системой.

Историческими, религиозными и юридическими источниками российской правовой системы, выступают два  таких разных, на первый взгляд, законодательных  массива, как право Российской Империи и советского права. В результате столь сложного переплетения нормативного материала различной идеологической природы, в том числе включающего многих западных правовых ценностей, российское право пришло в сложное состояние начала новой этапной революции.

Правовая система России принадлежит к особому типу правовой цивилизации. У нее специфическая  система правой идентификации, которая, однако, не делает ее каким-то исключением  в юридическом мире. Для русского типа правовой идентификации характерно стремление правосознания вкладывать в явление права собственный  социально-этический смысл, стихийно - практический поиск справедливости вне строгой позитивистской юридической  формы. Символ христианской Троицы в  ее православном толковании олицетворяет три принципиально важные для  понимания российского права  идеи: идею духовного единства людей, идею социальности и соборности всего  живого в мире и идею социальной ответственности человека. Единство русского народа основывалось не на праве. Авторы западных стран могут сколько  угодно насмехаться над юстицией и судьями, высмеивать их слабости, но ни один из этих авторов не представляет себе общество, которое может жить без судов и без прав. Такое  представление мало кого шокировало в России.

Ценность российского  права - есть его способность к  выражению духовности общества, от чего правопорядок приобретает завершенность  и целостность с культурой.

Российская правовая идея нуждается в самопознании, выявлении  и активизации в политической культуре российского общества. Это  возможно лишь в рамках своеобразной и во многом новой для России консервативной правовой революции, которая будучи направлена не на разрушение, а на исключительно  понимание всего существующего, накопленного Россией на самых различных  этапах ее политической истории, должна привести, в конечном счете, к самораскрытию  права как элемента национальной общероссийской культуры.

 

Россия провозгласила  движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение  ее правовой системы на новом, качественном уровне, при сохранении специфики, с  романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также  восприятия некоторых достоинств прецедентного  права, присущих системе "общего права".

Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и  верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности  государства и личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в  экономике, политике и идеологии, т.е. существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество, находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая, опосредуя общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему права. Как целостное образование она охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс.

Современный этап развития права характеризуется гигантским ростом “правового производства”. Широкая юридизация общественных отношений свидетельствует о стремлении государств более активно воздействовать с помощью правовых средств на экономические и социальные процессы.

Известно, что система  каждого государства состоит  из  множества отраслей, среди  которых конституционное право  занимает ведущее место. Оно обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей права. В нем провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами других отраслей права.

В реальной жизни правовые системы различных государств отличаются большим многообразием, спецификой, подчас уникальностью. Вместе с тем при всем многообразии характеристик, факторов и путей развития национальных систем (т.е. систем тех или иных стран) существенно то, что отправные моменты их развития связаны с характером и уровнем дифференциации права и социального регулирования в данной стране в целом, а еще больше — с доминирующим положением того или иного элемента правовой системы. Исходя из этого, в пестрой картине правовых систем и выделяют семьи.

Наверное не существует идеальной  правовой модели, которая одинаково  подходила бы для всех стран. Много  плюсов можно отметить у романо-германской правовой системы. Правовые нормы четко  кодифицированы. Правоприменителю не составляет труда найти ту или  иную норму. Но с другой стороны, доктрина выражающая тождество права и  закона, может сыграть и отрицательную  роль. Так было в 30 годы в Германии и ряде других стран, когда к власти пришел тоталитарный режим, и изменив  законы, поставил закон над правом.

У прецедентного права  преимущество в том, что оно ближе  к практике, но с другой стороны  очень затруднен поиск прецедентов  при реализации норм права.

В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических связей между  странами наблюдается тенденция  к сближению правовых систем различных  стран. Так в странах "общего права" все большее значение приобретает  кодификация, а в странах континентального права - наоборот судебный прецедент.

Также не трудно увидеть, что  даже принадлежность стран к одной  и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми  системами этих стран.

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Алексеев С.С.  Теория права - М.: Изд-во БЕК, 1994.- 224с.
  2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник Т.1. /Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1993.- 246с.
  3. Общая теория права: Учеб. пособие для юридич. вузов /Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Манускрипт, 1994.- 396с.
  4. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1999.Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова. - М: Изд-во БЕК, 1995.- 336с.
  5. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.

 


Информация о работе Понятие правовой системы